Расширяем границы отчетности: комментарий руководстваИсточник: ИА Клерк.ру Уже долгое время многие аналитики и обозреватели указывали на недостаточность правил, предписанных стандартами МСФО, с точки зрения таких элементов информации, как:
В этой связи еще в 2001 г. Совет по МСФО рассматривал необходимость начать отдельный проект, целью которого явилась бы разработка модели для описательной части, которая сопровождала бы финансовую отчетность в одном документе (например, годовом отчете компании), но при этом была бы представлена за пределами самой отчетности. Такие дополнения к отчетности уже давно практикуются во многих странах и де-факто стали неотъемлемой частью годовой и даже промежуточной отчетности многих публичных компаний. В разных странах такого рода описательная часть носит различные названия:
Совет по МСФО согласился с необходимостью начала такого проекта, назвав описательную часть по-своему: «Комментарий руководства» (Management Commentary, далее – КР), в которой, по мнению Совета, должны излагаться объяснения руководства о финансовом состоянии предприятия и его изменении, результатах деятельности, а также о причинах изменений в отдельных существенных статьях отчетности. С течением времени стало очевидно, что результатом проекта будет документ в формате «наилучшая практика» (best practice), а не отдельный новый стандарт МСФО. Хронология событий по работе над проектом КР
Рассмотрим основные вехи по реализации Проекта подробнее. Совещание Совета по МСФО с представителями национальных разработчиков стандартов в октябре 2002 г. На совещании было отмечено, что существует необходимость серьезно изучить вопрос разработки стандарта (или руководства в другом формате) по КР. В результате было принято решение создать рабочую группу в составе представителей национальных разработчиков стандартов из Канады, Германии, Новой Зеландии и Великобритании. На общем совещании было подчеркнуто, что концепция КР в целом похожа на «Дискуссию и анализ руководства» (MD & A) – документ, который требуется в США, и на «Операционный и финансовый обзор», который требуется в Великобритании, и что их опыт будет взят за основу при анализе темы и дальнейшей разработке нового руководства. Обсуждение на заседании Совета по МСФО в феврале 2005 г. Были изложены аналитические шаги, предпринятые командой Проекта. Они включали в себя выявление областей, где было достигнуто согласие между членами команды Проекта из различных стран, и тех вопросов, по которым имелись разногласия. В документе также были предложены:
Представленный документ охватывал основные компоненты будущего Проекта. Было решено, что результаты рабочей группы могут быть приняты за основу и улучшены к следующемуэтапу Проекта, а пока приняты в качестве предварительного драфта будущего руководства. В результате члены Совета высказали общее мнение, что Совет по МСФО должен взять на себя ответственность за разработанный рабочей группой проект документа и продолжить ее работу как свою собственную, однако у Совета не было достаточно времени для обсуждения всех вопросов и предложений, с тем чтобы выдать для опубликования полноценный «Документ для обсуждения» по КР, который отражал бы предварительные, но, тем не менее, всесторонние взгляды Совета по МСФО по данному вопросу. Повестка дня Совета в начале 2005 г. была перегружена, слишком малый период свободного времени не позволял выделить ресурсы на проект по КР и на качественную подготовку «Документа для обсуждения». Поэтому Совет решил опубликовать документ с условием объяснения, что он представляет собой просто результат предпринятого исследовательского процесса, а не предварительные взгляды Совета. Были сделаны следующие предварительные выводы относительно будущего «Документа для обсуждения»:
Обсуждение на заседании Совета по МСФО в июне 2005 г. Команда Проекта подготовила проект «Документа для обсуждения» с точки зрения того, что ежегодный отчет компании должен представлять собой пакет, содержащий финансовую отчетность, КР и другие материалы. Тем не менее команда Проекта не считала целесообразным рассматривать текст КР как еще одно «утверждение МСФО», которое может быть заверено аудиторами, наподобие другой, привычной всем финансовой отчетности. В связи с этим было решено, что в «Документе для обсуждения» вообще не будет упоминаться о необходимости включения КР в состав аудируемой информации о компании. Было отмечено, что команда Проекта провела продуктивные переговоры с IOSCO (международной организацией, объединяющей регуляторов ценных бумаг) и IFAC (международной организацией бухгалтеров) и что эти организации дали ценную обратную связь, которая помогла уточнить текст проекта «Документа для дискуссии». Все согласились, что одной из главных «тонкостей» Проекта, которую необходимо учесть, является дифференциация между информацией, которая должна быть включена в примечания к финансовой отчетности, и той, которая должна быть представлена в составе КР. В ходе обсуждения члены Совета выразили озабоченность по поводу использования рабочей группой Проекта «качественных характеристик» МСФО (обсуждаемых в Концептуальных основах подготовки финансовой отчетности) в контексте составления КР. Было выражено опасение, что использование тщательно сформулированных Советом по МСФО качественных характеристик за пределами непосредственно самой финансовой отчетности является потенциально опасным. Например, КР, будучи самооценкой руководства, никогда не может быть «нейтральным», так как предвзятость руководства будет присуща ему внутренне, по самой его природе. Аналогично одной из целей КР должен быть сопоставимый подход к анализу (consistency) – в отличие от требуемой Концептуальными основами сравнимости данных (comparability). Октябрь 2005 г.: Совет по МСФО опубликовал «Документ для обсуждения» по КР Обсуждение комментариев общественности на заседании Совета по МСФО