ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Закон «О торговле» – слишком простые рецепты


Дмитрий Крылов
Источник: OPEC
Закон о регулировании торговли принят Государственной думой в первом чтении. Последствия введения закона в действие в его текущем виде обсуждались экспертным сообществом на круглом столе в Высшей школе экономики.

В.Радаев«Предлагаемый правительством закон дает основания для критики, – открыл круглый стол, посвященный обсуждению законотворческой инициативе, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. – Новый закон о торговле сосредоточен исключительно на рознице, и не включает в себя, к примеру, дистанционные формы торговли. Он сфокусирован на продуктовых сетях, но непродуктовая торговля не учитывается. Закон пытается устранить конфликт между поставщиками и ритейлерами, и тем самым решает тактические, но не стратегические цели. В итоге, этот вариант законопроекта ограничивает розничную сеть».

Презумпция доминирования

Претензии к закону о торговле на этом не исчерпываются. Как отметил профессор Радаев, правительственной версией закона пытаются восстановить баланс между интересами поставщиков и продуктовыми сетями, «как будто он нарушен».

А.Шаститко«У любого субъекта рынка имеется рыночная власть, – подчеркнул генеральный директор Бюро экономического анализа Андрей Шаститко. – Поэтому апеллировать к тому, что у сетей ее больше, а у производителей – меньше, нельзя. Чистой конкуренции, о которой сказано в учебниках по микроэкономике, в реальности нет. Недовольство простых людей и регулятора продуктовыми сетями – случай, который описал Фридрих фон Хайек в книге «Дорога к рабству», назвав его «ползучим социализмом». Институты, которые дают людям возможность выбора, не устраивают их, потому что они не работают так, как им бы хотелось. Поэтому они пытаются восстать против них».

Презумпция доминирования сетей принимается государством автоматически и без серьезных исследований. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опирается на заключение питерских экономистов, которые провели в 2007 году исследование в Санкт-Петербурге по своим сетям. Но результаты их исследования нельзя экстраполировать на весь российский рынок розничной торговли, отметил Вадим Радаев. Лаборатория экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ГУ-ВШЭ в 2007-2009 годах провела независимое исследование в 5 крупных российских городах.

Если опираться на данные ЛЭСИ, то отношения между поставщиками и продуктовыми сетями выглядят не так мрачно, как это преподносится лоббистами рядовым покупателям, экспертам и чиновникам. Поэтому принятый Госдумой законопроект скорее навредит и сетям, и добросовестным поставщикам, и покупателям, нежели поможет распутать клубок противоречий.

Запрещено запрещать

Так, регуляторы не учитывают, что полка в розничном магазине, за доступ к которой владельцы сетей взимают дополнительные платежи, является ограниченным ресурсом. И сеть, требуя дополнительных преференций от поставщиков, желающих выставлять товар на тех или иных полках, старается управлять ресурсом наиболее эффективно.

А.ПоповичБонусные платежи, которые так раздражают поставщиков, на самом деле используются крупными сетями в отношениях с крупными поставщиками, а с поставщиками более мелкого калибра договариваются на других основаниях. Законопроект фактически будет регулировать ценообразование в торговых сетях путем ограничения максимальной наценки, которую может «набросить» продавец товара. «Регулирование наценок появится, т.к. влиятельные люди сказали, что это хорошо», – заметил Алексей Попович, исполнительный директор содружества «РусБренд», представлявший на круглом столе сторону поставщиков. Однако высокие начальники не учитывают, что регулирование цен приведет к тому, что с полок продуктовых розничных магазинов исчезнут дешевые товары (т.е. пострадают наименее обеспеченные покупатели), и у производителей товаров появятся стимулы к снижению качества товаров, а у сетей – стимулы к манипуляциям, связанным с обходом такого регулирования, отметил Вадим Радаев.

Черт из табакерки

Самой неожиданной статьей правительственного законопроекта оказалось положение, согласно которому торговым сетям, суммарный товарооборот которых превышает 1 млрд рублей и доля рынка в границах городского округа или муниципального района – 25%, запрещено расширять свой бизнес, покупая новые торговые площади. В предшествующих публичных обсуждениях закона «О торговли» этой статьи не было, и она кардинальным образом меняет «расклад сил» на российском торговом рынке.

«Почему доля сетей в 25% по отношению к потребителю переносится на цепь поставщиков, доля которых может составлять и 5%, и 55%? – задал риторический вопрос профессор Радаев. – Почему в законе о защите конкуренции порог предусмотрен в 35%, а тут на 10 процентных пунктов ниже? Почему границы рынка проведены по городскому округу и муниципальному району?» Ответы на эти вопросы не было не только у экспертов, но и представителей поставщиков и торговых сетей.

«Правительство стремится помочь малому бизнесу и отечественным производителям войти в торговые сети. Но нужно понимать, что большинство российских фермеров никогда не попадут туда, т.к. не смогут выполнить функциональные требования сетей по качеству, объему, периодичности поставки своих продуктов. Для них нужно создавать другую инфраструктуру реализации продуктов», – подчеркнул первый проректор Вышки.

Луч света или институциональная ловушка

А.Сушкевич«Нынешний законопроект – ненужное и вредное вмешательство государства в дела поставщиков и продуктовых сетей, – удивил своим заявлением начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. – Я помню советские магазины, когда государство регулировало цены. И я помню, как оказался в заграничных сетевых магазинах в 1970-х годах. Я тогда не мог представить, что что-то подробное вообще будет у нас и так быстро».

«Да вы просто луч света в темном царстве!» – воскликнул управляющий директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group (владеет «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью») Юрий Кобаладзе. «Я не представляю официальную позицию ФАС», – заметил Сушкевич, но пообещал донести до своих коллег результаты исследования ЛЭСИ, потому что «подобных исследований, выполненных на высоком уровне по этой тематике, в России, наверное, нет». И добавил: «В конечном законе будет что-то сформулировано в терминах антимонопольного регулирования».

С.Авдашева«Кто выиграет от введения такого закона? К сожалению, в исследовании ЛЭСИ этого нет, но мы можем прикинуть, во сколько поставщикам и сетям обойдется обход тех положений, которые введет регулятор, – заметил профессор кафедры экономического анализа организаций и рынка ГУ-ВШЭ Светлана Авдашева. – Экспертам и регулятору нужно понять, а выиграет ли поставщик от этого закона вообще?». «От таких инициатив всегда выигрывает регулятор», – ответил Радаев.

«До внесения закона в Госдуму мы пытались договориться с сетями о саморегулировании, старались найти компромисс. Но сети проигнорировали наши стремления. У нас был шанс договориться самим, но мы не смогли, т.к. и сети, и поставщики не едины в своей позиции», – отметил Алексей Попович.

Принятие законопроекта о торговле в нынешнем виде может привести рынок к очередной институциональной ловушке: реформа отношений сетей с поставщиками будет не способствовать развитию конкуренции, а наоборот, ограничивать ее, подытожил Вадим Радаев.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007203
Rambler's Top100