ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Василий Кошелев: «Бизнес хочет усовершенствовать свою систему налогообложения



Источник: Журнал "Финанс."
Президент консалтинговой и аудиторской компании «Созидание и развитие» Василий Кошелев полагает, что в 2010 году количество сделок по слиянию и поглощению увеличится вдвое. // Журнал "Финанс."

Василий Владимирович, по вашим ощущениям, в финансовой отрасли России настало улучшение?

– По сравнению с прошлым годом, безусловно. Политика Центробанка была как раз направлена на стабилизацию финансовой системы. Здесь, конечно, возникают спорные вопросы. Многие считают, что пути реализации поддержки банковского сектора могли быть и лучше. В первую очередь это касается наделения деньгами государственных кредитных учреждений, которые не всегда передают эти средства другим игрокам, а используют в своих целях. Известны случаи, когда банки государственные ресурсы направляли на погашение своих задолженностей, а не на кредитование реального производства.

Но в общем ситуация на рынке улучшается с каждым днем. В частности, очередной раз понижена ставка рефинансирования…

Целевая планка на следующий год объявлена 6%. По мнению властей, это должно еще больше оживить финансовый сектор…

– Так и есть. Другой вопрос заключается в том, что в случае с Россией величина ставки рефинансирования не столь существенна для экономики, как стоимость нефти. У нас сырьевая экономика, которая зависит от котировки барреля на международных рынках.

А на вас это как отражается, в чем антикризисный запрос?

– Если во времена дорогой нефти компании могли себе позволить переплату в бюджет – это было для них не очень существенно, и они просто старались избегать лишних претензий со стороны фискалов, то сегодня такие траты – дорогое удовольствие. Бизнес хочет усовершенствовать свою систему налого­обложения, то есть разобрать ее более детально и выявить те излишки, которые могут быть направлены на развитие. Мы, соответственно, участвуем в процессе, разработали различные методики, помогающие снизить налоговые затраты.

Кроме того, сегодня, когда рынок стал оживляться, большим спросом пользуются услуги по созданию холдинговых структур. Экономика постепенно восстанавливается, и наступает время, когда активизируются сделки по слиянию и поглощению. А перед тем как участвовать в этих процессах, необходимо все привести в порядок, структурировать компании, сделать их более прозрачными. Мы ожидаем большой приток иностранных инвестиций.

Во многих случаях бизнес сконцентрирован в рамках одной достаточно крупной, но неповоротливой компании. У владельца возникает потребность разделить его по направлениям. Эта работа комплексная, подразумевающая оптимизацию финансовых потоков и налогообложения, повышение управляемости компании и контроля за функционированием тех или иных подразделений.

Унификацию бизнес-процессов?

– Не совсем унификацию. Как раз под каждое направление разрабатывается свой бизнес-процесс. Только в этом случае получается эффективная работа каждого сегмента. А контроль осуществляет управляющая компания, где находится собственник или глава холдинга. Как правило, управляющая компания одна. А в ее рамках существуют внутренние подразделения, контролирующие подведомственные им юридические лица. Тут все зависит от сферы деятельности.

Структура владения также учитывается?

– Обязательно. Она разрабатывается под конкретного собственника исходя из его целей. Если он планирует развитие бизнеса для последующей продажи, то структура владения выстраивается с точки зрения привлекательности для потенциальных покупателей. Могут быть задействованы иностранные структуры – все зависит от того, куда будет двигаться бизнес.

Финансовый сектор заинтересован в создании холдингов?

– Заинтересован. Многие банки используют различные структуры по владению, включая иностранные составляющие. Многие входят в финансово-промышленные группы. В том числе с участием офшорных зон.

Чем вы объясняете рост интереса иностранцев к российским активам?

– Он всегда был. Здесь вопрос баланса аппетита и рисков. Если раньше иностранные инвесторы видели достаточно большие риски, поэтому очень осторожно заходили в российские компании, то сейчас они видят политику нашего государства, правительства и понимают, что она направлена на минимизацию рисков, в том числе и политических. По мере восстановления российской и иностранных экономик, инвесторы проявляют все больше внимания к нашим компаниям. Очевидно, что уровень доходности в России намного выше, чем за рубежом. По этому показателю с нами может конкурировать только Китай.

Буквально вчера у нас были германские партнеры, готовые вкладывать средства в наш рынок. Причем они готовы рассматривать приобретение российских компаний именно среднего уровня.

К каким секторам экономики проявляется наибольший интерес со стороны иностранцев?

– К реальному сектору и ритейлу. Строительство пока стоит – на рынке периодически появляется информация о сделках, но это единичные случаи.

А российских финансистов что интересует?

– У кого есть возможность, заняты скупкой бизнесов. Причем в различных направлениях, не обязательно в финансовом секторе. Это видно на примере Сбербанка, ВТБ. В рамках банковских структур создаются компании, которые аккумулируют производственные активы.

Происходит просто скупка активов?

– Вот именно. Очевидно, что сегодня все стоит ниже рынка и сейчас удобный момент по вхождению в компании. Этим, кстати, и обусловлен интерес к консалтинговым услугам. Если раньше банки интересовались только аудитом, то теперь прибегают и к услугам консультантов. Даже Сбербанк.

Неужели банки собираются всерьез развивать реальный сектор?

– Думаю, пока рано об этом говорить – никто такую информацию не раскрывает. Но мне кажется, что приобретение финансовыми структурами непрофильного бизнеса осуществляется не для развития, а для последующей перепродажи активов.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007743
Rambler's Top100