ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Как привлечь заемные средства


Антон Ходарев
Источник: Журнал "Генеральный директор"
В 2006 году в журнале «Генеральный Директор» была опубликована статья «Где найти средства для развития», в которой рассматривались разные варианты привлечения финансов для развития бизнеса: в виде банковских кредитов, капитала венчурных фондов и частных инвесторов (бизнес-ангелов), путем размещения акций и облигаций на фондовом рынке. Сегодня некоторые из этих способов не работают вовсе, воспользоваться другими стало сложнее. Попробую рассказать, что именно изменилось, и дать советы, как и где привлекать заемные средства в сложившейся ситуации.

Государственная поддержка

По заявлению Правительства РФ, несмотря на секвестирование бюджета 2009 года, государство в этом году увеличивает средства, выделяемые на программу поддержки малого и среднего предпринимательства, в 2,5 раза – до 10,5 млрд руб. Приоритеты программы:

  • Предоставление грантов начинающим компаниям (реализуется только в 12 регионах).
  • Развитие микрофинансирования. Объем одного займа до зарплаты составляет до 100000 рублей – подробнее https://dobrozaim.ru/zaimy/do-zarplaty/. В 2009 году планируется выдать не менее 20 тысяч таких займов (в программе намерены участвовать две трети регионов).
  • Создание гарантийных фондов по кредитам для малого и среднего бизнеса. Средний размер кредита, обеспечиваемого фондами, – 2 млн руб., гарантиями покрывается до 70% суммы (к концу 2009 года такие фонды будут более чем в половине российских регионов).
  • Субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым малому и среднему бизнесу. Планируется распределять субсидии по регионам пропорционально доле малых компаний, действующих на территории каждого региона. Минэкономразвития планирует охватить субсидиями каждый десятый кредит.

Проводимый Минэкономразвития мониторинг показывает, что в России снизился темп роста кредитования малого и среднего бизнеса. Если за первое полугодие 2008 года рост составил 31,28%, то за период с июля по октябрь он упал до 2,67%. А за ноябрь – декабрь совокупный кредитный портфель шести крупнейших банков, кредитующих малый бизнес, снизился более чем на 50 млрд руб. (с 853 до 795 млрд руб.), или на 6%. Одновременно в IV квартале средневзвешенная ставка по кредитам малому и среднему бизнесу достигла 20% (на начало года – 13%).

Для поддержки кредитования малого и среднего бизнеса правительство выделило банковскому сектору (через Внешэкономбанк) 30 млрд руб. Кроме того, правительство будет требовать, чтобы банки, получившие государственные деньги в рамках программы помощи реальному сектору экономики, наращивали объемы кредитования предприятий как минимум на 2% в месяц. Однако пока, как рассказали нашему журналу (на условиях анонимности) руководители предприятий из разных регионов России, банки на местах практически не выдают кредитов, используя полученные финансовые ресурсы для валютных спекуляций и поддержания собственной ликвидности.

Еще один труднорешаемый для небольших предприятий вопрос – это подключение к электросетям. В представленном в правительство проекте постановления предусматривается установить льготные тарифы на подсоединение. При этом для потребителей стоимость подключения мощности до 15 кВт не будет превышать 5 МРОТ (550 руб.), а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт можно будет внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости с правом беспроцентной рассрочки на три года.

Подготовлено редакцией по материалам открытых источников

Банковский кредит

Деньги всегда дают в рост, поэтому в период кризиса ожидать от банков низких кредитных ставок не приходится. Высокой ставкой банк старается компенсировать повышенную стоимость привлекаемых ресурсов и высокие риски. Дешевых денег на рынке сейчас нет. Поэтому прежде чем переступить порог банка, надо четко просчитать, выдержит ли предприятие такую нагрузку по обслуживанию заемных средств. Замечу, что для большинства предприятий банковские ставки относительно приемлемы. Они, конечно, влекут потерю прибыли – но не банкротство. Приговором такие ставки являются только для молодых предприятий.

