ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Аудитор с возу


Николай Чеховский
Источник: Журнал "Профиль"
Отмена обязательного аудита для небольших предприятий не решит их финансовых проблем, но избавит от угрозы применения одного из рычагов давления.
Рисунок Артема Безменова

Малым предприятиям пытаются постепенно облегчить жизнь, с кризисом активность правительства на этом направлении усилилась. Так, введен уведомительный принцип регистрации некоторых видов бизнеса; регионам дали право снизить ставку по упрощенной системе налогообложения; отменили обязательность контрольно-кассовых аппаратов для тех, кто платит налог на вмененный доход, ввели и другие послабления. Теперь депутаты решили избавить небольшие предприятия от обязательного аудита - ежегодной проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В комитете Госдумы по собственности подготовлены поправки к закону "Об аудиторской деятельности", в соответствии с ними поднимается порог по выручке, после которого предприятие обязано проходить аудит. Ее минимальный годовой объем увеличен в восемь раз - с 50 до 400 млн рублей. Планка по сумме активов скорректирована в той же пропорции - с 20 до 160 млн рублей. Авторы поправок считают, что таким образом удастся снизить финансовую и административную нагрузку на малые предприятия. В профильном комитете Госдумы эту инициативу относят к числу антикризисных мер, поскольку сейчас таким компаниям еще труднее, чем раньше, находить средства, в том числе и на финансирование различных проверок, и бизнес многих из них под угрозой. Насколько существенной будет эта мера?

Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Бречалов говорит, что в целом оценивает предложение депутатов положительно. "Безусловно, следует приветствовать любое снижение административного и финансового пресса на предприятия", - говорит эксперт. Однако он признает, что для предприятий эта нагрузка не была обременительной по той причине, что требование по аудиту многие научились обходить.

Во-первых, рассказывает Александр Бречалов, можно просто купить у аудиторов соответствующий документ и представить его в законно оформленном виде в налоговую инспекцию. Стоит справка всего лишь $200-400, что раз в десять меньше платы за настоящую аудиторскую проверку небольшого предприятия в столице. Во-вторых, аудит можно не проводить и справку не добывать, пока налоговая инспекция не потребует ее особо. А как показывает практика, такие требования нечасты. Например, когда выручка многократно превосходит нормативы для малых предприятий, позволяющие им рассчитывать на налоговые льготы. Генеральный директор компании "Аудит и право" Сергей Елин говорит, что не знает таких случаев, как неизвестны ему и примеры, когда к компании, не сдавшей обязательный аудиторский отчет, были применены предусмотренные законодательством меры наказания. В свою очередь, Александр Бречалов не смог вспомнить ни одной истории из правоприменительной практики, когда к подобным фирмам применялись бы меры административного воздействия, в том числе административный штраф. Поэтому, говорит представитель "ОПОРЫ России", довольно много предпринимателей действительно "не замечают" требования об обязатель-ном аудите.

Таким образом, государство, с одной стороны, официально отказывается от контроля над сегментом, в котором по факту надзор неэффективен, поскольку проверки проходят нередко по липовой документации.

Стоимость аудита стала падать уже в 2008 году, но не по причине кризисных явлений. По словам Сергея Елина, принятая тогда новая редакция закона "Об аудиторской деятельности" привела к существенному сжатию рынка, освободив от обязательного аудита некоторые виды компаний. В результате средняя стоимость самой простой проверки за 2009 год упала в Москве со 120-130 тыс. рублей до 80-90 тыс. Заработали рыночные механизмы: спрос резко сузился, и аудиторы вынуждены отчаянно демпинговать в борьбе за клиента. В провинции положение дел еще серьезнее. Там и в благополучные времена клиентов было найти крайне трудно, а после того, как новые поправки вступят в силу, аудиторские компании потеряют еще часть заработка, а количество небольших аудиторских компаний может сократиться - в среднем раза в четыре. Доходы же оставшихся, по прикидкам Сергея Елина, уменьшатся на 15-20%.

