Кризис и карьераСейчас (ноябрь 2008) во всем мире, в том числе и в России, развивается экономический кризис. Во многих компаниях идут сокращения персонала, снижение и/или задержка зарплаты.
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой статье. В ней я делюсь своим многолетним опытом, причем многогранным. С одной стороны я долго работал по найму, причем делал карьеру весьма успешно (мое резюме легко найти в Интернете). С другой – я уже несколько лет являюсь владельцем бизнеса и руководителем, и сам нанимаю персонал. С третьей – я консультирую и провожу тренинги по построению карьеры, и многие мои выпускники многократно улучшили свой доход и счастье от работы. Ну и, наконец, как бизнес-консультант я постоянно выстраиваю систему найма персонала во многих компаниях, организую и проведении оценку персонала, помогаю выстраивать системы мотивации. То есть вы сможете увидеть ситуацию многогранно, с разных сторон. Общая экономическая ситуацияХотя статья посвящена совершенно практическим аспектам управления персоналом и построения карьеры в кризис, нельзя не сказать кратко об общей ситуации и ее причинах. Хорошего мало. Банкротятся крупнейшие мировые банки, такие как Lerman Brothers. С целью предотвратить банкротство национализируются компании, как, например, AIG. Целая страна Исландия – на грани банкротства. В России многие предприятия вынуждены снижать объемы производства, т.к. спрос на их продукцию падает. Почему же так происходит?
Итого, ситуация непростая. Выживут сильнейшие, слабые «погибнут». Это относится и к компаниям, и к сотрудникам – компании банкротятся, сотрудников увольняют. А кто-то в это же время становится сильнее. И главный вопрос: что надо сделать мне, как компании и как сотруднику, чтобы остаться «на гребне волны»? Кратко ответ звучит так: повышать свою конкурентоспособность! Для слабого кризис – это смерть, для сильного – возможность укрепить свое положение. Что делать работодателю?Если вы руководитель, то получите здесь некоторые полезные советы. А если сотрудник – поймете, что сейчас происходит «с той стороны баррикад». В кризис необходимо сделать очень многое, чтобы остаться на плаву, например, сохранить продажи. Однако в этой статье мы рассмотрим только те моменты, которые касаются персонала. Персонал – один из ключевых ресурсов компании, но он же может быть и ее балластом. Оплата труда – одна из главных статей расходов бизнеса. И если раньше можно было позволить себе:
то сейчас такая роскошь может погубить бизнес, причем очень скоро. Поэтому надо принимать срочные меры по повышению отдачи от ваших сотрудников. Оставляем только лучшихПерво-наперво проведите поименную ревизию ценности ваших сотрудников. Балласт – за борт! При этом ключевых сотрудников надо обязательно сохранить – на них держится ваш бизнес. При принятии решения опирайтесь на объективные данные, а не на эмоции и свое персональное отношение к человеку. Например, для продавца такие данные – его объем продаж, маржа, количество привлекаемых клиентов. Переводим работников на оплату труда по результатамВы еще платите оклады по несколько тысяч долларов вне зависимости от результатов работы человека? До кризиса в Москве так часто бывало. Если так, то у вашей компании на ногах – огромные гири, которые прямиком тянут вас на дно. Уменьшите оклады, но дайте возможность людям хорошо зарабатывать, если они приносят реальные результаты. Пусть они будут с компанией «в одной лодке». Сделайте для каждой должности систему показателей, по которым будет рассчитываться зарплата, и внедряйте ее как можно скорее! Конечно, многие сотрудники будут против. Объясните им, что это способ выживания для компании и для них как сотрудников. Кто не согласен – двери открыты. Замечу, что тут важно не «наломать дров», и если вы хотите сделать все наверняка, то можете обратиться к нам как к консультантам – только за последний месяц я успешно завершил два таких проекта. Устраиваем конкуренцию среди сотрудников, набираем с рынка лучшихСейчас на рынке появляется много интересных кандидатов, причем согласных на не очень высокую зарплату. Создайте у себя такую систему, которая позволит вам отбирать лучших из них. Регулярно проводите конкурсы, где в ходе деловых игр у кандидатов будет возможность показать свои деловые качества и навыки. А если у вас регулярно происходит приток новичков, это снижает зависимость вашей компании от тех сотрудников, которые работают уже давно, но при этом неэффективны. Более того, видя такую ситуацию, «старички» могут начать работать значительно лучше. Развиваем свой персоналКонечно же, чтобы ваша компания была конкурентоспособна, ваши сотрудники должны быть достаточно квалифицированы. Сейчас многие экономят на обучении сотрудников. Верно ли это? Если ваши сотрудники не будут развиваться, то не будет развиваться и компания. Возможно, просто