Высокие ставки не единственная мера, с помощью которой банки стараются обезопасить свой бизнес: они переходят на крайне консервативную политику выдачи денежных средств предприятиям. Это отнюдь не означает, что кредиты не выдаются вовсе. При любой рыночной ситуации банки будут вынуждены давать займы, потому что их основная задача как коммерческих организаций – вложить собранные от населения и предприятий средства с прибылью, чтобы заработать на разнице между процентами за привлечение и предоставление денежных средств. Если банки перестанут выдавать кредиты, их бизнес пойдет на спад. Другими словами, даже сегодня можно и нужно пробовать получить кредит. Следующие действия увеличат Ваши шансы это сделать:

  • Обращайтесь в разные банки. Готовьте какие только возможно пакеты документов. Сначала идите в банк, который обслуживает Вашу компанию, потом в банк, где у Вас есть знакомые, затем туда, где знаете хоть кого-то, и, наконец, в банки, о которых Вы слышали, что кредиты там все-таки выдаются.
  • Ищите знакомых. Знакомства среди персонала банка помогут Вам собрать необходимую информацию: может ли банк кредитовать такой бизнес, как у Вас (всегда есть внутренние указания), за кем последнее слово на заседании кредитного комитета.
  • Подготовьте презентацию. Надо быть готовым, как только представится случай, красиво и уверенно презентовать свой бизнес, его возможности по возврату денежных средств, рассказать, какие шаги Вы предпринимаете для нивелирования рисков.
  • Объединяйтесь с другими предприятиями для получения кредита. Для России это редкость, а за рубежом такой метод используется довольно часто. Если предприятия обращаются за кредитом как «единый актив» (связаны перекрестным поручительством), их шансы увеличиваются в полтора-два раза. Если у Вашей фирмы есть непрямые конкуренты (занимающиеся смежными видами бизнеса) или у Вас есть хорошие знакомые в том или ином бизнесе, то осуществить такую сделку будет несложно. Предприятие может запросить кредит для себя, а чтобы «обеспечить возвратность», оно приводит второе предприятие в качестве поручителя. Сообщать ли банку, что Вы занимаете деньги на двоих, – решать Вам.

Помните, что основные принципы выдачи займа – возвратность, обеспеченность, платность – в кризисной ситуации не меняются. Просто если раньше банк смотрел на что-то сквозь пальцы, то теперь он на все смотрит через лупу и при малейшем сомнении в Вашей платежеспособности предпочитает денег не давать. Выдавая кредиты для пополнения оборотного капитала, банки рассуждают примерно следующим образом. На привлеченные деньги компания приобретет товары, которые нужно переработать и продать, после чего деньги нужно еще инкассировать, и только потом предприятие сможет их вернуть. Так как заемщик работает с контрагентами, которые испытывают такие же проблемы с ликвидностью, то риск невозврата заемных средств увеличивается в разы. Для Вас это означает, что сегодня для получения кредита недостаточно просто собрать пакет документов и передать его на рассмотрение кредитным инспекторам. Нужно быть готовым доказывать, убеждать, заставлять верить в себя. Попробую дать несколько советов, какие гарантии возврата можно предложить банкирам:

  • Долгосрочные договоры с покупателями продукции. Сами договоры, а также история оплаты этими покупателями Вашей продукции в прошлом помогут убедить банкиров, что контрагенты с Вами рассчитываются и будут продолжать это делать.
  • Наличие среди покупателей крупных компаний или структур государственной и смешанной собственности. Крупные компании и госструктуры в наше нестабильное время становятся неплохими гарантами платежей для банков.
  • Предусмотренная в договорах с поставщиками отсрочка платежей. Договоры на поставку продукции, реализуемой Вашей компанией, должны содержать условие о максимально возможных отсрочках платежей. Надо быть с банкирами «одной крови» и декларировать принцип жесткой работы с поставщиками (если только один из поставщиков не заемщик в этом же банке – это тоже полезно проверить заранее).
  • И, конечно, обеспечение кредита (залог). Если раньше для получения оборотного кредитования Вы могли заложить товары, находящиеся в обороте, то сейчас нужно искать другие способы обеспечения: личные поручительства, залог акций (долей) компании. Сейчас обеспеченность – это фактор, отсекающий от банковского финансирования молодой бизнес, у которого почти все активы оборотные. Таким компаниям стоит подумать о приобретении чего-то «твердого» под обороты компании и залоге приобретаемого актива. Товары, недвижимость, земля сейчас падают в цене. Банки стараются брать в обеспечение (залог) только ликвидные активы с максимальным дисконтированием. Никто не может предсказать поведение любого рынка, поэтому банки прибегают к испытанному способу: взять имущество в залог за треть или половину от его нынешней цены. Если у Вас есть интересные залоги, то считайте, что Вам повезло.

