ЧОУ Институт проблем предпринимательства

"Спонтанное прибытие иностранных работников будет заменено организованным набором"


Ксения Кулешова
Источник: Журнал "Трудовые споры"
Какие нарушения допускают компании, привлекая к работе иностранцев? Как повлияют нововведения в миграционном законодательстве на работодателей? Почему организациям будет выгодно привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов? На эти и другие вопросы ответил заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы России Олег АРТАМОНОВ.

— Какова структура трудовых мигрантов в России на сегодняшний день? Изменилась ли она?

— Если говорить в целом, то в последние годы она достаточно стабильна. В сфере трудовой миграции сейчас 80 процентов приезжающих к нам иностранных работников — граждане СНГ. И лишь 20 процентов — граждане дальнего зарубежья.

По сферам деятельности, в которых они заняты, можно выделить две основные: сфера строительства, которая занимает 40 процентов от всей возможной трудовой деятельности на территории России, и 20 процентов — сфера торговли. В остальных сферах хозяйственной деятельности трудящиеся-ми­гран­ты присутствуют примерно в равной степени.

— Из каких стран дальнего зарубежья к нам едут чаще всего?

— Традиционно в сфере строительства и торговли самым массовым привлечением отличаются Китай, Вьетнам, Турция. Из Евросоюза — это Франция и Германия, поскольку на территории России достаточно много производств этих стран. Так, в прошлом году у нас трудилось 8,5 тысяч французов. Немцев — около 6 тысяч человек. Для сравнения, китайцев было 281 тысяча человек.

— Какие тенденции вы можете отметить в связи с кризисом?

— К концу 2008–началу 2009 года просматривался довольно серьезный отток иностранных работников, который в первую очередь был обусловлен сезонностью работ иностранцев в России. В начале 2009 года по аналогии с предыдущими годами мы ожидали роста объемов прибытия мигрантов, однако его не последовало. Мониторинг ситуации на рынке труда показал снижение количества въездов иностранных работников в Россию. Это было связано с тем, что строительство во многих местах прекратилось, уменьшилось количество рабочих мест, вырос уровень безработицы среди россиян.

А те, кто к нам приехал, отличались необыкновенной мобильностью. Они сориентировались и поехали в те субъекты, где раньше их практически не было. Весной этого года мы увидели эту тенденцию и связались с руководителями миграционных ведомств стран СНГ, предложив им проинформировать и переориентировать своих граждан не на Центральный и Южный округа, которые являются трудоизбыточными, а на трудонедостаточные регионы: Дальний Восток, Сибирь, Урал. Некоторые восприняли это предложение очень грамотно. Например, Кыргызстан открыл свои представительства в регионах России, нуждающихся в иностранных работниках, и с помощью этих представительств они оказывают содействие своим гражданам в поиске работы.

— Вы отметили, что многие работодатели стали отдавать предпочтение россиянам, однако в этом году компании особенно жалуются на сокращение квот на иностранных работников.

— Да, такая практика есть. Не скрою, что квотирование — инструмент защиты приоритетного права трудоустройства российских граждан. Мы все наблюдали рост уровня безработицы. В связи с этим должны были обеспечить россиян возможностью поиска работы и вакантными рабочими местами. Поэтому сокращение квот на привлечение иностранных работников стало одной из антикризисных мер.

— Олег Викторович, расскажите, пожалуйста, в чем для работодателя отличие при оформлении на работу мигрантов из визовых и безвизовых стран.

— Российское миграционное законодательство построено таким образом, что в нем существует два порядка оформления разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности. Традиционный порядок, который существовал ранее и остался для «визовиков», и упрощенный — для безвизовых стран.

В первом случае работодатель должен обратиться в органы государственной власти с тем, чтобы взять на работу иностранца. Для этого ему нужно оформить разрешение на привлечение работника, которое выдается территориальными органами ФМС РФ на основании заключения органов службы занятости. Согласитесь, не всегда целесообразно везти строителей из другой страны в область, где наблюдается высокий уровень безработных или где работа вообще «стоит». Поэтому работодатель может получить отрицательное заключение службы занятости, и он должен быть к этому готов.

Во втором случае, который используется для безвизовых стран, мигранты могут быть свободными соискателями на нашем рынке труда. Они приезжают самостоятельно и получают разрешение на работу, для которого требуется минимум документов (анкета, где указываются персональные сведения и информация о той специальности и профессии, по которой соискатель собирается работать; документ, удостоверяющий личность; миграционная карта с отметкой о въезде и госпошлина за услугу). Получив разрешение на осуществление трудовой деятельности, соискатель выходит на наш рынок труда, обладая правом осуществлять трудовую деятельность.

— Как утверждаются квоты?

— Сейчас квоты утверждаются на основании заявок работодателей. Работодатели представляют в территориальные органы занятости заявки на привлечение иностранных рабочих. Но эта система не совсем совершенна, из-за чего на практике часто возникают конфликты. Во-первых, не все компании знают, какие именно работы они будут выполнять в следующем году, потому что многие работы распределяются на конкурсной основе. Во-вторых, граждане СНГ приезжают в Россию самостоятельно, не участвуя в заявочной кампании, устраиваются здесь на работу и тем самым «выбирают» квоту тех работодателей, которые участвовали в заявочной кампании. Таким образом, возникает диспропорция.

— Каким образом должен решаться этот конфликт?