Таким образом, получается, что, избавляя малые предприятия от лишней нагрузки, законодатели ставят в трудное положение целую группу таких предприятий: большинство аудиторских компаний также относится к категории малых и средних. Некоторые эксперты опасаются, что в результате отечественный рынок окажется во власти "дочек" крупных международных аудиторских структур. Правда, Александр Бречалов считает, что вопрос так не стоит. А если исходить из того, что предприятия не утруждают себя реальными обязательными проверками, то получается, что в основе малого аудиторского бизнеса лежит доход от тех самых липовых справок, о которых рассказывают эксперты.

В любом случае все это не означает, что подобные меры не нужны. Во-первых, они являются сигналом для малого бизнеса о том, что власти все же пытаются облегчить ему жизнь. Во-вто-рых, когда есть рычаг, в данном случае аудит, остается угроза, что им могут при необходимости воспользоваться. Наконец, отказ от неэффективных требований, порождающих очередные по-воды для коррупции, шаг в сторону цивилизованности экономического пространства. А потому радикальный пересмотр планки размера активов и прибыли является своевременным и правильным, уверен Александр Бречалов, хотя бы потому, что теперь фактически все малые предприятия будут "выведены из-под удара".

Расчеты показали...

Если предприятие подлежит обязательному аудиту, заключение нужно сдавать в налоговую инспекцию вместе с годовым балан-сом. Если этого не сделать, налоговый инспектор может применить статью 126 Нало-гового кодекса и статью 15.6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). По НК фирму могут оштрафовать на 50 рублей, по КоАП за это могут наложить штраф на руководителя или главного бухгалтера предприятия в размере 500 рублей. Причем штрафы начисляются только за непредставление аудиторского заключения, об ответственности же за то, что обязательный аудит не проведен, в законах ничего не говорится. До 1 ию-ля 2002 года действовала норма, предусматривавшая штраф за уклонение предприятия от прохождения обязательного аудита в размере 100 тыс. рублей.

Кто обязан проверяться

Обязательному аудиту сейчас подлежат:

  • oткрытые акционерные общества;
  • организации или индивидуальные предприниматели, если объем их годовой выручки превышает 50 млн рублей (500 тыс. МРОТ) или если сумма активов превышает (на конец отчетного года) 20 млн рублей (200 тыс. МРОТ);
  • кредитные, страховые организации или общества взаимного страхования, товарные (фондовые) биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законом обязательные отчисления физических и юридических лиц, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • государственные или муниципальные унитарные предприятия, если объем их годовой выручки превышает 50 млн рублей или сумма активов превышает 20 млн рублей;
  • финансово-промышленные группы, сельскохозяйственные кооперативы, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, профессиональные объединения страховщиков.

Чем помогли

  • С начала 2009 года регионам дано право снизить налог с 15 до 5% для предприятий с упрощенной системой налогообложения, которой пользуются, по статистике "ОПОРЫ России", 35% малых предприятий (пока это право проигнорировали 17 регионов).
  • 55% компаний малого и среднего бизнеса разрешено платить единый налог на вмененный доход.
  • Принято решение расширить перечень видов деятельности с уведомительным принципом начала бизнеса, который был введен в середине 2009 года по 13 самым массовым видам бизнеса (общепит, гостиничное дело и др.). Для того чтобы начать дело, достаточно отправить уведомление в то или иное ведомство, сейчас такие уведомления подали порядка 10 тыс. предприятий.
  • Отменена обязательность контрольно-кассовых аппаратов для тех, кто платит налог на вмененный доход.
  • Введено льготное подключение к электросетям и автоматическое продление аренды или преимущественное право выкупа малыми и средними предприятиями помещений, которые они использовали в последние годы.
Журнал "Профиль" №7(658), 01.03.2010

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008106
Rambler's Top100