Еще один совет, который применим в работе как с банками, так и с частными инвесторами (о которых речь пойдет дальше): просите сумму, жизненно необходимую для развития компании, – и не больше. Если руководитель предприятия, не имеющего источника дохода в будущем, хочет взять заем для поддержания привычного «докризисного» образа жизни или для выплаты долгов по зарплате – на это сегодня никто денег не даст. Даже если случится чудо и кто-то поможет, предприятие все равно не выживет. А если компания берет деньги на покупку двух дополнительных автомобилей, чтобы развозить продукцию, или станка, который повысит производительность в полтора раза, и может внятно объяснить свои планы банку или инвестору, подкрепив их цифрами, то у такой компании есть все шансы получить заемные средства.

Частные инвестиции

Частные инвестиции работают на любом этапе развития рынка, в кризисной ситуации в том числе. Сейчас есть только один нюанс: если раньше компания могла получить приличные заемные деньги за небольшую долю (10% акций), то теперь любой инвестор, делая упор на неспособность компании обеспечить немедленную и гарантированную прибыль, попросит не менее блокирующего или даже контрольного пакета (от 25% плюс одна акция до 50% акций и больше). При этом он становится совладельцем бизнеса.

 

Экспертное мнение

Как строить отношения с частным инвестором

Дмитрий Костыгин Член совета директоров компании «Лента», частный инвестор, Санкт-Петербург

«Лента»

Сфера деятельности: розничная торговля продуктами питания. Форма организации: ООО. Территория: головной офис в Санкт-Петербурге, магазины в 15 городах России. Численность персонала: 15 000. Объем продаж: около 2 млрд долл. США (в 2008 году).

В большинстве случаев бизнес привлекает частные инвестиции при помощи инвестбанков. По крайней мере, так было до наступления кризиса. Но получение средств через инвестбанки не единственный путь: можно получить кредит у частных лиц. Иногда к ним обращаются напрямую, но чаще через знакомых или знакомых знакомых. Отмечу, что если речь идет о сравнительно небольших суммах (от десятков до сотен тысяч долларов США), то самостоятельный поиск инвестора – это единственно возможный вариант для предприятия. Конечно, надо понимать, что такие поиски отнимают много времени и руководителям бывает сложно сориентироваться в разнообразии источников капитала.

Предприятие может рассчитывать на деньги частного инвестора, если выполнены два важных условия. Первое – ведение в компании учета по международным стандартам финансовой отчетности. Без этого детальный разговор с инвестором становится практически невозможен. Второе – мягкое финансовое моделирование. Потенциальному инвестору должно быть понятно, как в разных рыночных ситуациях будет складываться ситуация с продуктами, которые он собирается финансировать. Постарайтесь показать не только как один и тот же жесткий бюджет накладывается на пессимистическое и оптимистическое развитие событий, но и структурно различные сценарии. Отобразите, как будут изменяться основные 10–15 статей расходов и доходов при разных вариантах развития событий.

Шансы получить поддержку частного инвестора не зависят от отрасли, в которой работает компания. Все «частники» ищут потенциальные сферы для инвестирования. Варианты сотрудничества не ограничиваются только продажей доли компании или займом в чистом виде (долгом). Это самые простые, но вместе с тем и самые рискованные решения. Комбинируя их, можно разработать условия сотрудничества, намного более интересные как для предприятия, так и для частного инвестора. Приведу примеры:

  • Долг с возможностью его конвертации в акции. В этом случае компания возвращает занятые деньги своими акциями или долей в бизнесе.
  • Акционерный капитал с возможностью его превращения в долг. Инвестор покупает акции компании, при этом стороны подписывают соглашение, по которому инвестор получает право продать эти акции обратно предприятию на оговоренных условиях. В результате предприятие станет должно определенную сумму.
  • Раздел прибыли по каким-либо направлениям или объектам или варианты залогов и гарантий.

