ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Интервью президента АФК "Система" Леонида Меламеда агентству ПРАЙМ-ТАСС



Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"

Меламед— Позвольте начать с вопросов о событиях, которые происходят прямо сейчас. Недавно стало известно, что правительство РФ согласовало условия сделки по обмену активами между АФК "Система" и "Связьинвестом". Структура этой сделки предполагает передачу "Ростелекому" оператора "Скай Линк". Однако "Система" владеет только 50 проц акций "Скай Линка", остальные акции принадлежат концерну RTDC. Предполагается ли, что АФК "Система" выкупит у РТДК акции "Скай Линка" до передачи его "Ростелекому"?

— АФК "Система" не планирует приобретать у RTDC акции "Скай Линка". Я полагаю, что если предполагаемая сделка по обмену активами будет осуществляться, то каждый из акционеров "Скай Линка" в ее рамках будет самостоятельно решать свои задачи.

— Сейчас, согласно появившейся информации, правительство уточняет технические детали сделки по обмену активами со "Связьинвестом", поэтому можно предположить, что она состоится в обозримом будущем. И все же скажите, почему Вы недавно назвали март 2010 г крайним сроком, после которого эта сделка уже может и не состояться?

— Названный мною срок не был привязан к каким-то конкретным событиям, например, к получению корпоративных одобрений. Я имел в виду, что это тот срок, который, с точки зрения практики, обычно требуется для проведения всех необходимых процедур.

— Несколько слов об индийской "дочке" "Системы" - операторе Sistema Shyam TeleServices Ltd. Уже говорилось, что эта компания может быть продана "Мобильным ТелеСистемам" /МТС/, и МТС говорил, что купит Shyam только при условии достижения этой компанией положительных финансовых показателей. А с Вашей точки зрения, насколько целесообразна продажа Shyam компании МТС в принципе?

— Я бы на данном этапе воздержался от обобщений по этому вопросу. Действительно, могут сложиться условия, при которых МТС будет выгодно купить эту компанию. И МТС будет иметь такую возможность, но у него точно не будет такой обязанности. Именно этот подход и определит дальнейшее развитие событий. Наша стратегия развития Shyam не связана с продажей компании.

— Как известно, государственные структуры РФ изучают вопрос о покупке у АФК "Система" пакета акций Shyam TeleServices, в частности, проводят оценку этой компании. Как на сегодня развивается этот процесс?

— Мы не видим признаков, что этот процесс приостановлен, или у тех Ответственных лиц в госорганах, которые занимаются данным вопросом, есть какие-то иные идеи, отличные от ранее высказанных в связи с Shyam TeleServices.

— Теперь более общие вопросы. Условия прошедших 12-ти месяцев, которые принято называть кризисными, повлияли, безусловно, на бизнес…

— И продолжают влиять.

— И продолжают влиять, конечно. Опыт работы "Системы" в таких условиях, возможно, уникален, потому что "Система" располагает весьма диверсифицированным бизнесом. И за эти 12 месяцев в "Системе" много чего произошло в отношении изменений структуры активов, различных сделок по продажам-приобретениям и так далее. Чем отличалась стратегии "Системы" в эти "кризисные" 12 месяцев от предыдущих периодов времени?

— Стратегия "5х5>25", утвержденная советом директоров под руководством Владимира Петровича Евтушенкова, – это вообще новая стратегия, даже безотносительно кризиса. Она дает точные цели, выраженные в цифрах, в виде, например, доходности на вложенный капитал /25 проц/, дает четкие временные рамки /в течение 5 лет/ и набор инструментов /их тоже 5/, которыми менеджмент должен пользоваться, чтобы достичь поставленных целей. Эта стратегия и предопределила все те изменения, которые произошли как в ведении бизнеса внутри компании, так и в структуре портфеля. Как известно, мы одни активы продали, другие купили, все портфельные компании развивали. Все это делалось в строгом соответствии с принятой стратегией.

— Вы хотите сказать, что эта выраженная в формализованном виде стратегия так жестко и неуклонно исполняется?

— Абсолютно. Это "аз" и "буки" всего, что мы здесь делаем. Это касается всего – организации нашей работы с сотрудниками, партнерами, инвесторами, акционерами, прессой и так далее.

— Вы сказали, что произошли изменения структуры бизнеса, структуры портфеля активов "Системы". Какие из этих изменений Вы считаете самыми главными?

— Совершенные нами крупные сделки по продажам-приобретениям и являются наиболее существенными – они изменили структуру портфеля. Мы купили БашТЭК, привлекли партнеров в "Систему Галс", передали активы кабельного ТВ от "Системы Масс Медиа" к "Комстару", продали акции самого "Комстара" МТС, продали акции компании "Межрегиональный ТранзитТелеком", создали совместное предприятие по микроэлектронике с "Роснано" – вот сделки, обусловившие основные изменения.

— Получается, что структура портфеля "Системы" сегодня принципиально отличается от прежней наличием, если можно так выразиться, двух "ядер концентрации" бизнеса – это телеком и нефть. Ранее основной опорой бизнеса был телеком, окруженный достаточно размытой структурой из разнородных компаний, а теперь появилась еще и нефть как ведущий фактор бизнеса. Возможно, такое изменение конфигурации и определит стратегию "Системы" в будущем?

— Я бы сказал, что сейчас у нашего бизнеса действительно две основные опоры, способные создавать существенные денежные потоки, и несколько компаний меньшего размера. Да, это более устойчивая конфигурация.

