ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Первое применение МСФО в диверсифицированном холдинге


Юлия Батарова, главный бухгалтер корпорации «Эконика»
Источник: Журнал "Консультант"
Повышение прозрачности отчетности компании, улучшение сопоставимости финансовых показателей, надежная информация, отражающая экономическую сущность деятельности, – задачи, которые являются актуальными не только для топ-менеджмента компании, но и для внешних пользователей. Корпорация «Эконика» уже два года формирует отчетность по МСФО, а потому ее опыт будет весьма полезен представителям других компаний, которые только задумались либо делают первые шаги в направлении МСФО.

Переход на МСФО – достаточно сложный процесс, требующий серьезных трудовых и финансовых затрат. Более того, результаты финансовой отчетности по МСФО могут значительно отличаться от финансовых результатов по РСБУ. Оценить положительный экономический эффект от внедрения на первоначальном этапе достаточно сложно: переход на МСФО – проект стратегического характера. Поэтому, прежде чем принимать решение о переходе на МСФО, компания должна четко сформулировать цели и задачи, которые должны быть реализованы в ходе проекта: кто будет являться пользователем отчетности, регулярность/оперативность ее предоставления, способ организации учета, ресурсы для реализации проекта.

Основными задачами проекта по переходу корпорации «Эконика» на МСФО были:

– повышение уровня корпоративной культуры учета и отчетности;

– формирование прозрачной, унифицированной, сопоставимой отчетности по принципам международной практики с целью принятия обоснованных управленческих решений;

– инвестиционная привлекательность на рынке капитала.

Корпорация пошла по пути максимального сближения бухгалтерского и управленческого учета с международными стандартами финансовой отчетности с целью формирования открытой финансовой отчетности, понятной как собственникам, так и инвесторам.

Корпорация «Эконика» является диверсифицированным холдингом, развивает несколько направлений бизнеса: обувное, инвестиционно-девелоперское, направление по продаже промышленного и строительного оборудования. Численность сотрудников холдинга более 2 тыс.человек, выручка за 2008 год составила - $ 450 млн

В проекте по переходу корпорации «Эконика» на МСФО можно выделить четыре основных этапа.

Этап 1. Аналитическая работа по сближению методов бухгалтерского и управленческого учета со стандартами учета МСФО.

Этап 2. Разработка единой методологии учета.

Этап 3. Формирование первоначального баланса на дату перехода.

Этап 4. Составление отчетности по МСФО.

Рассмотрим реализацию каждого этапа подробнее.

Этап 1. Аналитическая работа по сближению методов бухгалтерского и управленческого учета со стандартами учета МСФО

Это самый важный этап: именно в ходе его определяются основные принципы и порядок ведения учета. Для компаний, у которых в штате нет специалистов по МСФО, на этом этапе целесообразно привлечь консультанта, что позволит сформировать качественный рабочий инструмент в виде учетной политики и минимизировать методологические споры в части профессиональных суждений при формировании отчетности.

Анализ соответствия методов бухгалтерского и управленческого учета, зафиксированных в учетных политиках Группы, требованиям МСФО и выработка рекомендаций по сближению

До внедрения проекта в корпорации существовал единый шаблон учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета, однако в данном документе бухгалтерам было предоставлено право выбора альтернативных способов учета, которые наиболее полно отражали специфику того или иного бизнес-направления. Как следствие, учетные принципы компаний значительно различались. Поэтому мы посчитали необходимым провести работу по анализу учетных политик в целях бухгалтерского учета по всем юрлицам – эта работа прежде всего направлена на унификацию порядка ведения учета по РСБУ с целью упрощения процедуры трансформации в соответствии с международными стандартами. Было сделано практически единственное исключение: из-за сложности влияния специфики бизнеса на порядок формирования себестоимости было принято решение оставить отраслевую специфику формирования себестоимости для каждого бизнес-направления.

Параллельно проводились тестирование на соответствие требованиям МСФО методов бухгалтерского учета и выработка рекомендаций по сближению методов.

