ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Банкам и финкомпаниям пора готовиться к введению новых налогов


Александр Зотин
Источник: Журнал "Финанс."
Правительства стран G-20 не забыли, во сколько им обошлась прямая поддержка финансовой системы во время кризиса, и теперь при поддержке МВФ готовят ответный удар. Банкам и финансовым компаниям следует готовиться к введению новых налогов.

В то время как мировая финансовая система только-только перестала с ужасом подсчитывать возможные потери от, кажется, уже залитого деньгами греческого кризиса, политики готовят для нее очередной неприятный сюрприз. Глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг. оказался весьма затратной проблемой, и одной из основных «расходных статей» по нему стал государственный бэйлаут наиболее сильно пострадавших финансовых компаний. Прямая покупка активов государством и вливание капитала, по данным МВФ, обошлась налогоплательщикам развитых стран в $862 млрд (около 2,7% совокупного ВВП). Непрямые потери, включающие, например, государственные гарантии по различным корпоративным обязательствам, расширение страхования депозитов – гораздо больше. Как теперь вернуть эти деньги? – вопрос для политиков совсем не праздный, ведь им надо регулярно переизбираться, а электорат негодует по поводу дорогостоящего спасения «жирных котов».

Тобин-Гуд? В прошлом году популярной темой политического дискурса на Западе стала идея введения налога на краткосрочные финансовые трансакции. Впервые идея подобного налога была предложена в начале 1970-х нобелевским лауреатом по экономике Джеймсом Тобином. Ученый полагал, что частые колебания валютных курсов имеют чис­то спекулятивную природу и несут в себе угрозу для стабильности мировой экономики. Для борьбы с этим явлением Тобин предложил ввести налог на операции с иностранными валютами. При этом, если размер налога равнялся всего лишь 0,1%–0,25% от объема трансакции, по идее экономиста, это могло бы существенно ограничить трансграничные валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодными. По расчетам Тобина, этот налог приносил бы в год не менее $150 млрд, которые он предлагал разделить между МВФ и национальными центробанками. При этом теоретически налог мог бы быть применен не только к валютным, но и иным финансовым операциям.

Налог Тобина ударил бы в первую очередь по инвестиционным банкам и хедж-фондам, которые получают основной доход от финансовых трансакций (во-первых, от краткосрочных, а во-вторых, ото всех арбитражных операций с низкой доходностью).

Разумеется, налог в размере 0,25% на все международные финансовые операции помешает кратко­срочным трансакциям, целью которых является получение прибылей, гораздо меньших, чем данный налог. Однако, снижая доходность кратковременных спекуляций, налог, как считал Тобин, не оказывал бы большого отрицательного воздействия на долговременные решения в сфере международных инвестиций.
Вот уже почти 40 лет налог Тобина остается любимым доводом левых партий и антиглобалистов различного рода, которые видят в нем двойную пользу: возможность обуздать финансовую олигархию и получить от нее же деньги на поддерживаемые ими цели – борьбу против неравенства и бедности, развитие образования, здравоохранения и подъема экономики в отсталых странах. Однако ни один крупный политик из США или Великобритании (где политические и экономические позиции финансового сектора традиционно сильны) никогда не высказывался за введение налога Тобина. До прошлого года. В конце 2009-го за введение налога Тобина неожиданно высказался Адэр Тернер, глава Управления по финансовым услугам Великобритании, – это стало по-настоящему большим прецедентом. Правда, его мотив вполне понятен: дефицит бюджета Великобритании уже стал двузначным и казну надо чем-то заполнять. Не подоить ли священную финансовую корову?

