ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Максим Рубченко: от каждого – по возможности, новые принципы российской финансово-бюджетной политики


Максим Рубченко,
редактор отдела экономики журнала «Эксперт»
Источник: OPEC
На наших глазах формируются основные принципы новой российской финансово-бюджетной политики. Их суть в том, что государство финансирует безопасность и пенсии, частный бизнес – модернизацию экономики, а население – инфраструктуру

Выбор приоритетов

Государственная Дума приняла в rolex replica watches первом чтении закон о бюджете на следующий год. В бюджете 2010 г. планируется в наибольшей степени увеличить расходы по трем разделам: «правоохранительные органы» – на 56 млрд руб., «Национальная оборона» – на 41 млрд руб. и «пенсионное обеспечение» – на 17 млрд руб., в результате чего пенсии в будущем году вырастут на 46%.

При этом бюджет будущего года оказался менее дефицитным, чем нынешний: дефицит составит 6,8% ВВП вместо нынешних 8,3%. Этого Минфину удалось добиться за счет сокращения расходов по тем статьям, которые традиционно ассоциируются с модернизацией экономики и развитием социальной сферы.

Так, бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» сокращены на 27%, в том числе сельскому хозяйству – на 58 млрд руб., транспорту – на 47 млрд руб., дорожному хозяйству – на 8 млрд рублей. Образование недополучит 14 млрд руб. по сравнению с нынешним годом ему выделено 398 млрд. руб. (в том числе на треть сократятся расходы по подразделу «Молодежная политика и оздоровление детей»). Здравоохранение получит на 15 млрд руб. меньше, чем в этом году – 332 млрд руб. (в том числе финансирование «Скорой помощи» сократится на 20%, а по подразделу «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» расходы упадут на 58%). Ну, и так далее.

Независимые аналитики пришли к однозначному выводу, что правительство, по-видимому, опасается второй волны кризиса и поэтому старается купить лояльность правоохранительных органов и самой политически активной категории населения – пенсионеров. Впрочем, параметры бюджета по традиции ориентируются на «консервативный сценарий», попросту говоря, они очевидно занижены. Так, среднегодовая прогнозируемая цена нефти марки Urals планируется в 58 долл. за баррель, что при начавшейся девальвации доллара вряд ли можно считать реалистичной оценкой. Скорее всего, доходы бюджета от продажи сырья будут выше планируемых. Однако это отнюдь не означает, что дополнительные деньги пойдут на развитие экономики.

Как инвестировать доходы

Похоже, дополнительные доходы бюджета опять будут «стерилизовываться» через вложения в американские гособлигации. Во всяком случае, именно это наш Минфин делает уже сейчас: согласно отчету Министерства финансов США, по итогам августа вложения России в американские казначейские обязательства выросли на 3,6 млрд долл., до 121,6 млрд долл. И это не смотря на то, что доходность американских бондов снижается: за четыре месяца – с июня по октябрь – доходность американских десятилетних госбумаг снизилась с 3,95% до 3,4%, а двухлетних – с 1,41% до 0,97%.

Аналитики обмечают, что рост вложений в госбумаги США обусловлен самой моделью управления валютными курсами, фактически привязанными именно к доллару, а это, в свою очередь, подразумевает вложение резервов в американские гособязательства. Логика в этом есть, но при одном условии: если финансовая система воспринимается как нечто абсолютно оторванное от производственного сектора экономики. Впрочем, в России сегодня именно так дело и обстоит, и в то время, как производство задыхается от нехватки средств на модернизацию, чиновники совершенно искренне не видят возможностей для вложения денег внутри страны. Самое интересное, что при этом задача модернизации экономики фактически объявляется важнейшим государственным приоритетом.

Измени себя сам

О модернизации экономики как раз и шла речь на встрече президента Дмитрия Медведева с представителями российского крупного бизнеса, прошедшей 21 октября.

«Я хотел бы, прежде всего, как раз от вас услышать, что вы думаете о модернизации нашей экономики, – заявил глава государства. – Потому что всем понятно, что если мы сами себя не изменим, то новый кризис многие компании, здесь присутствующие, просто похоронит». Президент напомнил, что в ходе кризиса государство оказало значительную поддержку крупным компаниям. А затем пообещал, что «оказание такой поддержки в тех или иных формах будет продолжено, ведь впереди очень непростой год». Отметив, что экономика начинает подниматься, Дмитрий Медведев, однако, подчеркнул, что в сфере инноваций «движение у нас ничтожное» и предложил олигархам подумать, какие требуются дополнительные импульсы для исправления этой ситуации. «Государство как собственник природных ресурсов вправе рассчитывать на внедрение и применение самых современных технологий в производстве, отвечающих передовым стандартам эффективности производства, экологической безопасности, производительности труда. Капиталы, которые зарабатываются в нашей стране, должны в значительной мере размещаться внутри страны», – отметил президент.

«Надеюсь, все понимают, сколь важна задача модернизации?», – осведомился Дмитрий Медведев у олигархов в финале своего выступления. Непонимающих не нашлось, поскольку в контексте сказанного президентом получалось, что таковые впредь будут лишены государственной поддержки и при новом кризисе (по какой бы причине он не возник) их компании «будут похоронены». Таким образом, государство, снижая активность в сфере финансирования экономики, фактически потребовало, чтобы эту функцию взял на себя крупный бизнес.

Разграничение сфер ответственности

Завершает картину новой финансово-бюджетной политики правительства недавнее предложение Министерства экономического развития отказаться от строительства альтернатив платным автомобильным дорогам. По мнению МЭР, сделать все дороги платными – единственное спасение от извечной российской беды.

Таким образом, похоже, что правительство собирается жестко определить сферы финансовой ответственности: государство финансирует общественную безопасность и пенсии, частный бизнес – модернизацию экономики, а население – инфраструктуру. Эта схема выглядит вполне логично, однако очевидны громадные риски ее практического воплощения.

В частности, повышение расходов на содержание пенсионеров и силовиков, очевидно, приведет к росту российских налогов до уровня неадекватно высоких. Вряд это положительно скажется на налоговой дисциплине, ведь ответ на вопрос «куда уходят мои налоги?» в такой ситуации мало кого вдохновит.

Возложение на олигархов ответственности за модернизацию экономики тоже выглядит достаточно сомнительным проектом. Понятно, что в лучшем случае они согласятся внедрять что-то новое исключительно в своих сферах деятельности, то есть в сырьевых отраслях. При этом максимум, на что можно надеяться, так это на то, что они будут закупать современные технологии и оборудование за границей и ввозить в Россию. Рассчитывать же на финансирование олигархами собственных разработок «с нуля» или хотя бы на их попытки копировать в своих компаниях иностранные технологические достижения, мягко говоря, наивно.

И, наконец, стремление государства финансировать инфраструктуру за счет населения, при сегодняшних финансовых проблемах большинства россиян, очевидно, не самый оптимальный способ решения проблем.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007543
Rambler's Top100