в январе 2007 г. В целом большинство респондентовсогласились с предложениями «Документа для обсуждения». Однако что касается вопроса о том, обязаны ли компании включать КР в состав своей финансовой отчетности, для того чтобы иметь право утверждать, что она соответствует МСФО, 61 % респондентов ответили, что КР не должен быть обязательным. Обсуждение на заседании Совета по МСФО в декабре 2007 г. Было решено использовать выводы, сделанные в ходе обсуждения комментариев, полученных к «Документу для обсуждения», в качестве основы для продвижения Проекта из «исследовательской» фазы в стадию активного завершения. Обсуждение на заседании Совета по МСФО в июле 2008 г. Было согласовано мнение, что состав КР должен соответствовать в основных аспектах выводам, сделанным в Фазе A Проекта по пересмотру Концептуальных основ составления финансовой отчетности (эта фаза имела дело с целями и качественными характеристиками финансовой информации). В связи с этим было решено уточнить соотношение целей финансовойотчетности и целей КР. Цели КР Все согласились, что, несмотря на то что конечные цели самой финансовой отчетности и КР близки, тем не менее у КР есть своя уникальная ниша в донесении взглядов менеджмента на события, происходящие в компании и вокруг нее, и они должны быть донесены до пользователей. Пользователи КР Было определено, что основными пользователями КР являются текущие и потенциальные инвесторы и прочие поставщики капитала – так же как определено в качестве основных пользователей в новом Проекте по пересмотру Концептуальных основ составления финансовой отчетности. Качественные характеристики КР Совет по МСФО отметил, что для целей КР должны использоваться несколько измененные качественные характеристики информации по сравнению с теми, которые требуются от финансовой отчетности согласно Концептуальным основам. Первоначально для обсуждения было вынесено следующее соотношение качественных характеристик:
Сотрудники Проекта предложили использовать термин «сбалансированность» для целей КР вместо «правдивого представления», как указано в Концептуальных основах, так как, по их мнению, сбалансированность в любом случае является частью правдивого представления, но именно сбалансированность более важна для целей КР. После обсуждения и дополнительного анализа и сопоставления с термином «нейтральность» члены Совета решили оставить «правдивое представление» вместо вновь предложенного термина «сбалансированность». Состав информации в КР Сотрудники Проекта представили на рассмотрение членов Совета состав информации, подлежащей раскрытию. Некоторые члены Совета хотели, чтобы список был расширен за счет включения в КР информации о компенсации сотрудников, дополнительной сегментной информации, деталей деятельности по финансированию компании и дополнительной налоговой дискуссии. Это предложение было принято. Обсуждение на заседании Совета по МСФО в апреле 2009 г. Было подчеркнуто, что предстоящий к выпуску документ МСФО по КР не ставит перед собой следующих задач:
Значительная часть дискуссии вновь была обращена на вопрос природы и формата нового документа. Некоторые члены Совета выступили за понижение статуса документа, с тем чтобы приравнять его, например, к мнению Консультативного совета экспертов (Expert Advisory Panel) по измерению финансовых инструментов. Другие члены Совета высказались за что, чтобы документ был представлен в качестве официального Exposure Draft по вопросам «наилучшей практики» в области КР. Руководитель Совета по МСФО выразил мнение, что решение охарактеризовать документ по КР как один из наиболее «низких» в иерархии МСФО «было бы ошибкой». В результате Совет проголосовал за статус документа как «Проекта документа для обсуждения» по предлагаемой наилучшей практике (Exposure Draft of Proposed Best Practice Guidance). Было решено, что ED будет опубликован в июне 2009 г. и период для получения комментариев к нему продлится до середины февраля 2010 г. Июнь 2009 г.: Совет по МСФО выпустил проект руководства 23 июня 2009 г. Совет по МСФО опубликовал Exposure Draft «Management Commentary» с объяснением по поводу (необязательного к применению) руководства для подготовки и представления КР. В КР, который обычно сопровождает, но не является частью финансовой отчетности, руководство компании объясняет, как финансовое положение компании, ее финансовые результаты и денежные потоки связаны с целями управления и его стратегией для достижения этих целей. Предложения, содержащиеся в Exposure Draft, опираются на лучший опыт передовой международной практики в области подготовки и представления КР. Совет по МСФО полагает, что выпуск им необязательного к применению руководства по составлению КР улучшит последовательность и сопоставимость КР в различных национальных юрисдикциях. Exposure Draft открыт для комментариев общественности до 1 марта 2010 г. Таким образом, Комментарий руководства наконец создает тот необходимый контекст, в рамках которого пользователи могут лучше оценить финансовое положение, результаты деятельности и движение денежных потоков предприятий. Он также обеспечивает возможность понять цели управления и стратегии менеджмента для достижения этих целей. Пользователи финансовой отчетности (особенно поставщики капитала) обычно используют информацию, содержащуюся в КР, в качестве инструмента для оценки перспектив предприятия и общих рисков, а также успеха стратегии для достижения поставленных целей. Подробнее см.: Полозов А.Б. Пересмотр Концептуальных основ МСФО: история и статус проекта. Часть 1, № 1 за 2010 г. Под дополнительной налоговой дискуссией понимаются любые налоговые вопросы, которые руководство хочет донести до пользователей в дополнение к раскрытиям, уже имеющимся в примечаниях по налогам. «Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты» № 3 (41), 2010 Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008372
|