ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Зарубежный рынок аудиторско-консалтинговых услуг. Сравнение отечественного и зарубежного рынков в современных условиях


Сергей Шапигузов, президент компании ФБК, управляющий партнер
Источник: ФБК
Мировой финансовый кризис выявил целый ряд проблем рынка аудиторско-консалтинговых услуг. Конец 2008 - начало 2009 года показали, что в переломный момент аудит срабатывает не очень точно, хотя как система он эффективно работает на растущей и на стагнирующей экономике. Но это проблема всей экономики в целом, и кризис - хороший повод, чтобы аудиторы учились работать более четко, учились строить свои оценки с учетом долгосрочных рисков. Кроме того, кризис обозначил проблему несовершенства существующих норм. В частности, видимо, придется искать новые подходы к определению «справедливой стоимости» компаний. Пока ни принципы, ни методы аудиторской деятельности не подверглись пересмотру. Они действуют ровно в том виде, как и были. Однако в связи с изменением обстановки, появлением новых трендов и новых реалий экономической деятельности оценки аудиторов должны и будут учитывать новые факторы.

В настоящее время основная проблема западного рынка аудиторско-консалтинговых услуг - это мошенничество при составлении аудиторских отчетов. Как отмечается в исследовании PCAOB (Public Company Accounting Oversight Board -американская некоммерческая организация, осуществляющая контроль за работой аудиторских фирм), аудиторы испытывают беспрецедентное давление и соблазны возрастают. Еще в октябре 2008 года, когда Россия только вступала в острую фазу кризиса, эксперты PCAOB отмечали, что мошенническое поведение может стать главной заботой для аудиторов. Речь идет о так называемом cooking the books: с одной стороны, это английское выражение может быть переведено вполне невинно - как «поваренная книга», с другой - оно обозначает фальсификацию финансовой отчетности, подделку счетов и сокрытие информации. В период финансового кризиса, когда многие фирмы испытывают трудности, возрастает необходимость составления отчетов, в которых представления о доходах компании приукрашены и завышены.

Важнейший вопрос для рынка аудиторско-консалтинговых услуг - это сочетание принципа консервативности аудиторского заключения с принципом «не навреди». Очевидно, в ближайшей перспективе аудиторам предстоят большие испытания их профессиональной способности правильно и объективно оценить достоверность отчетности и ее квалификацию. Говоря без экивоков, сможет ли аудитор быть объективным судьей, оценки которого будут жестко проверяться последующими результатами деятельности их клиентов? Поскольку современная экономическая ситуация очень тяжелая, аудиторам необходимо с большой степенью осторожности применять различные квалификации для своих клиентов. В частности, речь идет о способности предприятия-клиента продолжать свою деятельность в течение ближайшего года. В данном случае, если аудитор выскажет некие сомнения на этот счет, это может явиться своего рода смертным приговором для клиента. Аудитору, выносящему заключение, нужно быть максимально осторожным и делать только взвешенные выводы с тем, чтобы не ухудшить положение клиента. С другой стороны, если положение клиента действительно критическое, аудитору нужно писать и заявлять об этом. Получается, что на аудиторе лежит очень тяжелая задача: определить степень остроты финансового положения клиента с тем, чтобы понять, способен ли он пережить кризис или стоит начинать процедуру банкротства в случае, когда клиент не способен продолжать хозяйственную деятельность.

Стоит отметить, что здесь очень многое зависит от акционеров и собственников предприятия. В качестве примера можно привести отечественный кризис 1998 года и ситуацию в банковском секторе. Многие банки тогда получили мощную поддержку своих собственников, которые находили личные средства на спасение принадлежащих им организаций. Это помогло выжить очень многим банкам и в целом способствовало устойчивости банковской системы.

В странах, где аудиторско-консалтинговый рынок получил наибольшее развитие, то есть в странах англо-саксонской системы, предыдущие финансовые потрясения привели к существенным изменениям. В частности, изменились отношения между аудитором и заказчиком, были установлены новые правила. Знаменитый закон Sarbanes-Oxley установил жесткие требования, которые обеспечивают еще большую независимость и прозрачность аудита, а также дополнительные требования по раскрытию информации о системах внутреннего контроля и состоянии работы и защищенности информационных систем. Благодаря этому закону работа аудиторов усложнилась, возросла их ответственность.

Нынешний финансовый кризис, очевидно, также поменяет мировые представления о том, как проводить аудит и на какие аспекты проверки отчетности обращать наибольшее внимание. При этом можно ожидать, что критерии оценки достоверности станут более пролонгированными, консервативными. Аудиторы будут обращать все больше внимания не столько на достоверность отражения в отчетности отдельных активов и пассивов, сколько на вопрос о продолжении деятельности клиента. То есть получит развитие еще в большей степени рискоориентированный аудит. Однако это вопрос будущего. И не только потому, что кризис еще далек от своего завершения, но и потому, что глобальные изменения не происходят быстро. Сначала должна быть проведена оценка общей ситуации, а уж затем сделаны выводы и приняты решения.

