ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности - cравнительный анализ МСФО и РСБУ (5 - 8)



Источник: Минфин России

Таблица 5. Понятийный аппарат финансовой (бухгалтерской) отчетности

НаименованиеРСБУМСФОКомментарий
АктивыОбщее определение активов в положениях по бухгалтерскому учету отсутствует.Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).В РСБУ в отличие от МСФО не содержится определения активов.
ОбязательстваОбщее определение обязательств в положениях по бухгалтерскому учету отсутствуетТекущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из компании ресурсов, приносящих экономическую выгоду (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).В РСБУ в отличие от МСФО не содержится определения обязательств.
КапиталОбщее определение капитала в положениях по бухгалтерскому учету отсутствуетДоля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).В РСБУ в отличие от МСФО не содержится определения капитала.
ДоходыДоходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации») .Приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала (подп.( a ) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).Различия отсутствуют.

В отличие от МСФО в РСБУ доходы определяются не в Принципах подготовки отчетности, а в специальном ПБУ.

РасходыРасходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).Уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала (подп.( b ) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).В отличие от МСФО в РСБУ расходы определяются не в Принципах подготовки отчетности, а в специальном ПБУ.

Наверх

Таблица 6. Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности и особенности определения состава включаемой информации

НаименованиеРСБУМСФОКомментарий
Состав финансовой отчетностиБухгалтерская отчетность состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

(п.2 ст.13 Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»)

В соответствии с п. 28 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. В соответствии с п. 1 приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала считать формой № 3, Отчет о движении денежных средств - формой № 4, Приложение к бухгалтерскому балансу - формой № 5, Отчет о целевом использовании полученных средств - формой № 6.

Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты:

(а) бухгалтерский баланс;

(б) отчет о прибылях и убытках;

(в) отчет об изменениях в собственном капитале, показывающий:

(i) все изменения в собственном капитале; либо

(ii) изменения в собственном капитале, отличные от операций с акционерами;

(г) отчет о движении денежных средств; и

(д) пояснения, включающие существенные положения использованной для подготовки финансовой отчетности учетной политики и прочие примечания

(п.8 МСФО 1)

1. В системе МСФО, в отличие от РСБУ, не существует определения формы бухгалтерской отчетности. В связи с этим отчеты, включаемые в полный комплект финансовой отчетности, могут формироваться исходя из предлагаемых в МСФО 1 вариантов построения финансовой отчетности и разрабатываться организациями самостоятельно. Российские формы отчетности, даже с учетом продекларированного подхода к самостоятельной разработке организациями форм отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н (п.1 Указаний о порядке составления и представления форм бухгалтерской отчетности), зачастую не отличаются от рекомендуемых.

2. В МСФО 1, в отличие от РСБУ, предусмотрено два варианта представления отчета об изменениях капитала: (а) отчет, показывающий все изменения в собственном капитале; (б) отчет, не включающий операции с акционерами по вкладам в капитал и выплате дивидендов.

3. В российской системе регулирования бухгалтерского учета в отличие от МСФО существует требование составления Приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5), а также Отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6). В них приводится информация, которая согласно МСФО включается в пояснительные примечания к финансовой отчетности.

4. МСФО не устанавливает прямого требования об обязательном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности организации.

Представление дополнитель-ной информации, сопутствую-щей финансовой отчетностиОрганизация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений (п.39 ПБУ 4/99).Компании могут представлять, помимо финансовой отчетности, финансовые обзоры руководства, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается (п.9 МСФО 1).

В частности, такой отчет может включать анализ ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно Международным стандартам финансовой отчетности (в соответствии с подп. ( c ) п.9 МСФО 1)

РСБУ не содержит ни требований по представлению, ни запрета на представление финансовых обзоров руководства.
Объем информации, представля-емой в бухгалтерской (финансовой) отчетностиРСБУ устанавливает возможности представления бухгалтерской отчетности в различном составе в зависимости от особенностей отчитывающихся организаций. Следующие виды организаций имеют право предоставлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном составе форм отчетности: субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, общественные организации (объединения).

(см. п.3,4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности (утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, п.85 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденного приказом Минфина России от ).

В настоящее время МСФО не устанавливают зависимость объема раскрываемой информации от особенностей  деятельности отчитывающейся организации.До выхода МСФО по финансовой отчетности малых и средних предприятий, система МСФО не содержит специальных требований к раскрытию информации в отчетности отдельных видов компаний.
Промежуто-чная финансовая отчетностьВ соответствии с п.48, 49,51 ПБУ 4/99, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, в составе баланса и отчета о прибылях и убытках в объеме и формате, соответствующих годовой отчетности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.Промежуточная финансовая отчетность – это финансовая отчетность, которая содержит полный, либо сжатый набор финансовых отчетов за период более короткий, чем полный финансовый год компании (п.4 МСФО 34).

МСФО 34 не устанавливает, какие компании должны публиковать промежуточную отчетность, как часто и как скоро после окончания промежуточного периода.

Причиной составления промежуточной финансовой отчетности могут быть как требования регуляторов фондового рынка (для компаний, чьи акции и долговые ценные бумаги свободно обращаются на нем), так и использование ее показателей в управленческом учете.

МСФО, в отличии от РСБУ, не требуют обязательного представления промежуточной финансовой отчетности.