«Толстяк» вместо Тобина. В этом году за дело взялся и МВФ. В конце апреля 2010-го, во время саммита министров финансов стран G-20 в Вашингтоне, фонд представил по теме конфиденциальный доклад, который, правда, тут же стал достоянием общественности. эмвээфовский A Fair and Substantial Contribution by the Financial Sector довольно подробно рассматривает возможные эффекты введения расширенной версии налога Тобина – Financial Transaction Tax (FTT), базой для которого могли бы стать не только валютные операции, но и трансакции с акциями, облигациями и деривативами. Так, по оптимистичным подсчетам, глобальный FTT в 0,1% на них мог бы принести около $200 млрд в год, налог Тобина на операции с четырьмя основными мировыми валютами и деривативами на них – $20–40 млрд.

Однако после долгого и достаточно туманного рассуждения о налоге Тобина МВФ все же не рекомендует министрам финансов стран G-20 вводить его. Почему? Во-первых, взимаемый с трансакций FTT не нацелен на источники нестабильности в финансовой системе – излишний леверидж. Во-вторых, сомнительно, чтобы налог Тобина препятствовал образованию финансовых пузырей – безум­но перегревшийся во всем мире за последние десятилетия рынок недвижимости с его огромными трансакционными издержками – наглядное тому свидетельство. Долгосрочные структурные дисбалансы в мировой экономике этим налогом явно не исправить. В-третьих, опыт стран, ранее принявших аналоги FTT, не очень-то успешный. Так, например, в середине 1980-х Швеция ввела налог на трансакции с акциями и облигациями, ожидая собрать около 1,5 млрд крон (150 млн евро) в год. Итог оказался обескураживающим – сборы составили всего около 80 млн крон в год из-за резкого падения торгового оборота. Упал и фондовый рынок. В итоге спус­тя несколько лет пришлось от этой затеи отказаться. В-четвертых, эксперты МВФ сильно сомневаются, что FTT окажется таким уж безвредным для долгосрочных инвестиций и здоровья финансовых рынков. «Хотя основной удар действительно придется на краткосрочные трансакции, FTT увеличит стоимость капитала для всех эмитентов, выпускающих налогооблагаемые облигации, так как инвесторы запросят дополнительную доходность в компенсацию за сниженную из-за налога ликвидность ценной бумаги. Этот эффект будет особенно высоким для наиболее ликвидных, то есть часто торгуемых на рынке бумаг. Некоторые исследователи находят, что подобные негативные эффекты могут быть весьма существенны, и это создает долгосрочные риски для всей экономической системы», – отмечается в докладе.

Разобравшись с налогом Тобина, МВФ, тем не менее, предлагает взамен аж два других альтернативных налога на финансовую систему. Со структурными рисками в мировой финансовой системе вроде реализовавшихся в 2008–2009 годах должен бороться Financial Stability Contribution (FSC). Именно этот налог, по мнению МВФ, должен вернуть обществу деньги, потраченные на бэйлаут финансовой системы. FSC предлагается взимать не с финансовых трансакций, а с банковских обязательств, включая деривативы, но исключая депозиты (застрахованные пассивы). Выбор пассивов в качестве налоговой базы – шаг понятный. Чем в большей степени банк опирается на заемный капитал, тем в большей степени он неустойчив во время финансового кризиса: излишний леверидж – всегда проблема в такой ситуации. Размер налога должен быть в диапазоне 0,1–0,2% от пассивов (в среднем 10–20% от доналоговой прибыли) – этого будет вполне достаточно, чтобы собрать около $100 млрд в год с банковской системы развитых стран. При таких ежегодных поступлениях финсистема довольно быстро расплатится за бэйлаут: часть денег пойдет в бюджет, а другая – в специально созданный фонд, где они станут подушкой безопасности для будущих кризисов – налогоплательщикам более не придется расплачиваться из своего кармана за ошибки банков.

Другой налог, разработанный МВФ, – Financial Activity Tax (FAT) – уже своим названием показывает, что предназначен для «жирных котов» (fat cats). Его предполагается взимать с суммы доналоговой прибыли и вознаграждения служащим. Налого-обложение вознаграждения финансистов – это явная попытка заставить последних сократить себе несусветные бонусы и зарплаты, давно уже вызывающие справедливый гнев избирателей. При этом во избежание внутрикорпоративного арбитража облагать FAT предлагается не только банки, но, по сути, всю финансовую индустрию, включая страховые компании, управляющие и брокерские компании, хедж-фонды и т.п. Размер «толстяка» МВФ пока не определил, но, учитывая меньшую, чем в случае с FSC, налоговую базу, даже пара процентов налога будет весьма чувствительной.