Таблица 1. Пример сближения методов учета по РСБУ, УУ и МСФО (признание основных средств)

Метод учета по РСБУ и УУМетод учета по МСФООтклоненияРекомендации по сближению
В УП закреплены два способа учета объектов недвижимости, документы по которым поданы на государственную регистрацию права собственности, но регистрация еще не завершена:

на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства»;

на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Пункт 7 МСФО 16 признает активы в качестве ОС в момент, когда поступление будущих экономических выгод, связанных с данным объектом, становится вероятным и когда себестоимость объекта может быть надежно определена.

Отсутствует такой критерий признания, как переход права собственности.

Таким образом, признание не связано с формальными признаками подачи документов на регистрацию или подписания акта о вводе в эксплуатацию

Отклонение в учете по РСБУ и МСФО возникает в отношении имущества, готового к эксплуатации, на которое еще не переданы в регистрирующие органы документы на регистрациюУП не требует изменений. Различия неустранимы.

Для минимизации затрат по трансформации отчетности возможно отражать информацию об объектах основных средств, готовых к эксплуатации, но документы на которые еще не переданы на государственную регистрацию:

на забалансовых счетах

вне автоматизированной системы бухгалтерского учета, например в таблицах Excel

Анализ хозяйственных договоров на предмет признания выручки для целей МСФО

Поскольку бизнес-направления корпорации существенно диверсифицированы, была проведена работа по анализу всех существующих форм хозяйственных отношений с целью выделения договоров, по которым признание выручки по МСФО отличается от РСБУ. В инвестиционно-девелоперском направлении это переход рисков владения, в оптовой и розничной торговле – особый переход права собственности на товар. Этот этап важен для понимания существенности корректировок выручки в отчетном периоде.

Этап 2. Разработка единой методологии учета

Аналитическая работа, проведенная на первом этапе, позволила сформировать следующие документы:

– Единая учетная политика в целях бухгалтерского учета, максимально приближенная к МСФО;

– Единая учетная политика в целях управленческого учета, максимально приближенная к МСФО;

– Единая учетная политика по МСФО.

Очень важно при создании учетной политики, выборе методов и принципов учета предусмотреть все возможные варианты развития бизнеса. Внесение изменений в учетную политику по МСФО возможно в очень редких случаях, поэтому методологический просчет может иметь негативные последствия в будущем. Мы утвердили те методы учета, которые, на наш взгляд, давали наиболее точную и корректную оценку деятельности корпорации.

С целью унификации аналитического учета были разработаны и внедрены:

– Единый план счетов по РСБУ и МСФО;

– единая сквозная аналитика справочников.

За основу был принят план счетов российского бухгалтерского учета, при этом счета управленческого учета (МСФО) являются более детализированными для возможности формирования данных по принципам МСФО и упрощения процедуры консолидации. В частности, введены дополнительные счета внутренних расчетов между юридическими лицами в рамках одного бизнес направления (обороты Intracompany), а также детализации расчетов между разными бизнес-направлениями (обороты Intercompany).

Таблица 2. Выдержка из плана счетов МСФО корпорации «Эконика»

60.00.00.00Расчеты с поставщиками и подрядчиками
60.01.00.00Расчеты с поставщиками и подрядчиками
60.01.00.90Расчеты с поставщиками и подрядчиками между бизнес-направлениями
60.01.00.99Расчеты с поставщиками и подрядчиками внутри бизнес-направления
60.02.00.00Расчеты по авансам выданным
60.02.00.90Расчеты по авансам выданным между бизнес-направлениями
60.02.00.99Расчеты по авансам выданным внутри бизнес-направления

Этап 3. Формирование первоначального баланса на дату перехода

Процесс перехода на составление отчетности по МСФО регламентирован стандартом IFRS 1 «Первое применение МСФО», который содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности. Датой перехода (началом первого отчетного периода) мы определили 1 января 2007 года, соответственно отчетной датой (окончанием первого отчетного периода) стало 31 декабря 2007 года. Одним из требований МСФО является необходимость предоставления сопоставимых данных хотя бы за один предшествующий период. Однако пересчет всех данных учета корпорации за предыдущие периоды мы посчитали значительно трудозатратным, поэтому приняли решение использовать промежуточный вариант составления отчетности по МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность», когда первая опубликованная отчетность носит предварительный характер. В состав первой отчетности по МСФО была включена только финансовая отчетность на отчетную дату без сопоставимых данных за предыдущий период.

