ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Риски сохраняются, но системных обвалов рынка не предвидится"

Интервью Руководителя ФСФР России В.Д.Миловидова



Источник: Интерфакс
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) РФ Владимир Миловидов в кулуарах Петербургского экономического форума ответил на вопросы корреспондента агентства "Интерфакс-АФИ".

- Каковы главные уроки осеннего кризиса на фондовом рынке с точки зрения регулирования?

- Основной вывод - все до этого времени, по сути, держалось на неких ограничениях и запретах, и другого выхода не было, кроме как опять ограничивать и запрещать. Все-таки мне кажется сейчас более правильным углубляться в технику совершения сделок и регулировать их порядок заключения с тем, чтобы риски, которые там возникают, минимизировать. То есть если есть, к примеру, короткие продажи - ну есть, они и будут. Мы их запретили на короткий промежуток времени, и сейчас мы их уже восстанавливаем - но не в классическом виде, а в несколько видоизмененном, потому что они должны быть некой самонастраивающейся системой. То есть при определенных условиях короткие продажи возможны, при других - ограничены, то есть рынок должен сам реагировать, когда ему "шортить", а когда - нет.

С маржинальными сделками то же самое - то есть не просто разрешить сделки с плечом 1 к 1 или 1 к 3, а посмотреть, в каких ситуациях, с какими инвесторами, может быть - с квалифицированными инвесторами больше, с неквалифицированными - меньше.

- Кстати, о квалифицированных инвесторах. Это определение как-то менялось по ходу кризиса? Или те, кто нарушал обязательства перед клиентами прошлой осенью, так и остаются квалифицированными инвесторами?

- К сожалению - да. Определение квалифицированного инвестора как было, так и есть. А оно не лишено очень многих недостатков, оно, конечно, не совсем удачное. Но ничего страшного, это только первый шаг.

- Вскоре вступят в силу новые правила регулирования маржинальных и необеспеченных сделок. Какие следующие шаги ФСФР?

- Да, с 13 июня вступает в силу наш приказ о необеспеченных сделках. И одновременно с этим мы должны отменить все наши предписания, которые запрещали маржинальные сделки с плечом выше единицы, и, соответственно, должны отменить запрет на короткие продажи как таковые.

К сентябрю мы планируем подготовить проект новой редакции приказа в части самих маржинальных сделок. Сейчас в этом приказе предусмотрено плечо 1 к 1, при определенных условиях и для определенных инвесторов - 1 к 3. Просто сохранять это дальше не хотелось бы. За это время появился целый ряд нововведений на рынке, прежде всего развитие RTS Standard, достаточно многообещающей площадки, появление центрального контрагента, который обеспечивает сделки на этой площадке, и возникает вопрос совершения сделок, осуществления расчетов в тех сегментах рынка, которые предполагают отсутствие 100%-ного депонирования.

На ММВБ существует 100%-ное преддепонирование. Но есть сектора - РЕПО, переговорные сделки на ММВБ, RTS Standard, где 100%-ного депонирования нет. Это комплексная проблема. Ведь в этом случае может возникнуть некое подозрение на маржинальную сделку. Детально это регулированием не прописано, сделано исключение, но не потому, что мы считаем, что все хорошо, а потому, что требует анализа.

Вторая проблема связана с тем, что в таких системах, как RTS Standard, при совершении расчетов, особенно при работе центрального контрагента, создается финансовый гарантийный фонд - порядка 15-20%. Возникает вопрос, кто и как вносит этот фонд за клиента, есть тут кредит или нет? Еще вопрос в случае возникновения маржинальных сделок - при падении маржи ниже определенной отметки как происходит закрытие позиций? Если принудительно - то как, при каких условиях?

Или вопрос кредитования брокером клиента за счет средств другого клиента. Тема сложная, трудная, требует решения. Одним словом, вопросов много.

Мы постепенно готовим изменения в приказы с тем, чтобы уже осенью эта норма, регулирование маржинальных сделок, заработала.

- В последнее время главной темой для обсуждения стала "вторая волна" кризиса. Кто-то уверен в ее неизбежности, кто-то с этим спорит. Вы верите во вторую волну? И чего ждать фондовому рынку?

- Любую веру человека во что-то нужно воспринимать как веру и относиться к ней с уважением. Если человек во что-то верит - значит, он верит, другой человек верит во что-то другое. Для меня это не та сфера, где я во что-то верю или нет. Я исхожу из каких-то общих представлений и ощущений. Мне кажется, сейчас говорить о каких-то "волнах" как таковых не совсем корректно. Новая волна, не новая волна - сейчас уже достаточное количество этапов кризис прошел, можно говорить о каких-то новых этапах того кризиса, который мы переживаем. И на этих этапах возможны какие-то определенные изменения конъюнктуры. Я не исключаю, что на новом этапе кризиса смена тенденций может сопровождаться определенным колебанием котировок. Но таких глубоких, системных обвалов, которые мы имели в ситуациях с Lehman Brothers и Bear Stearns, я - по крайней мере, на глобальном уровне - сейчас не ожидаю.

- Получается, рынок, пройдя очищение кризисом, возмужал?

- В сентябре была самая настоящая волна кризиса, и рынок ее прошел. Сейчас идет уже другой этап кризиса. Не исключаю, что на этом этапе будут новые уровни цен на российские ценные бумаги, может быть, даже весьма позитивные. Но это не означает, что ничего не надо делать. Все равно неустойчивость, наличие рисков на финансовом рынке - они все сохраняются. Не о волнах надо говорить, а о сохранении определенных рисков и нестабильности, которые в финансовой системе есть. Ну а с ними надо системно бороться, преодолевать.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006560
Rambler's Top100