Поскольку сейчас во всем мире котировки акций на биржах сильно снизились, в некоторых ситуациях цена 100% акций компаний с учетом долга равна сумме двух-трех чистых прибылей за год. Это задает цену «альтернативы инвестирования».

В любом случае условия, на которых привлекаются частные инвестиции, зависят от конкретного финансового продукта конкретной компании. Например, недавно я инвестировал свои средства в компанию, работающую в сфере фастфуда, под 2% годовых с отличным обеспечением и с возможностью конвертировать долг в акции (и получить при определенных условиях до 50% предприятия). Другой пример – инвестиции в компанию, занимающуюся строительством. По этому договору проценты по долгу не платятся, но объекты по мере их строительства становятся предметами залога, а ставка по займу зафиксирована на уровне 14% годовых. Есть вариант раздела прибыли, при котором ставка фактически поднимается до 20%. А у компании, в свою очередь, есть возможность выкупить заложенный продукт, обеспечив фактическую доходность 22% годовых.

Как и раньше, основные отличия инвестиционных фондов от частных инвесторов – в сумме, которую инвестфонды готовы вложить, а также в минимальном размере прибыли, которую они хотят получить (то есть кредиты даются под разные процентные ставки). Соответственно, фонды и частные инвесторы интересуются разными объектами для инвестирования. Малому и среднему бизнесу стоит, скорее, обращаться к частным инвесторам: шансов получить у них небольшую сумму значительно больше. К тому же у них деньги можно взять взаймы, а не в обмен на долю в компании (акции).

 

Рассказывает практик

Кирилл Шаланкин Частный инвестор, Москва

Не люблю, когда деньги лежат «в шкафу», поэтому свободные средства (800 тыс. руб.) я решил вложить в какой-нибудь проект. Условия, на которых я был готов инвестировать, – долевое участие в качестве соучредителя или акционера. Проекты искал, обращаясь к знакомым, а также на бизнес-форумах в Интернете. Выбор подходящего варианта проходил в три этапа.

1. Знакомство с проектом и его автором. Краткое описание проекта должно содержать веские аргументы, убеждающие в том, что проект будет работать, и расчеты. Для меня важна определенная миссия проекта (никогда не буду делать деньги на деградации людей и развитии у них плохих качеств). Также важно, чтобы будущий партнер оставил о себе приятное впечатление: исправить недочеты в бизнес-плане легко, а недочеты в характере – очень сложно.

2. Обсуждение бизнес-плана. На этом этапе я старался взять на себя роль критика. Предлагал негативные сценарии развития бизнеса и оценивал, как автор проекта на них реагирует, какие у него варианты решений. В результате становилось понятно, насколько хорошо продуман план, не думает ли автор проекта, что главное – привлечь деньги, а дальше все пойдет как по маслу.

3. Двухнедельное размышление. Если первые два этапа проходили удачно, я брал две недели на принятие решения: если желание вложить деньги в проект не угасает, значит, можно инвестировать.

В результате я остановил свой выбор на московской компании, которая будет заниматься подбором временного персонала для BTL-акций и масштабных PR-кампаний. Автор проекта – мой знакомый. Я сам хорошо разбираюсь в рекламном деле и понимаю, что успех любой акции зависит от промоутеров. В скором времени, я думаю, компании исчерпают возможности по сокращению издержек и вновь озаботятся стимулированием спроса на свою продукцию. Деньги – около 500 тыс. руб. – пошли на аренду офиса, покупку оргтехники, зарплату сотрудников. В новой компании я получил долю в 50% и руководящий пост.

 

Говорит Генеральный Директор

Юрий Матросов Генеральный Директор ГК «Эксперт-Групп», Москва

«Эксперт-Групп»

Сфера деятельности: трикотажное производство (тельняшки); производство впитывающих влагу ковриков для автомобилей; услуги по оптимизации и развитию бизнеса; проведение маркетинговых исследований и фокус-групп. Форма организации: ООО. Территория: офисы компании находятся в Москве и Ивантеевке, производство – в Кинешме Московской области. Численность персонала: 255. Годовой оборот: 1 млн долл. США. Стаж Генерального Директора в должности: с 2001 года. Участие Генерального Директора в бизнесе: владелец.