Определение статей активов и обязательств по МСФО

На данном этапе во всех компания Группы была проведена сплошная инвентаризация активов и обязательств на дату перехода на МСФО. Цель – подтверждение признания либо непризнания активов и обязательств в целях МСФО. Например, резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в РСБУ согласно МСФО не признается. Еще один распространенный пример – признание актива по договорам финансовой аренды (лизинга) в соответствии с МСФО 17 «Аренда». При финансовой аренде актив отражается на балансе арендатора отдельно одновременно с признанием долгосрочной кредиторской задолженности по аренде, а арендные платежи подразделяются на сумму погашения долга и уплату процентов по нему. В то же время в РСБУ лизинговое имущество у арендатора учитывается на забалансовых счетах.

Оценка активов и обязательств

Существуют различия в оценке активов и обязательств между РСБУ и МСФО. Они могут быть связаны с разными принципами капитализации статей затрат или с различием в оценках будущих денежных потоков, формирующих балансовую стоимость актива.

В нашем проекте практические сложности вызвала разница в подходах по формированию первоначальной стоимости основных средств, включаемых во вступительный баланс в соответствии с МСФО. Группа применила метод разрешенный МСФО (IFRS) 1, а именно включила основные средства по справедливой стоимости, которая принимается равной «условно первоначальной стоимости». По нашему мнению, это позволило наиболее объективно отразить действительную стоимость активов корпорации на дату перехода. Однако этот подход подразумевает привлечение услуг независимого оценщика, что для компаний с большим объемом внеоборотных активов может составить существенную статью затрат.

Корректировка собственного капитала

После прохождения этапов признания и оценки величина чистых активов компании по МСФО может отличаться от величины капиталов и резервов по РСБУ. В соответствии с МСФО (IFRS) 1 эта разница должна найти отражение в нераспределенной прибыли.

Этап 4. Составление отчетности по МСФО

Несмотря на то что описанные выше этапы по переходу компании на МСФО являются очевидными, каждый из них связан с определенными трудностями.

Рассмотрим основные проблемы, с которыми компания может столкнуться при применении МСФО, и рекомендации по их устранению.

Проблема 1. Финансовый результат существенно отличается от РСБУ, отчетность по МСФО теряет инвестиционную привлекательность.

Рекомендации. Следует тщательно проработать все возможные корректировки на этапе 1, контролировать существенные отклонения между РСБУ и МСФО и своевременно доводить до сведения руководства.

Проблема 2. Выбор метода составления отчетности (параллельный учет или трансформация).

Рекомендации. Выбор метода составления отчетности зависит от уровня автоматизации и специфики ведения учета в компании. Процедура трансформации отчетности из РСБУ в МСФО является менее затратной (в части финансовых ресурсов) на первых этапах внедрения, в долгосрочной перспективе параллельное ведение учета по МСФО, безусловно, является предпочтительным. Для принятия решения и выбора оптимального способа, необходимо сопоставить сроки, качество и стоимость каждого метода путем составления сравнительной таблицы или методом экспертных оценок.

В Корпорации отчетность формируется путем трансформации отчетности РСБУ в отчетность МСФО. В настоящий момент проект по автоматизации параллельного учета по МСФО находится в стадии внедрения.

Проблема 3. Различие профессионального суждения аудитора и специалистов компании.

Рекомендации. На этапах 1 и 2 целесообразно привлечь в качестве консультантов потенциальных аудиторов Это позволит снизить риски споров в дальнейшем. Если ваша позиция не противоречит МСФО, желательно чтобы она была закреплена в учетной политике.

Проблема 4. Кадровая проблема.

Рекомендации. Обучение ключевых специалистов, распространение знаний через корпоративные тренинги.

В корпорации «Эконика» переход на МСФО изначально рассматривался как стратегический проект, требующий контроля и координации со стороны топ-менеджмента в течение всего срока его реализации. Как уже отмечалось, корпорация формирует отчетность по МСФО в течение двух лет. Среди положительных аспектов – повышение прозрачности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа и, как следствие, повышение репутации на рынке капитала.

Практический опыт нашей компании показал, что успешная реализация проекта в немалой степени зависит от того, насколько хорошо мы понимаем, что переход на МСФО затрагивает не только финансовые подразделения, но и практически все основные бизнес-процессы компании.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007859
Rambler's Top100