ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Кадровый застой

Для оживления рынка труда РСПП предлагает упростить процедуру сокращения штатов


Елена Шмелева
Источник: Российская Бизнес-газета
В 2009 году работу потеряли 1,6 млн человек, сообщил Росстат. На поддержку занятости правительство собирается потратить в этом году 36,3 млрд руб. Деньги эти пойдут на сдерживание безработицы, но не на создание новых рабочих мест. Пойдет ли соцполитика на благо экономике? Этот вопрос мы задали исполнительному вице-президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федору Прокопову.
Федор Прокопов считает, что производительность труда в кризис должна расти. Фото: Савостьянов Сергей
Федор Прокопов считает, что производительность труда в кризис должна расти. Фото: Савостьянов Сергей

- Действительно, на наш взгляд, особенно в кризисный год, работала избыточная установка сдерживания высвобождения работников по экономическим причинам.

- Людей не увольняли, но зарплаты понижались.

- Да. Если есть жесткие ограничения на экономически обусловленные увольнения, если сложно или невозможно привести численность и структуру своего персонала в соответствие с изменившимися обстоятельствами, работодатель вынужден реагировать, используя другие инструменты: сокращать рабочее время, мотивировать расторжение трудовых договоров по соглашению сторон, ограничивать или прекращать наем новой рабочей силы. Последняя мера создает сложности для тех, кто ищет работу - для молодежи, ребят, завершивших службу в армии. Зачастую предприятие реагирует на кризисные явления заработной платой - сокращают основную, премиальную часть. Однако если опираться на данные Росстата, за последний год начисленная заработная плата в стране не сократилась, а увеличилась процентов на 8. Правда, не во всех секторах экономики.

- Ну да. 8,9 процента съела инфляция, да и жить мы лучше не стали.

- Согласен. Да и начисленная зарплата не означает, что она выплачена. И все же даже серьезную проблему не стоит превращать в катастрофу. Сделаем первый вывод: в начале кризиса были ощущения, что предприятия будут в массовом порядке освобождаться от избыточной рабочей силы. Масштабных и повсеместных высвобождений, как на Западе, не произошло. Примерно 1% занятых на крупных и средних предприятиях, а это 400 тысяч человек, были за год сокращены. Второй момент. Были ожидания резкого снижения заработной платы, поскольку наше законодательство ограничивает возможности увольнений по экономическим причинам. Однако и этого не случилось. Снижение было скорее очаговым, чем сплошным, по отдельным видам экономической деятельности, по группам предприятий и отдельным производителям. Нет ни одной отрасли экономики, где бы заработная плата за год сократилась на 20 или 30 процентов. Есть на 2, 3, 4 процента. Серьезно росла задолженность по заработной плате. Ее гасили с административным нажимом. Если серьезного сокращения рабочей силы не произошло, резкого сокращения зарплат не допустили, то и производительность не могла повыситься. Отсутствие роста производительности труда в кризис - свидетельство недостаточной мобилизационной готовности экономики к выходу из спада и возможностям будущего роста. Это как раз один из уроков кризиса.

Второй урок состоит в том, что экономика должна создавать рабочие места даже в кризисное время. Ценность каждого нового рабочего места крайне велика. Иначе происходит накопление безработицы, особенно длительной. Беда в том, что, опираясь на данные Росстата, в ноябре 2009 года экономика создала 11 тысяч новых постоянных рабочих мест на всю страну.

- И это при 6 или 7 миллионах безработных...

- Верно. Но речь идет не о вакансиях вообще, их порядка миллиона в службе занятости, а именно о новых рабочих местах. Мы говорим сегодня об инновациях, о том, что кризис, как говорят китайцы, - это еще и новые возможности. 11 тысяч рабочих мест за месяц - чрезвычайно мало. По данным Росстата, зимой, весной и в начале лета 2009 года фиксировали примерно 25 - 30 тысяч новых рабочих мест. Это в 2-3 раза меньше, чем в благоприятные годы. Плохо, если эта тенденция сохранится. Нынешний экономический кризис обернется для нас вялым рынком труда, слабым ростом производительности. Пассивный рынок труда может сдерживать возможности роста экономики. Но правительство ставит амбициозные цели по модернизации экономики, с которыми мы согласны. Все это требует создания принципиально иных рабочих мест.

