ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Новые возможности развития аудита


В связи с вступлением в силу с 1 января 2009 г. Федерального закона № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заместитель главного редактора В. В. Цыплёнков обратился к директору Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Л. З. Шнейдману с просьбой ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития аудиторской деятельности в нашей стране.

— Леонид Зиновьевич, 30 декабря 2008 г. был подписан Федеральный закон № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Чем обусловлена необходимость разработки и принятия нового закона?

— Необходимость уточнения Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлена тем, что за время, прошедшее с 2001 г., многое изменилось в экономике России, значительные изменения произошли в самом аудиторском деле. В России сформировался и успешно функционирует рынок аудиторских услуг. Нами накоплен значительный опыт регулирования аудиторской деятельности, в том числе саморегулирования. Произошли существенные изменения в общепризнанных в мире представлениях об аудиторской профессии и регулировании аудиторской деятельности. Все это предопределило необходимость дальнейшего развития законодательства об аудиторской деятельности. Хочу подчеркнуть, речь идет не о принципиально новом законодательном акте, устанавливающем какую-то иную модель аудиторского рынка, аудиторской деятельности в Российской Федерации. С 1 января этого года вступила в силу новая редакция закона "Об аудиторской деятельности". В основе его – модель аудиторского рынка, которая формировалась в правовом поле Федерального закона №119-ФЗ от 07.08.01. Она показала свою жизнеспособность и эффективность. Важнейшие элементыэтой модели получили достаточно высокую оценку у практиков и экспертов и поэтому в "новом законе" получили дальнейшее развитие. Среди них, например, саморегулируемые организации аудиторов. "Старый закон" ввел институт профессиональных аудиторских объединений, которые, по существу, стали прообразом саморегулируемых организаций аудиторов. Главная цель которых как раз и состояла в саморегулировании аудиторской деятельности. В силу того, что данный институт показал свою полезность аудиторскому делу, в "новом законе" сделан следующий шаг: введено обязательное членство аудиторов в этих организациях.

— Как будет строиться государственная политика в сфере аудиторской деятельности? Могли бы Вы сейчас обозначить ее приоритеты и основные задачи?

— Первостепенная задача сегодня – обеспечить реализацию Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Это предполагает, прежде всего, разработку нормативных правовых актов, предусмотренных законом. В них должныбы ть, в частности, решенывопросыведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и его контрольного экземпляра, а также государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, формирования и деятельности Совета по аудиторской деятельности, совершенствования ряда федеральных стандартов аудиторской деятельности, организации и проведения квалификационного экзамена. Не менее важно достаточно оперативно перестроить и наладить работу саморегулируемых организаций аудиторов, имея в виду значительное расширение их функций, прав и обязанностей. Им предстоит взять на себя всю работу по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, подготовке проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, повышению квалификации аудиторов, организации обучения лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, созданию единой аттестационной комиссии.

Второй приоритет государственной политики в сфере аудиторской деятельности – дальнейшее развитие саморегулирования в аудиторской деятельности при одновременном усилении общественного надзора за аудиторской профессией. Соотношение функций государственного и негосударственного регулирования аудиторской деятельности требует дальнейшего исследования и совершенствования с учетом международного и отечественного опыта в аудиторской и других видах деятельности.

Наконец, в качестве третьего приоритета я быназвал совершенствование системывнешнего контроля качества работыаудитор ских организаций и индивидуальных аудиторов. В этой области за последние годымногое сделано и Советом по аудиторской деятельности, и Минфином России, и профессиональными аудиторскими объединениями. Но не меньше еще предстоит сделать. Самое главное – повысить результативность данной работы.

— В законе установлено, что федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с Международными стандартами аудита. Каковы критерии такого соответствия и допускаются какие-либо отклонения от Международныхстандартов аудита?

— В аудиторской деятельности применяются единые стандарты. Это обусловлено, прежде всего, интересами потребителей аудиторских услуг. Пользователь бухгалтерской отчетности, достоверность которой "подтверждает" аудитор, не имеет достаточных знаний, навыков, да и потребности в том, чтобыразбираться, по каким правилам был проведен аудит. Имея аудиторское заключение, пользователь хочет быть уверенным, что это заключение составлено в соответствии с общепринятыми правилами проведения аудита.

Сам рынок диктует необходимость единых стандартов. Причем в последние несколько лет такие стандартыстановятся едиными не только в национальных границах, но и на международном уровне. В их основе – международные стандарты аудита, разрабатываемые Международной федерацией бухгалтеров. Они признанырядом международных организаций, вводятся для применения на территории многих стран (Европейское сообщество, Австралия и др.).

Думается, что российские аудиторызаинтересованыв применении международных стандартов, ибо это одно из основных условий того, что аудиторское заключение, выпущенное российской аудиторской организацией, будет рассматриваться наравне с аудиторскими заключениями, подготовленными аудиторскими организациями из других стран.

С 2001 г. российским правительством был взят курс на использование международных стандартов аудита в качестве основыдля разработки национальных стандартов. Действующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности начинаются со слов, что они разработаныс учетом МСА. Этот курс будет продолжен, ибо теперь он закреплен в федеральном законе.

Отступление от международных стандартов вряд ли в интересах российской аудиторской профессии. Вместе с тем, я не могу полностью исключить ситуацию, при которой возникнет необходимость такого отступления. Конечно, это крайне редкий случай, я быска зал, просто экзотический. Анализ международных стандартов аудита пока не выявил ни одной области, в которой бынациональны е стандартыдолжныбы ли отличаться от международных. Поэтому разговор об отступлении федеральных стандартов от международных – скорее разговор о наличии соответствующего механизма, чем реальные намерения или реальная потребность таких отступлений.

