Аудитор с возу Николай Чеховский Источник: Журнал "Профиль" Отмена обязательного аудита для небольших предприятий не решит их финансовых проблем, но избавит от угрозы применения одного из рычагов давления.
Малым предприятиям пытаются постепенно облегчить жизнь, с кризисом активность правительства на этом направлении усилилась. Так, введен уведомительный принцип регистрации некоторых видов бизнеса; регионам дали право снизить ставку по упрощенной системе налогообложения; отменили обязательность контрольно-кассовых аппаратов для тех, кто платит налог на вмененный доход, ввели и другие послабления. Теперь депутаты решили избавить небольшие предприятия от обязательного аудита - ежегодной проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В комитете Госдумы по собственности подготовлены поправки к закону "Об аудиторской деятельности", в соответствии с ними поднимается порог по выручке, после которого предприятие обязано проходить аудит. Ее минимальный годовой объем увеличен в восемь раз - с 50 до 400 млн рублей. Планка по сумме активов скорректирована в той же пропорции - с 20 до 160 млн рублей. Авторы поправок считают, что таким образом удастся снизить финансовую и административную нагрузку на малые предприятия. В профильном комитете Госдумы эту инициативу относят к числу антикризисных мер, поскольку сейчас таким компаниям еще труднее, чем раньше, находить средства, в том числе и на финансирование различных проверок, и бизнес многих из них под угрозой. Насколько существенной будет эта мера? Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Бречалов говорит, что в целом оценивает предложение депутатов положительно. "Безусловно, следует приветствовать любое снижение административного и финансового пресса на предприятия", - говорит эксперт. Однако он признает, что для предприятий эта нагрузка не была обременительной по той причине, что требование по аудиту многие научились обходить. Во-первых, рассказывает Александр Бречалов, можно просто купить у аудиторов соответствующий документ и представить его в законно оформленном виде в налоговую инспекцию. Стоит справка всего лишь $200-400, что раз в десять меньше платы за настоящую аудиторскую проверку небольшого предприятия в столице. Во-вторых, аудит можно не проводить и справку не добывать, пока налоговая инспекция не потребует ее особо. А как показывает практика, такие требования нечасты. Например, когда выручка многократно превосходит нормативы для малых предприятий, позволяющие им рассчитывать на налоговые льготы. Генеральный директор компании "Аудит и право" Сергей Елин говорит, что не знает таких случаев, как неизвестны ему и примеры, когда к компании, не сдавшей обязательный аудиторский отчет, были применены предусмотренные законодательством меры наказания. В свою очередь, Александр Бречалов не смог вспомнить ни одной истории из правоприменительной практики, когда к подобным фирмам применялись бы меры административного воздействия, в том числе административный штраф. Поэтому, говорит представитель "ОПОРЫ России", довольно много предпринимателей действительно "не замечают" требования об обязатель-ном аудите. Таким образом, государство, с одной стороны, официально отказывается от контроля над сегментом, в котором по факту надзор неэффективен, поскольку проверки проходят нередко по липовой документации. Стоимость аудита стала падать уже в 2008 году, но не по причине кризисных явлений. По словам Сергея Елина, принятая тогда новая редакция закона "Об аудиторской деятельности" привела к существенному сжатию рынка, освободив от обязательного аудита некоторые виды компаний. В результате средняя стоимость самой простой проверки за 2009 год упала в Москве со 120-130 тыс. рублей до 80-90 тыс. Заработали рыночные механизмы: спрос резко сузился, и аудиторы вынуждены отчаянно демпинговать в борьбе за клиента. В провинции положение дел еще серьезнее. Там и в благополучные времена клиентов было найти крайне трудно, а после того, как новые поправки вступят в силу, аудиторские компании потеряют еще часть заработка, а количество небольших аудиторских компаний может сократиться - в среднем раза в четыре. Доходы же оставшихся, по прикидкам Сергея Елина, уменьшатся на 15-20%. Таким образом, получается, что, избавляя малые предприятия от лишней нагрузки, законодатели ставят в трудное положение целую группу таких предприятий: большинство аудиторских компаний также относится к категории малых и средних. Некоторые эксперты опасаются, что в результате отечественный рынок окажется во власти "дочек" крупных международных аудиторских структур. Правда, Александр Бречалов считает, что вопрос так не стоит. А если исходить из того, что предприятия не утруждают себя реальными обязательными проверками, то получается, что в основе малого аудиторского бизнеса лежит доход от тех самых липовых справок, о которых рассказывают эксперты. В любом случае все это не означает, что подобные меры не нужны. Во-первых, они являются сигналом для малого бизнеса о том, что власти все же пытаются облегчить ему жизнь. Во-вто-рых, когда есть рычаг, в данном случае аудит, остается угроза, что им могут при необходимости воспользоваться. Наконец, отказ от неэффективных требований, порождающих очередные по-воды для коррупции, шаг в сторону цивилизованности экономического пространства. А потому радикальный пересмотр планки размера активов и прибыли является своевременным и правильным, уверен Александр Бречалов, хотя бы потому, что теперь фактически все малые предприятия будут "выведены из-под удара". Расчеты показали... Если предприятие подлежит обязательному аудиту, заключение нужно сдавать в налоговую инспекцию вместе с годовым балан-сом. Если этого не сделать, налоговый инспектор может применить статью 126 Нало-гового кодекса и статью 15.6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). По НК фирму могут оштрафовать на 50 рублей, по КоАП за это могут наложить штраф на руководителя или главного бухгалтера предприятия в размере 500 рублей. Причем штрафы начисляются только за непредставление аудиторского заключения, об ответственности же за то, что обязательный аудит не проведен, в законах ничего не говорится. До 1 ию-ля 2002 года действовала норма, предусматривавшая штраф за уклонение предприятия от прохождения обязательного аудита в размере 100 тыс. рублей. Кто обязан проверяться Обязательному аудиту сейчас подлежат:
Чем помогли
Журнал "Профиль" №7(658), 01.03.2010 Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008106
|