Топ-100 Российской розничной торговлиИсточник: TorgRus.com Национальная Торговая Ассоциация и ИА «INFOLine» представляют рейтинг «Топ-100 российской розничной торговли» по итогам 2008 года. Основной показатель, определяющий место компании в итоговом рейтинге, – выручка торговой сети за 2008 год. Самая большая доля в рейтинге – 46% – у сетей FMCG, получивших в настоящее время наибольшее развитие на российском ретейловом рынке. В 2008 году рынок розничной торговли России составил 13853,2 млрд руб., причем на долю продовольственных товаров пришлось порядка 6270,8 млрд. руб., на долю непродовольственных – 7582,4 млрд руб. соответственно. В совокупном объеме выручки наибольшая доля принадлежит сетям FMCG – 58,7%, далее следуют сети бытовой техники и электроники (БТЭ) – 13%, сети мобильных телефонов – 12%. То есть именно в данных сегментах в 2008 году был отмечен наибольший товарооборот. По количеству магазинов первое место занимают сети мобильных телефонов (37,9%), что во многом обусловлено большим количеством объектов небольшой торговой площади (по общей торговой площади сети мобильных телефонов лишь на четвертом месте). Второе место по количеству торговых объектов у сетей FMCG (31,3%), третье – у аптечных сетей (18,2%). Наибольшая доля в структуре торговых площадей – 57,3% принадлежит сетям FMCG, что обусловлено большим количеством торговых объектов сетей данного сегмента. Второе место занимают сети БТЭ – 12,2%, третье – сети DIY – 6,8%. Несмотря на небольшое количество объектов сетей DIY, как правило, у магазинов этого формата значительные торговые площади, что и определило третье место в рейтинге. Что касается показателей эффективности розничных сетей, то средние темпы роста выручки торговых сетей, вошедших в рейтинг FMCG, составляли в 2008 году 131,6% (в 2007 году – 138%). При этом максимальные темпы роста выручки продемонстрировали торговые сети в сегменте парфюмерия и косметика – 144,7%, а минимальные – торговые сети в сегменте одежда – 66,6%. Темпы роста выручки в сегменте FMCG-сетей – 140,6%. Максимальные темпы роста торговых площадей в 2008 году были характерны для сетей детских товаров 148,4% при среднем показателе по рейтингу 119,9%. Минимальные темпы роста торговых площадей у аптечных сетей – 102,7%. У сегмента FMCG-сетей темпы роста торговых площадей составили 121,6%. Максимальные показатели выручки с 1 кв. м. торговой площади в 2008 году продемонстрировали сети мобильных телефонов – $27,4 тыс. с 1 кв. м (средний показатель – $10,3 тыс.). Минимальная выручка с 1 кв. м торговой площади – $2,7 тыс. – у книжных сетей. У FMCG-сетей этот показатель равнялся $10,2 тыс. Темпы роста выручки крупнейших сетей в 2008 году (%) Сети FMCGРейтинг крупнейших сетей FMCG России сформирован по результатам анкетирования, проведенного специалистами ИА «INFOLine» в III квартале 2009 года, и обобщения результатов деятельности 52 крупнейших торговых сетей FMCG России. В качестве основных были приняты следующие критерии: выручка, торговые площади, количество магазинов сети с разбивкой по форматам (в качестве ключевого параметра при определении формата торгового объекта принят параметр торговая площадь). С целью выработки единого критерия при подготовке рейтинга была принята следующая классификация торговых объектов по форматам: магазин у дома (площадь до 500 кв. м), супермаркет (500–2,5 тыс. кв. м), гипермаркет (свыше 2,5 тыс. кв. м). Разбивка магазинов по форматам, принятая в рейтинге, может не совпадать с используемой некоторыми ретейлерами. Например, «Седьмой континент» традиционно считается сетью супермаркетов, однако по критерию торговая площадь значительная часть магазинов сети попадает в формат магазин у дома. Суммарная выручка 52 крупнейших торговых сетей FMCG, участвовавших в рейтинге, в 2008 году составила 1260 млрд руб. При этом на 10 крупнейших сетей приходится 864,9 млрд руб., или 68,5% общего объема выручки. Первое место по объему выручки занимает компания X5 Retail Group с долей 17%, второе место компания «Магнит» с долей 10,5%, третье место принадлежит компании Aucahan с долей 10,2%. Таким образом, на три крупнейшие сети приходится почти 40% розничного оборота 52 крупнейших сетей FMCG. Средние темпы роста выручки сетей FMCG в 2008 году составили 40,8% (в рублевом выражении). Причем наибольшие темпы роста выручки демонстрировали торговые сети, которые не являлись лидерами по размеру выручки в 2008 году. Так, первое место по темпам роста выручки заняла торговая сеть «Глобус» (HyperGlobus) – в 