Что касается применения на территории России федеральных, а не непосредственно международных стандартов аудита, то в данном случае речь идет исключительно о форме документа. Для того, чтобыМСА органично вписывались в единую систему нормативных правовых актов Российской Федерации, они должны быть соответствующим образом оформлены.

— Новым законом определен статус саморегулируемыхорга низаций. Как Минфин России будет строить совместную с ними работу в сфере аудиторской деятельности?

— В полном соответствии с Федеральными законами "Об аудиторской деятельности" и "О саморегулируемых организациях". Эти законычетко определяют права, обязанности, функции государственных органов и саморегулируемых организаций аудиторов, устанавливают механизмыих взаимодействия. Среди важнейших из таких механизмов – систематический обмен информацией, совместное обсуждение профессиональных вопросов в рамках Совета по аудиторской деятельности, предварительная экспертиза саморегулируемыми организациями проектов нормативных правовых актов, отчетность.

— В законе не определена ответственность за нарушение Кодекса профессиональной этики аудитора, принимаемого саморегулируемой организацией и одобренного Советом по аудиторской деятельности. Статьей 12 не предусмотрено аннулирование аттестата в связи с нарушением Кодекса профессиональной этики, а согласно п. 3 ст. 7 Закона, кодекс – это свод правил поведения, обязательныхдля соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Получается, что нарушение кодекса – не тот случай, который может явиться основанием для аннулирования квалификационного аттестата. Так ли это?

— Не думаю, что это корректная трактовка закона. Закон впервые описывает, что есть Кодекс профессиональной этики аудиторов, вводит этот важный акт в правовое поле. В процессе внешнего контроля качества работыауди торских организаций и аудиторов проверяется, в том числе, исполнение кодекса этики. К лицу, нарушившему кодекс, применяются соответствующие мерыдисципли нарного воздействия.

— В статье 10 Закона сформулированы нормы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторскихорганиза ций и аудиторов. Как будут разделены компетенции (полномочия) между саморегулируемыми организациями аудиторов и уполномоченным федеральным органом?

— Согласно названной Вами статье федерального закона все аудиторские организации и аудиторыбез исключения подконтрольнысаморегулируемы м организациям, членами которых они являются.

Наряду с таким контролем законом предусмотрен и контроль государства. Однако в данном случае подконтрольными являются не все аудиторские организации и аудиторы, а только те аудиторские организации, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций с государственным участием. Иными словами, государство оставляет за собой право контролировать таких контролеров. Думается, что это важно, поскольку бухгалтерская отчетность организаций с государственным участием является основанием для принятия государством решений.

Никто не заинтересован возлагать дополнительное бремя на аудиторские организации, поэтому работа по контролю их деятельности со стороныгосударства и со сторонысаморегулируемы х организаций будет координироваться.

— В статье 16 Закона говорится об обеспечении общественныхинтересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Что подразумевается под общественными интересами в целяхисполнения данного закона и каким образом они будут реализовываться на практике?

— Проводя аудит, аудитор придает уверенность пользователям бухгалтерской отчетности в том, что на эту отчетность можно полагаться, ее можно использовать для того, чтобыпринимать важные экономические решения. Нельзя требовать, чтобыкажды й пользователь отчетности проверял, насколько достоверна бухгалтерская отчетность, которую он собирается использовать. Для этого существует аудитор, который выполняет за пользователей отчетности эту работу. А пользователь, видя подпись аудитора под аудиторским заключением, верит бухгалтерской отчетности, основывает свои выводы на ее данных. Этим определяется роль аудитора в современной экономике. В этом заключается публичная функция аудитора, общественные интересыв ходе аудиторской деятельности.

Общественные интересы в аудиторской деятельности реализовываются через систему механизмов и институтов. Закон предусматривает такие механизмыи институты, как профессиональные стандарты, профессиональная этика, аудиторская независимость, аудиторская тайна, внешний контроль качества и др. С точки зрения обеспечения общественных интересов в аудиторском деле центральным институтом должен стать Совет по аудиторской деятельности, который проверяет каждое решение в области аудиторской деятельности на соответствие общественным интересам.

Рассмотрим пример: аудиторы принимают стандарт, посвященный рабочей документации. Очевидно, что с точки зрения технологии аудита, экономики аудиторской организации объем этой документации должен быть минимальным, потому что это сокращает время и трудозатратына проведение аудита. Но вряд ли с точки зрения общественных интересов, пользователей аудиторских услуг будет правильно, если объем рабочей документации аудитора сведен к минимуму. По рабочей документации аудитора судят о том, какая работа проведена аудитором, о качестве выполненных аудитором процедур. Здесь как раз свое слово и призван сказать Совет по аудиторской деятельности, независимый от профессии орган.

Не исключено, что саморегулируемые организации аудиторов на каком-то этапе добровольно объединятся в ассоциацию или союз. Такое объединение будет выражать интересы саморегулируемых организаций аудиторов и, следовательно, интересыаудитор ской профессии. Если же мыис ходим из того, что аудитор выполняет публичную функцию, то должен быть механизм, обеспечивающий подтверждение: да, аудитор действительно выполняет эту функцию, выполняет ее качественно.

— Принятие и вступление в силу Федерального закона "Об аудиторской деятельности" предполагает новую фазу развития аудита. Обозначьте тенденции его функционирования в условияхух удшения экономической конъюнктуры.

— Этот Закон знаменует новый этап в эволюционном пути развития аудита в Российской Федерации. Это никак не революция в аудите, это последовательное, поступательное движение, развитие аудиторского рынка, аудиторской профессии, аудиторского дела в России. Именно с такой точки зрения следует рассматривать данный федеральный закон.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005915
Rambler's Top100