— С учетом этой новой конфигурации, что "Система" считает стратегическими приоритетами в своем развитии?

— "Система" не планирует принципиального изменения перечня портфелей, которыми управляет – у нас есть четыре бизнес-единицы, мы в них и хотим оставаться. Это телекомы, нефть, потребительские активы и высокие технологии. И мы не планируем на сегодняшний день входить в какие-то новые индустрии или выходить из тех направлений, в которых сейчас работаем.

— То есть вы сохраните все имеющиеся бизнесы и даже такой не очень прибыльный как медицина?

— Да, сохраним. Что касается медицины – то это часть портфеля "потребительские активы" и на самом деле, кстати, влияние кризиса на эти активы оказалось наименьшим. Видите ли, люди в кризис откладывают те покупки, которые они совершают редко – автомобили, турпоездки. А то, что они покупают каждый день – они продолжают покупать: продукты, услуги связи, медицинские услуги. Наша медицинская компания "Медси" – лидер рынка частной медицины России, с достаточно приличным с точки зрения устойчивости финансовым положением и хорошими перспективами. Поэтому наши планы относительно медицинского бизнеса очень серьезные.

— Насколько я знаю, банк "Системы" – МБРР не испытал на себе каких-то особенно сильных негативных влияний общего кризиса. Тем не менее, были ли осуществлены какие-то коррекции в планах развития банковского бизнеса? Например, в свое время "Система" заявляла, что в рамках развития банковского направления она намерена приобретать лидеров банковского бизнеса в регионах в секторе банковской розницы. Что теперь с этими планами?

— Мы пересматриваем нашу стратегию развития банка. Пригласили нового руководителя МБРР – председателя правления Олега Капитонова, известного и интересного профессионала в области банковского дела. Мы бы хотели, чтобы он рассмотрел имеющуюся у МБРР стратегию и представил свои предложения по ее корректировке. Я не думаю, что в ближайшее время нам предстоит покупать банки с мощными розничными сетями. Скорее всего, мы пойдем менее затратным, но не менее активным путем.

— Возвращаясь к телекому. "Система" заявила, что готова вернуть государству пакет 25 проц плюс одна акция "Связьинвеста" потому, что не видит реальных перспектив приватизации холдинга. В то же время, в последние буквально дни на разных уровнях почему-то возобновились разговоры о том, что "Связьинвест" может быть приватизирован после его реорганизации. Как Вы к этому относитесь?

— Да, мы рассчитывали когда-то, что сможем приобрести контроль в "Связьинвесте", это было бы для нас стратегически интересно. Когда стало известно, что государство не хочет приватизировать "Связьинвест", мы решили выйти из этого актива. Что касается разговоров о возможной приватизации реорганизованного "Связьинвеста" в будущем – я не берусь это комментировать.

— Какие бы задачи Вы назвали главными для "Системы" на ближайшую перспективу, скажем, на ближайший год?

— Главное – это чтобы все наши компании повысили эффективность, чтобы их прибыльность в своих секторах превысила среднерыночную, чтобы они самостоятельно обслуживали свой долг и как можно быстрее вышли на тот уровень работы, когда их зависимость от корпоративного центра АФК "Система" будет такой, как сейчас у МТС, то есть – небольшой. Мы рассчитываем продолжить укреплять доходность инвестиций и портфельными решениями, предусматривая, однако, очень бережное отношение к размеру долга – и в относительных, и в абсолютных цифрах.

— Относится ли это и к "Ситрониксу"? Дело в том, что финансовая эффективность любого производства в нашей стране, как известно – это большая проблема. Конечно, в совместное предприятие с "Роснано" государство вкладывает 6 млрд руб, но "Ситроникс" должен вложить столько же. К тому же, эти деньги должны быть направлены в создание производства полупроводников, а дальше придется нести издержки по осуществлению этого производства, продажам и тд. Можно ли и здесь рассчитывать на достижение тех целей по эффективности, о которых Вы сказали?

— Мы обязаны получить эту эффективность, если рассчитываем держать это направление в своем портфеле. У "Ситроникса" сейчас в целом неплохо развивается бизнес. Мы предполагаем, что по прибыльности он в течение 4-х ближайших лет если и не будет на уровне телекома, то должен стать принципиально более прибыльным, чем сейчас. К тому же, когда этот проект задумывался, все возможные издержки и потенциальные доходы были в нем учтены. Если бы проект не предусматривал надлежащей окупаемости – мы бы его просто не начали. У нас ни в одном бизнесе, включая и бизнес "Ситроникса", нет намерений вести проекты ради проектов. Только тогда, когда мы верим в допуски и цифры, заложенные в проектах, мы идем на их осуществление. Наши акционеры, и прежде всего Владимир Петрович Евтушенков, ждут от нас прагматичности при принятии инвестиционных решений.

— Какую прибыльность Вы считаете приемлемой для "Ситроникса"?

— Я бы не стал называть конкретные цифры, но сказал бы, что она должна быть на уровне западных индустриальных аналогов.

— Недавно Ассоциация менеджеров назвала вас "Лучшим топ-менеджером 2009 г". Хочу поздравить вас с таким высоким признанием бизнес-сообщества. Эта награда стала для вас сюрпризом?

— Спасибо за добрые слова. Да, это была абсолютная неожиданность. Тем более, что в АФК "Система" я "играю вторым номером". А лидером компании является ее главный акционер. Однако мне, безусловно, очень приятно, что мои усилия на посту президента АФК "Система" были так высоко оценены.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007649
Rambler's Top100