ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Разошлись по бонусам


Полина Юдина
Источник: Газета "Элитный персонал"

Понятно, что в финансовых индустриях в качестве годовых бонусов можно получить значительно больше любого фикса. Соответственно, назначение и выплата бонусов – это такой ежегодный ритуал, который имеет для работников нематериальных рынков практически космическое значение. В других индустриях к вопросу подходят спокойнее, тем не менее годовая зарплата, например, хедхантеров – важная составляющая самооценки и профессиональной идентификации. Понятно также, что с кризисом все немного поменялось.

В финансовой сфере годовые бонусы считаются чем-то вроде родового профессионального признака. Здесь люди работают не за зарплату, деньги нужно зарабатывать, причем в качестве годовых бонусов можно получить значительно больше любого фикса. Традиционно дополнительные, но очень приятные и нужные людям выплаты составляют до 50% годового дохода финансистов и инвестбанкиров, девелоперов, страховщиков. Соответственно, назначение и выплата бонусов – это такой ежегодный ритуал, который имеет для работников нематериальных рынков практически космическое значение.

В других индустриях к вопросу подходят спокойнее, тем не менее годовая зарплата, например, хедхантеров – важная составляющая самооценки и профессиональной идентификации. Понятно, что в 2008 году многое изменилось.

В прошлом году компании существенно сократили бонусные программы, а в некоторых случаях даже отказались от выплат нефиксированной части. Мы решили выяснить, насколько все хорошо у работников финансовых и нефинансовых сфер в этом году.

В марте компания Pynes&Moerner обнародовала исследование PYNDEX, в котором обнаружилось, что без бонусов за 2009 год в России остались лишь сотрудники 11% всех компаний. А из восьми опрошенных Pynes компаний финансового сектора и страхования только в трех бонус уже выплачен всем в полном объеме. Например, «Тройка Диалог» в качестве бонусов за 2009 год выплатила сотрудникам $ 50 млн вместо прошлогодних $ 70 млн. Это составило примерно половину объема фиксированных зарплат за прошедший год. Зато сотрудники эти деньги уже получили, тогда как бонусы за 2008-й были лишь на треть выплачены сразу, а две трети – в отложенном виде через год, в декабре 2009 года. Всего в компании работает около 2000 человек, а выплаты составили $ 169 млн.

Инвестбанк «Ренессанс Капитал» в марте выплатил сотрудникам больше: по целой годовой зарплате. Однако здесь ситуация была несколько омрачена. Дело в том, что в сентябре страны G20 согласовали антикризисные правила, по которым половина бонусов за 2009 год выплачивается с трехлетней отсрочкой, а 40–60% – акциями. В декабре эти правила были введены в Англии. А сейчас докатились и до «Ренессанс Капитал» (в то время как сотрудники «Тройки» свои бонусы получили полностью деньгами).

«Из секторов рынка, которые всегда практиковали большие годовые бонусы, изменения произошли также в энергетике и тяжелой промышленности» (Татьяна Баскина, директор по рекрутменту холдинга АНКОР). 93% компаний из области IT и телекоммуникаций уже выплатили бонусы, а среди производственных компаний таких лишь 69%.

Что касается бонусов, то их размер снижался в 2008 году (исключением стала фармацевтика, где бонусы выросли на 31%), но повысился в 2009-м. «Все больше компаний предпочитают мотивировать сотрудников нефиксированными выплатами, нежели повышать уровень фиксированных», – добавляет Баскина. Тем не менее лучшие менеджеры продолжают получать очень много: так, годовой доход президента «Уралкалия» Дениса Морозова за 2010 год составит $ 3 млн, исполнительного вице-президента ТНК-BP Максима Барского – $ 5 млн, прогнозируют рекрутеры.

"Элитный персонал" №3 (600), март-апрель 2010 г.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008224
Rambler's Top100