2008 году выручка, по данным компании, выросла более чем в 3 раза. Суммарные торговые площади 45 крупнейших сетей FMCG России составили 5995 тыс. кв. м, при этом на 10 крупнейших сетей приходилось 3627,03 тыс. кв. м, или 60,5%. Наибольшие общие торговые площади у торговой сети X5 Retail Group (после объединения с сетью «Карусель») – 14,6% в общем объеме. Второе место занимает «Магнит» с долей 13,7%, третье место – Metro C&C с долей 7,2%. В десятку крупнейших розничных сетей по размеру торговых площадей входит пять компаний, развивающих формат гипермаркет: «Лента», Auchan, X5 Retail Group, Metro C&C, «O`Кей». Единственная в десятке, развивающая только один формат магазин у дома, торговая сеть «Копейка» (по состоянию на конец 2008 года). Остальные сети являются мультиформатными. Средние темпы роста торговых площадей сетей FMCG России в 2008 году составили 25,6%. У трех из 52 торговых сетей «Семья», «Идея», Atac торговые площади за 2008 год выросли в 2 раза. А сеть «Глобус» продемонстрировала рост торговых площадей более чем в 2,5 раза. Среднегодовая выручка с 1 кв. м торговой площади крупнейших розничных сетей FMCG составила $10,2 тыс. При этом у 22 из 52 компаний выручка с 1 кв. м торговой площади превышает средний показатель. Лидером по данному показателю является торговая сеть «Азбука вкуса» $24 тыс./кв. м. Второе место занимает сеть «Утконос» $23,5 тыс./кв. м, третье место – «Полушка» (Санкт-Петербург) $21,8 тыс./кв. м. Минимальный показатель у компании «АЛПИ» – $1,61 тыс./кв. м. Общее количество торговых объектов 52 крупнейших торговых сетей FMCG России (по сумме форматов магазин у дома, супермаркет, гипермаркет) на конец 2008 года составило 8046: 1034 супермаркеты, 379 гипермаркеты, 6633 – магазины у дома. На 10 крупнейших компаний приходится 4815 торговых объектов, или 73,9%. По количеству торговых объектов формата магазин у дома лидером является торговая сеть «Магнит» 2568 магазинов (по состоянию на конец 2008 года). При этом на 10 крупнейших сетей по данному показателю приходится почти 83% от общей совокупности магазинов у дома. Третье место с долей 7,2% занимает «Копейка». По количеству магазинов формата супермаркет лидирующие позиции у X5 Retail Group с долей 20% (сеть супермаркетов «Перекресток»), второе место – у компании Объединенная компания «Холидей» и «Кора» с долей 11,9%, третье место – у сети «Патэрсон» с долей 7,6%. На 10 крупнейших сетей супермаркетов России в 2008 году приходилось более 70% от общего числа супермаркетов. В сегменте сетей формата гипермаркет первое место занимает Metro C&C с долей 13,1% в общем количестве гипермаркетов (по состоянию на 2008 год сеть включала 48 гипермаркетов). Второе место принадлежит компании X5 Retail Group с долей 12,5% (46 гипермаркетов на конец 2008 года, в связи с приобретением сети «Карусель»). Третье место занимает торговая сеть «Лента» с долей 9,3% (34 гипермаркета на конец 2008 года). На 10 крупнейших сетей гипермаркетов России приходится около 77% от общего количества гипермаркетов. Структура рейтинга "Топ-100 российской розничной торговли - 2008" (% от общего количества сетей) Методология подготовки рейтинга ТОП-100 российской розничной торговлиДля рейтингования торговых сетей были использованы следующие показатели: выручка компании в 2008 году (в рублевом выражении, выручка в долларах или евро переводилась в рубли по среднегодовому курсу валют), количество магазинов, в том числе по форматам, общие торговые площади магазинов сети, темпы роста выручки в 2007-2008 году, темпы роста торговых площадей в 2007-2008 году. В качестве основного показателя, определяющего место компании в итоговом рейтинге, использовался показатель выручки компании в 2008 году в рублевом выражении. С 2008 года партнером ежегодного рейтинга Национальной Торговой Ассоциации «Топ-100 российской розничной торговли» является ИА «INFOLine». В рамках формирования рейтинга по итогам 2008 года специалисты ИА «INFOLine» провели анкетирование и интервьюирование торговых сетей, обработку данных финансовой отчетности и прочих документов об операционной и финансовой деятельности, анализ публикаций в отраслевых и деловых СМИ. Также использовалась информация от самих компаний и из вторичных источников (данные федеральных органов власти, годовые и квартальные отчеты, проспекты эмиссий ценных бумаг и инвестиционные меморандумы торговых сетей и компаний-поставщиков, и ряда других). Топ-100
Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007703
|