— Думаю, необходимо более гибко подходить к определению квот. Сейчас учитываются только заявки работодателей, а нужно учитывать и другие вопросы. При утверждении квот следует учитывать мнения субъектов РФ, других заинтересованных органов. Они должны четко знать свои инвестиционные планы, количество активно занятого населения, прирост специалистов из вузов и даже межрегиональную миграцию работников. Все эти данные должны учитываться в комплексе вместе с заявками работодателей.

— Что ожидать работодателям в ближайшее время? Какие нововведения планирует ФМС России?

— Мы обратили внимание на некоторые слабые места, которые были выявлены в последнее время. Например, на необходимость заменить спонтанное прибытие работников организованным набором. Сейчас мигранты прибывают разрозненно и здесь становятся соискателями на рынке труда.

Организованный набор предполагает предварительную подготовку отправляющихся к нам людей: медицинское обследование; сбор документов, подтверждающих отсутствие препятствий к осуществлению трудовой деятельности; подтверждение уровня квалификации; предварительное ознакомление с нормами миграционного законодательства и с условиями трудового договора. Вся эта работа должна начинаться в стране, гражданином которой является мигрант, а не у нас.

Документ, описывающий общие принципы и механизмы организованного привлечения иностранной рабочей силы, уже принят, его подписали руководители миграционных ведомств стран СНГ. Но отмечу, что этот нормативный акт носит рекомендательный характер. На основании него будут подписываться двусторонние соглашения между странами. Сейчас в стадии проработки находятся соглашения с Молдавией и Узбекистаном.

— Некоторые работодатели заинтересованы в привлечении высококвалифицированных специалистов из стран дальнего зарубежья. Однако почти все отмечают, как сложно получить для них разрешение и как ограничены иностранцы здесь в правах. Из-за этого многие зарубежные специалисты отказываются ехать в Россию, предпочитая, например, Индию или Гонконг. Ведется ли какая-то работа в этом направлении?

— Необходимость в установлении преференций для высококвалифицированных специалистов назрела давно. Сейчас с отдельными странами Евросоюза Россия ведет переговоры для того, чтобы на двусторонней основе определить категорию лиц и объемы льгот для них. Это, как правило, руководители, высококвалифицированные специалисты, молодежь. Для них мы планируем ввести сокращение административных процедур, которые необходимо пройти, чтобы получить разрешение на работу. Прежде всего мы говорим о сокращении количества справок и документов, увеличении сроков пребывания и осуществления трудовой деятельности.

Кстати, в европейских странах получить разрешение на работу иностранцу значительно сложнее, чем в нашей стране. Например, в Испании, Франции, Италии процесс оформления документов может занимать 8–9 месяцев! Поэтому в ответ мы ждем от стран Евросоюза упрощения процедур для наших граждан.

— С 2007 года начали действовать достаточно высокие штрафы для работодателей за привлечение иностранных работников без оформления разрешения на работу. Один нелегал сейчас может обойтись работодателю в 800 тысяч рублей. С чем связано такое увеличение штрафов?

— С либерализацией миграционного законодательства. Всякая либерализация должна приводить к ужесточению ответственности. Всю ответственность за невыполнение закона надо возлагать на субъекты права. В России таким субъектом выбран работодатель: он обязан соблюдать условия договора, создать для работника среду, которая бы защищала его права.

Как вы верно заметили, за привлечение и использование одного нелегального работника штраф для юридического лица может составлять 800 тысяч рублей. Соответственно, за двух — один миллион 600 тысяч рублей, трех — 2 миллиона 400 тысяч и т. д. Думаю, найдется немного предприятий, которым будет выгодна подобная деятельность. Кстати, у нас были случаи, когда мы штрафовали отдельные предприятия на 20 миллионов рублей и более по этой статье КоАП РФ. Результатом введения таких высоких штрафов стало заметное улучшение дисциплины работодателей в сфере привлечения иностранных работников.

— Кто проводит проверки нарушения миграционного законодательства?

— В соответствии с положением о Федеральной миграционной службе контроль и надзор в сфере пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории РФ передан ФМС России. В структуре ФМС есть подразделения миграционного контроля, которые вправе прийти к работодателю и проверить, соответствует ли иностранец целям и режиму своего пребывания, оформил ли он свои трудовые отношения с работодателем. Сотрудники подразделения в случае нарушений самостоятельно выносят предписания организациям и выписывают штрафы.

Кстати, в кризисное время к нам довольно активно обращались работники-иностранцы с жалобами на невыплату зарплаты. При рассмотрении жалоб мигрантов мы взаимодействовали с прокуратурой и добивались результатов.

— Какие самые частые ошибки совершают работодатели? На что им обратить внимание?

— Еще два-три года назад наиболее частым нарушением было отсутствие всяких документов на привлекаемого к работе иностранца. Сейчас работодатели делают все по правилам, однако ошибаются в мелочах, за которые также установлена ответственность. Например, разрешение получили, а когда работник по своей инициативе расторг трудовой договор и уехал, забыли уведомить ФМС. Также необходимо помнить и об уведомлении органов занятости о привлечении иностранных работников.

Олег Викторович АРТАМОНОВ

Заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции ФМС России.

Родился в Москве в 1965 году.

В 1989 году закончил Московский Экономико-Статистический Институт по специальности «инженер-экономист».

С 2003 года работал заместителем начальника управления информационных ресурсов ФМС России.

С 2006 по 2008 годы возглавлял Центр выдачи разрешений на работу.

С 2008 года до середины 2009 года занимал должность помощника директора ФМС России.

В 2009 году закончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении».

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007682
Rambler's Top100