В отличие от РСБУ, в МСФО не устанавливается периодичность, с которой формируется промежуточная отчетность и сроки ее представления.

МСФО 34 лишь поощряет компании к ее представлению «по крайней мере, по состоянию на конец первой половины их финансового года и представлению не позже чем через 60 дней после завершения промежуточного периода» (п.1 МСФО 34) .

Наверх

Таблица 7. Структура и состав показателей бухгалтерского баланса

НаименованиеРСБУМСФОКомментарий
Классификация активов и обязательствАктивы в бухгалтерском балансе классифицируются как внеоборотные и оборотные. Обязательства классифицируются как долгосрочные и краткосрочные (п.19 ПБУ 4 / 99).Активы в бухгалтерском балансе представляются как внеоборотные и оборотные.

Возможно представление активов и обязательств в порядке ликвидности (убывание ликвидности - по активам, увеличение сроков погашения – по обязательствам) (п.51 МСФО 1).

Компании могут представлять активы и обязательства по срокам возможного погашения (анализ по срокам погашения) в соответствии с п.56 МСФО 1.

В РСБУ не установлена возможность представления активов и обязательств в порядке убывания ликвидности.

В отличие от РСБУ, МСФО предусматривает возможность компаний группировать активы и обязательства как долгосрочные и краткосрочные, с учетом внутренней группировки их по степени ликвидности.

Раскрытие информации о капиталеВ п.27 ПБУ 4/99 предусмотрено раскрытие в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках информации: о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ.Организация должна раскрывать либо в составе бухгалтерского баланса либо в пояснениях к нему расшифровку акционерного капитала по видам прав участия акционеров (п.76 МСФО 1).Согласно МСФО 1 в финансовой отчетности следует раскрывать виды информации, не указанные в РСБУ, а именно: существующие права, преференции и ограничения в отношении каждого типа акций; описание экономической сущности и назначения каждого вида созданного резерва в составе капитала организации.

Наверх

Таблица 8. Структура и состав показателей отчета о прибылях и убытках

НаименованиеРСБУМСФОКомментарий
Состав статей отчета о прибылях и убыткахПунктом 23 ПБУ 4/99 установлен состав показателей, включаемых в отчет о прибылях и убытках:

-выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

- валовая прибыль;

-коммерческие расходы;

-управленческие расходы;

-прибыль/убыток от продаж;

- проценты к получению;

- проценты к уплате;

-доходы от участия в других организациях;

-прочие операционные доходы;

-прочие операционные расходы;

-внереализационные доходы;

-внереализационные расходы;

-прибыль/убыток до налогообложения;

-налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

- прибыль/убыток от обычной деятельности;

-чрезвычайные доходы;

-чрезвычайные расходы;

-чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

В Приказе Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» в рекомендованном образце формы отчета о прибылях и убытках отсутствуют «чрезвычайные доходы и расходы».

В п..81,82 МСФО 1 установлен состав минимума показателей, включаемых в отчет о прибылях и убытках,:

-выручка;

- затраты по финансированию;

- доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, учитываемых по методу долевого участия;

- прибыль или убыток до налогообложения, полученные в результате выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

расходы по уплате налога;

-прибыль или убыток;

-прибыль или убыток, относящиеся к доле меньшинства;

-прибыль или убыток, относящиеся к владельцам собственного капитала материнской компании.

В соответствии с п.87 МСФО 1, следует учитывать обстоятельства, которые приводят к отдельному раскрытию в отчете о прибылях и убытках статей доходов и расходов:

(a) списание стоимости запасов до чистой продажной цены или основных средств до возмещаемой суммы, а также их полное или частичное восстановление после списаний;

(б) реструктуризацию компании и полное или частичное восстановление резервов в связи с затратами на реструктуризации;

(в) выбытие основных средств;

(г) выбытие инвестиций;

(д) прекращающуюся деятельность;

(е) урегулирование судебных споров; и

(ж) другие основания для полного или частичного восстановления сумм резервов.

В соответствии с п.85 МСФО 1, организация обязана исключить представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности.

Различается состав показателей отчета о прибылях и убытках.

В МСФО установлен запрет на представление в финансовой отчетности или примечаниях к ней каких-либо статей доходов или расходов в качестве чрезвычайных.

В ПБУ 4/99 в отличие от Приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н упоминаются чрезвычайные доходы и расходы.

Представление расходовВ отчете о прибылях и убытках информация о расходах представляется в группировки по их функциональному назначениюКомпания должна представлять в отчете о прибылях и убытках или в примечаниях к нему анализ расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов, или их назначения в рамках компании, в зависимости от того, какое представление является более надежным и дает более относимую информацию (п.88 МСФО 1). Компании поощряются в предоставлении анализа расходов в самом отчете о прибылях и убытках (п. 89 МСФО 1).

Организации, классифицирующие расходы по назначению, обязаны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и расходы на вознаграждения работникам (п. 93 МСФО 1).

Форма российского отчета о прибылях и убытках не предусматривает возможность включения классификации расходов по экономическому содержанию (они подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности в соответствии с п.22 ПБУ 10/99).

В Приказе Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» в рекомендованном образце формы №5 содержится раскрытие расходов по обычным видам деятельности в разрезе экономических элементов.

Наверх


Постоянный адрес: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=006984
Rambler's Top100