стоит повысить эффективность обучения? Например, более тщательно его планировать, заказывать только те тренинги, которые действительно помогут? А после тренинга — разрабатывать и реализовывать план внедрения полученных знаний в жизнь. И уж как минимум требовать с сотрудников, которые прошли внешнее обучение, чтобы они передали новые знания своим коллегам. А то часто раньше тренинги были просто формой корпоративного досуга. Можно внедрять различные формы наставничества, когда руководители и/или более опытные сотрудники обучают новичков. Сейчас развиваются различные формы заочного обучения, такие как мультимедийные курсы. Они эффективны, но при условии, что сам обучаемый хочет учиться. И все равно они позволяют улучшить знания, но не навыки. Что делать сотруднику?Вы увидели картину глазами владельца бизнеса и/или руководителя. А что же делать сотруднику? Ответ прост:
Повышаем свою конкурентоспособностьПредставьте себе, что ваш руководитель должен сократить кого-то в вашем отделе. Кого он сократит? Правильно: того, от кого меньше пользы. Поэтому важно, с одной стороны, действительно приносить максимальную пользу своей компании, а с другой — активно демонстрировать результаты своей работы. Ну и, конечно, иметь со всеми хорошие отношения. Сейчас у всех руководителей «болит голова», как жить дальше. Помогите своему боссу. Выступите с разумными инициативами, которые помогут вашей компании выжить и укрепиться. Если вы профессионал, у вас наверняка есть хорошие идеи, и сейчас самое время предложить их руководству. А лучше, если вы не только предложите, но и сможете их реализовать: сами или с помощью своих коллег. То есть с одной стороны – разумная инициатива, а с другой – ответственность за свои слова и готовность воплотить их в жизнь. Кстати, такой подход хорош и в более спокойные времена. Он приносит выгоду не только вашей компании, но и вам: вы берете на себя все новые задачи, развиваетесь. И в какой-то момент даже сможете дозреть до руководящей позиции или даже создания своего бизнеса. Конечно же, необходимо развиваться. Можно ходить на всевозможные тренинги и курсы, можно изучать дополнительную литературу, слушать обучающие аудио-книги и смотреть видео-тренинги. Можно учиться у наставника или самому выступать в этой роли. Как известно, обучая других, лучше познаешь тонкости своего ремесла — я не раз проверял это на себе. Кризис — это время. Кризис — это время подумать о главном в своей жизни, о том, куда и для чего мы живем. И, возможно, что-то кардинально изменить. Если не сейчас, то когда?.. Становимся профессионалами в построении карьерыПрофессионал — это тот, кто умеет в любой ситуации найти возможности для себя. В кризис таких возможностей предостаточно. Кризис касается всех в разной степени и сейчас есть такие компании, которых он почти не задевает, а некоторые даже активно расширяются. Например, питаться и одеваться люди будут всегда, пока живо человечество, а значит, в этих отраслях все не так уж плохо. В наше время это же относится и к сотовой связи, и к Интернету. Теперь конкретно о поиске работы в кризис. Если вы ищите работу, то посвятите себя этому полностью. Разместить свое резюме и ждать, когда на вас упадет манна небесная – эта стратегия явно не приведет вас к успеху. Поэтому лучшее, что вы можете сделать – это действовать по проверенному алгоритму.
Конечно, в построении карьеры много нюансов. Например, желательно отточить свое резюме и тщательно отрепетировать процесс прохождения собеседования. И все это мы делаем на тренинге «Карьера», который вот уже 3 года с неизменным успехом проходит в учебном центре «Синтон». Развиваем малый бизнесИ еще мысль вдогонку. Во всем мире основа экономики – малый бизнес. Миллионы людей имеют свои маленькие магазинчики, мастерские и т.д., обеспечивая работой себя и создавая рабочие места. Это и возможность проявить себя, и ваша независимость. Многие известные мне бизнесмены начали свое дело тогда, когда были уволены со своей работы. Так что кризис – хороший повод начать свой собственный бизнес. То, что нет начального капитала – не беда. Главное – ваше трудолюбие, упорство и деловая хватка. Бизнесменами не рождаются, ими становятся: я сам прошел этот путь. Если есть желание начать свой бизнес, но есть сомнения, вы можете получить «волшебный пендель», а также необходимые базовые знания на тренинге «Как начать новый бизнес» который успешно проходит в компании «Бизнес-класс».
Ну и напоследок. Как пел Андрей Макаревич, «… бури бояться вам стоит едва ли. В сущности, буря - пустяк. В буре лишь крепче руки. И парус поможет идти …». Кризис – это всегда обновление. И после него всегда становится лучше. Крепче станет страна и экономика, крепче станем мы с вами. Так что успехов вам и новых ярких возможностей! Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006448
|