- У российского бизнеса есть на это деньги?

- Инвестиций, ведущих к созданию новых рабочих мест, сегодня недостаточно. Почему? Это отдельная тема. Но я убежден, что экономика должна создавать новые рабочие места в объеме существенно большем, чем сегодня. И эти рабочие места должны быть высокопроизводительными.

- Для этого должно быть решение сверху, или должно быть решение руководителей предприятий, или это предложение РСПП, которое надо каким-то образом обсудить и законодательно претворить в жизнь?

- Хороший, но сложный вопрос. Если участники экономического процесса не принимают решений, связанных с созданием новых рабочих мест, значит, это проблема для всех. Под контролем государства сегодня примерно половина ВВП. Госкорпорации, крупнейшие компании с государственным участием и так далее. В государственном секторе сегодня работает примерно 30% занятого населения. Поэтому когда вы задаете вопрос, кто, руководитель ли предприятия, бизнес или государство должны принимать какие-то решения, наверное, это как раз предмет для совместного обсуждения и выработки решения, в том числе бюджетных и, возможно, налоговых решений.

И с экономической, и с социальной точки зрения важно, чтобы экономика создавала хорошие рабочие места. Иначе новые поколения будут ограничены в возможностях найти достойную работу. А бизнес будет искать альтернативы. Создавать предприятия в Белоруссии, на Украине, где-нибудь еще, где более льготный инвестиционный климат.

- А какие препятствия у бизнеса для создания рабочих мест?

- Каждый работодатель, открывая новую вакансию, для себя просчитывает, сколько ему будет стоить открытие рабочего места, какие издержки он понесет. В том числе издержки, связанные с возможной ликвидацией рабочего места в будущем.

Цена этих издержек не должна быть избыточно высокой. Одна из антикризисных реакций предприятий - свертывание найма новых работников. Почему? Да потому, что стали тщательнее просчитывать. "Если мы наймем сегодня, скажем, 10 человек под новый хороший проект, то через полгода-год мы не сможем их уволить в случае обострения экономической ситуации". И отказываются от новых проектов. Одно из наших предложений - ввести понятие "экономического форс-мажора", когда действует упрощенный порядок уведомления работников о возможном сокращении. Сегодня о расторжении трудового договора надо предупреждать за два месяца. Работник, у которого работы фактически нет, мучается, ждет, будет ли ему зарплата выплачена. Мучается и работодатель, поскольку у него растут долги по заработной плате. Потом еще в течение четырех месяцев несет обязательства перед работником, с которым у него уже расторгнуты трудовые отношения. А в это же время другое, более успешное предприятие не может найти нужного ему работника.

- Но более гибкое, как вы говорите, законодательство приведет к росту безработицы...

- Риск роста открытой безработицы есть. И таким безработным надо активно помогать. Но ведь уже не первый год многие говорят о безработице, скрытой внутри предприятий. То есть часть трудового потенциала искусственно удерживается на предприятии силой закона. Зарплата размазывается по большему числу работников, чем это необходимо. Производительность растет медленно. Парадокс, но в последние годы массовое создание новых рабочих мест отмечалось там, где отношения между работником и работодателем менее формальные, например, в торговле. Видимо, есть необходимость переоценки ориентиров государственной политики на рынке труда. Недостаточно, чтобы она выполняла преимущественно функцию социальной защиты работника от работодателя и от безработицы. Конкурентоспособной экономике нужны эффективные работодатели, конкурентоспособные работники, а также хорошо организованный и гибкий рынок труда.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007921
Rambler's Top100