Благие намерения? Будут ли приняты предложенные МВФ налоги, и если да, то каков будет процесс их принятия на национальном уровне? Пока все это неясно. Однако сами финансисты отнеслись к докладу МВФ весьма серьезно. «Документ МВФ, разработанный для саммита министров финансов стран G-20 23–24 апреля в Вашингтоне, носит промежуточный характер, конкретные решения будут приниматься на саммите глав государств G-20 26–27 июня в Торонто, – отмечается в исследовании Credit Suisse «IMF Bank Tax Proposals». – Однако степень детальности и тщательности проработки предложений такова, что главы государств вполне могут счесть их привлекательными. Мы считаем, что с вероятностью больше 50% предложения МВФ будут приняты в Торонто».
Кроме того, не стоит забывать, что разные налоговые и регуляционные реформы уже рассматриваются развитыми странами на национальном уровне. Временные налоги на выплаты бонусов в банковской системе уже были введены в разгар кризиса в Великобритании и Франции. Так как их действие уже истекает, «толстяк» стал бы им неплохой заменой.

Обсуждаются и аналоги другого предложенного МВФ налога – FSC. Так, в США в конгрессе уже несколько месяцев ведутся жаркие споры о принятии так называемого Restoring American Financial Stability Act of 2010 (Акт о восстановлении финансовой стабильности), в котором, впрочем, больше внимание уделяется регуляции финансового сектора, но есть и предложение о создании финансируемого за счет банковской системы специального фонда, средства из которого в дальнейшем должны поддерживать банки в момент кризиса. Кроме того, в январе 2010-го президент Обама предложил взимать с крупных финансовых компаний налог в размере 0,15% от их обязательств (Financial Crisis Responsibility fee – FCR). Пока, впрочем, судьба этого предложения неясна. Похожие меры рассматриваются и в Германии. Ну а известный финансовый инноватор – Швеция – еще в прошлом году успела создать национальный фонд финансовой стабилизации, финансируемый за счет уплаты банками ежегодного налога в 0,036% от незастрахованных обязательств (фактически национальный аналог FSC). Так что процесс уже пошел!

Прямая и непрямая поддержка финансового сектора в странах G-20, в % ВВП 2009 года

  Вливание капитала (прямая поддержка) Покупка активов и кредитование казначейством (прямая поддержка) Госгарантии, за исключением гарантий по депозитам, предоставленных агентствами по страхованию вкладов (непрямая поддержка) Покупка активов центробанками (непрямая поддержка)
Развитые страны G-20
Австралия 0,0 0,0 13,2 0,0
Великобритания 8,2 3,7 40,0 12,1
Германия 3,4 0,0 17,2 0,0
Италия 1,3 0,0 0,0 2,7
Канада 0,0 9,1 0,0 0,0
США 5,1 2,3 7,5 0,0
Франция 1,3 0,2 16,9 0,0
Южная Корея 1,2 1,5 11,6 0,0
Япония 2,5 4,1 7,2 0,0
Развивающиеся страны G-20
Аргентина 0,0 0,0 0,0 0,0
Бразилия 0,0 0,8 0,5 0,0
Индия 0,0 0,0 0,0

0,0

Индонезия 0,0 0,0 0,0 0,0
Китай 0,0 0,0 0,0 0,0
Мексика 0,0 0,0 0,0 0,0
Россия 7,1 0,5 0,0 0,0
Саудовская Аравия 0,0 0,0 0,0 0,0
Турция 0,0 0,0 0,0 0,0
ЮАР 0,0 0,0 0,0 0,0
МВФ

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008277
Rambler's Top100