ЧОУ Институт проблем предпринимательства

В первом ряду российских рублевых миллиардеров, благодаря продаже бизнеса незадолго до кризиса, появилось новое лицо


Андрей Школин
Источник: Журнал "Финанс."

Теперь этот бизнесмен готовится повторить путь Сулеймана Керимова (№ 5 в рейтинге миллиардеров «Ф.») и войти в высшую лигу долларовых миллиардеров. 24 июня зампредседателя правления Сбербанка Белла Златкис сообщила, что сейчас у банка два миноритария с долей более 1% – ВЭБ и некое физическое лицо, которому принадлежит 1,4% акций. И назвала ряд отличительных признаков: новый собственник «не олигарх», человек средних лет, с опытом работы в тяжелой промышленности и «простой фамилией» из числа наиболее распространенных. И, главное: акции «Сбера» он купил на деньги от продажи бизнеса. Предпринимателей, способных сделать портфельную инвестицию на $300–500 млн, из-за кризиса в России осталось немного, порядка полутора сотен человек. Из них продававших бизнес – того меньше. Наконец, критерий «простой распространенной фамилии» оставил после отсева создателя металлургической «Макси-групп» Николая Максимова (№ 108 в рейтинге миллиардеров «Ф.») и совладельца «Группы ПИК» Юрия Жукова (№ 50). Первый получил $300 млн от продажи своего актива НЛМК в 2007 году. А девелопер заработал сначала во время размещения акций на Лондонской бирже, затем, продав 1% «Группы ПИК» узкому кругу инвесторов. В сумме кэш Юрия Жукова от этих операций должен был превысить $600 млн. До сих пор неизвестно, как он распорядился средствами. Но девелопмент все-таки сложно отнести к «тяжелой промышленности».

Николай Максимов уже выиграл

Во-первых, «Сбер» с удовольствием выдает кредиты под залог своих акций. В том числе на этом сколотил состояние Сулейман Керимов, на максимуме контролировавший до 6% Сбербанка и 4,5% «Газпрома». Во-вторых, у акций госбанка неплохой потенциал. Скептики могут возразить: бычий рынок кончился и, возможно, еще долго не вернется. Но взглянем на цифры: по информации «Ф.», скупкой акций Николай Максимов занялся в марте, когда капитализация «Сбера» колебалась в пределах $8,6–17,6 млрд. На закрытии 24 июня крупнейший банк страны стоил уже $29,9 млрд (946 млрд рублей).

Нельзя отрицать: отчасти скупка предпринимателем и вызвала ралли в бумагах «Сбера». Но тогда почему аналитики в один голос твердят, что только теперь банк приблизился к справедливым уровням? Рыночная стоимость Сбербанка составляет 0,7 капитала исходя из его величины на 1 мая в 1357 млрд рублей. Еще полтора года назад банки оценивались в 3,5–4 капитала. Правда, здесь есть нюанс. Капитал банка делится на основной и дополнительный, причем последний может включать субординированные кредиты. В прошлом году «Сбер» получил от ЦБ 500 млрд рублей именно в виде «суборда». Можно предположить, что сейчас его основной капитал, то есть полностью избавленный от каких-либо обязательств, равен 800–850 млрд рублей. И на текущих уровнях соответствующий коэффициент для Сбербанка равен 1,1–1,2. Дешево? Инвесторы пока не знают истинного положения дел с возвратом кредитов.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006539
Rambler's Top100