Что касается влияния финансового кризиса на отечественный рынок аудиторско-консалтинговых услуг, можно сказать, что наши проблемы во многом схожи с западными. По итогам 2008 года темпы прироста выручки от аудита снизились на 10 процентных пунктов и составили около 25 %. До кризиса, в растущей экономике, аудит зачастую рассматривался как инвестиционный продукт и был необходим, в первую очередь, тем предприятиям, которые осуществляли заимствования. В новых условиях экономического спада крайне ограниченный круг предприятий сохранил возможность привлечения внешних займов. В связи с этим развитие аудиторско-консалтингового рынка в России, естественно, затормозится. В подобных условиях каждый клиент становится ключевым, поэтому качество аудиторских услуг и их диверсификация приобретают огромное значение. В результате возросшей конкуренции некоторые аудиторские компании будут вынуждены закрыться либо объединиться с более крупными партнерами, вследствие чего рынок ужмется. С другой стороны, поддерживающим фактором для аудиторов станут обязательные аудиторские проверки, главными потребителями которых окажутся госкомпании, претендующие на получение масштабной бюджетной поддержки.

Стратегию российских аудиторско-консалтинговых компаний в современных условиях определяют три основных параметра. Это повышение собственной эффективности (то есть снижение затрат), движение навстречу клиентам и их нуждам (то есть разработка и предложение новых антикризисных продуктов) и снижение цен на услуги. Это «три кита», на которых пытаются выплыть аудиторы в России. Все три меры направлены на сохранение собственного бизнеса и сохранение компании как «боеспособной единицы». При этом огромное значение приобретает еще один фактор - сохранение команды, к которому также нужно прикладывать усилия. Большинство российских аудиторско-консалтинговых фирм недооценивают этот нематериальный фактор, а между тем, он становится одной из важнейших задач. Во времена, когда валюта обесценивается, а акции падают в цене, большое значение приобретают такие ценности, как многолетний опыт, репутация и признание коллег, клиентов и партнеров. И, конечно же, главный капитал любой компании – это люди. В консалтинге сохранение команды равнозначно сохранению бизнеса, поэтому каждый, кто думает о сохранении своего дела, должен думать и о сохранении команды.

У российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг есть важное отличие от западного. В конце 2008 года были приняты поправки в закон «Об аудиторской деятельности», которые существенным образом изменили саму аудиторскую профессию и ее внутреннюю организацию. К аудиторским компаниям теперь предъявляются новые требования. Перед российскими аудиторами стоит очень серьезная задача – адаптация отечественных аудиторских стандартов к международным. Как известно, за последние несколько лет международные стандарты аудиторской отчетности были существенным образом переработаны и дополнены. В Международные стандарты аудита (МСА) были внесены существенные изменения в связи с пересмотром концепции корпоративного внутреннего контроля. В стандартах появилась новая концепция выявления аудиторских рисков на основе анализа внутреннего контроля организаций, чью отчетность рассматривал аудитор. Эта концепция являлась особенно важной для борьбы с недостоверной финансовой отчетностью.

Кроме того, была разработана и реализована программа Clarity, в соответствии с которой стандарты аудиторской деятельности были существенным образом переформатированы. В частности, были расширены обязательные требования к аудитору, изменен порядок оформления аудиторского заключения – его теперь определяет не один стандарт, а целых три. Они определяют порядок подготовки аудиторского заключения, форму его выдачи, технические и содержательные особенности. Аудиторское заключение рассматривается для широкого спектра ситуаций, которые раньше не были описаны так четко, как сейчас.

Российские аудиторские стандарты соответствуют МСА уровня 2001 – 2004 годов. Важнейшая задача в настоящее время – как можно быстрее перейти к современным стандартам и руководствоваться ими в аудиторской деятельности. В принятых в конце 2008 года поправках к закону «Об аудиторской деятельности» также прописано, что российские стандарты должны базироваться на международных.

Некоторые изменения подобного рода уже происходят. Например, появляются поправки к МСФО, позволяющие определенным образом классифицировать активы и пассивы, в связи с чем возникает возможность создания меньших резервов. Но если бы МСФО применялись в старой форме, то консервативная оценка, возникающая вследствие резкого падения рыночных цен и платежеспособности компаний, существенным образом отразилась бы и на оценке резервов. Они были бы больше, прибыль меньше, что в результате отрицательно повлияло бы на все финансовые показатели компании и условия ее кредитования. Действует своего рода «принцип домино». Чтобы остановить этот обвал и противостоять развитию кризиса, международные стандарты как раз и меняются.

Кризис – это хорошее время для того, чтобы заняться внутренними задачами аудита, в частности, переходом на международные стандарты отчетности. Спрос на аудиторские услуги в период экономического спада снижается, однако появляются возможности для совершенствования внутренних технических стандартов, действующих в компании, а также внутренних процедур контроля качества. Профессия аудитора может консолидироваться внутри саморегулируемых организаций (СРО), которые сейчас будут перерегистрироваться. Взаимодействие внутри аудиторского сообщества улучшится.

Кризис может и должен пойти на пользу бизнесу: произойдет естественная перестройка финансовой системы, возникнут новые, более реальные и справедливые пропорции на рынке. Рынок станет умнее, лучше и конкурентнее. Что же касается аудиторско-консалтингового сегмента рынка, то финансовый кризис существенно сократит спрос со стороны финансового сектора. А вот в реальном секторе экономики при сокращении производства аудит и консалтинг пострадают в последнюю очередь и первыми начнут расти, как только экономика начнет выходить из кризиса.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=007957
Rambler's Top100