Наша компания привлекла деньги частного инвестора – 600 тыс. руб. – на условиях договора займа под 1,8% в месяц на четыре месяца с возможностью досрочного погашения. До этого мы пробовали обращаться в банк, но получили отказ без объяснения причин. Полагаю, нам отказали в связи с текущей рыночной ситуацией. Конечно, процент по заключенному договору займа намного выше банковского. Но если посчитать все скрытые процентные ставки банков, а также учесть мораторий на досрочное погашение, то работать с частным инвестором оказывается более выгодно. И схема получения средств менее сложная: частный инвестор принимает решение на основе бизнес-плана и субъективной оценки ситуации.

Потенциальных инвесторов мы искали на различных бизнес-форумах в Интернете. В результате получили ряд предложений. В нашей компании достаточно много проектов, поэтому инвесторам мы предлагали несколько вариантов на выбор. Привлеченные средства были инвестированы в оборудование для трикотажного производства (для выполнения полученных заказов нам требовалось дополнительное оборудование). Часть полученных денег пойдет на рекламу.

Привлечение денег с фондового рынка

Такие способы привлечения денежных средств, как размещение акций на бирже и выпуск облигаций, низкоэффективны. Причина в том, что на рынке просто нет инвесторов, готовых покупать акции или облигации компаний (даже крупных и известных), ведь нет никаких гарантий, что покупка даст прибыль или хотя бы не принесет убытка. Покупать ценные бумаги интересно пакетами, а это могут позволить себе только крупные инвестиционные банки и фонды, многие из которых уже обанкротились. Частные же инвесторы на свои свободные средства много не купят, а полтора процента акций погоды не сделают. Кроме того, сам процесс выхода на фондовый рынок требует от предприятия первоначального вложения средств (и немалых).

Альтернативные источники денежных средств

Если получить заемные средства для развития в банке или у частного инвестора не удается, можно попробовать воспользоваться помощью государства или – в качестве временного решения – прибегнуть к альтернативным способам увеличения оборотных средств:

  • Кредитование за счет контрагентов. Попробуйте договориться о максимально длительных сроках перевода денег своим поставщикам и одновременно о максимально коротких сроках получения оплаты от покупателей. Возможность это сделать зависит только от Ваших коммуникативных способностей.
  • Кредитование за счет налогов. За просрочку уплаты налогов компания обязана заплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. На сегодняшний день ставка рефинансирования – 13%, соответственно, годовая ставка процентов за неуплату налогов составит 15,8% (1/300 х 13% х 365 дней). А это значительно меньше, чем процентные ставки за пользование кредитом. Конечно, при этом не надо забывать, что неуплата (или несвоевременная уплата) налогов чревата административной и уголовной ответственностью. Налоговая инспекция, обнаружив, что Ваша компания не заплатила налог вовремя, может наложить штраф, размер которого будет равен 20% от суммы неуплаченных налогов. Если же налоговики докажут, что налоги Вы не уплатили умышленно, то штраф будет равен 40% (ст. 122 НК РФ).
  • Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Компания, желающая участвовать в таких программах, должна соответствовать ряду условий, которые законодатели устанавливают в довольно размытом виде. Обычно ограничения касаются вида деятельности, состава и количества персонала, банка, дающего средства. Бытует не лишенное оснований мнение, что такие программы организуются «только для своих». Это не совсем так. Просто есть компании, уже имеющие опыт участия в таких программах, а чиновник, как и банкир, стремится кредитовать тех, у кого есть кредитная история. Кроме участия непосредственно в государственных программах, есть вариант получения денежных средств под гарантии государственного органа или муниципального образования. Для этого необходимо принять участие в программе, получив одобрение кредитного комитета уполномоченного государственного органа. Тут подход тот же, что и в банке: презентация, пакет документов и уверенность. Только упор необходимо делать на социальную функцию бизнеса.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005899
Rambler's Top100