ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Если евро падает…


Михаил Хазин
Источник: Finance-Times

Евро несколько отскочил от своих недавних минимумов. Вообще говоря, это ни о чем не говорит: с тем же успехом он может начать падать и дальше.

Но есть несколько обстоятельств, которые имеет смысл прояснить. Прежде всего вспомним, что большинство чисто финансовых рынков весьма и весьма манипулируемы основными крупными игроками («маркетмейкерами»). Которые, естественно, заинтересованы в максимальном выигрыше, которого никак нельзя достигнуть, если рынок идет туда, где все его ждут. Иными словами, если евро падает и все ждут, что он будет падать и дальше, то выигрыш минимален, если он вообще есть. А вот если народ считает, что рынок еще будет падать, а он на самом деле уже готов расти… Вот тут тот, кто будет к такому повороту готов, может сорвать большой банк.

Понятно, что такую ситуацию нужно готовить. Как только становится видно, что евро уже начинает останавливаться в своем падении, нужно, во-первых, резко усилить пропаганду неизбежности продолжения падения. И что же мы видим? Последние дни в СМИ непрерывно дают информацию о том, что «евро находится в беспорядочном падении», «его не удержать до достижения паритета с долларом», «еврозона (и даже Евросоюз) – на грани распада»… И т. д., и т. п. Во-вторых, нужно отвлекать внимание будущих жертв, которые должны проститься со своими деньгами в пользу людей серьезных, от разных реальных вопросов. Например, почему растет курс иены, хотя долг Японии по отношению к ее ВВП много больше, чем у Греции или, скажем, Италии. В-третьих, нужно готовить те события, на которых, собственно, рынок и развернется. Их мы пока, естественно, не знаем, но разные далеко идущие выводы делать можем.

Правда, для этого нам все-таки нужен некоторый фундаментальный анализ. Который показывает, что финансовое положение практически всех крупных экономик мира – крайне печальное. Я уже отмечал, что долг среднего домохозяйства в США составляет около 130% от его годового дохода, что больше, чем долг Греции по отношению к ее ВВП (около 125%), так что каждое среднее домохозяйство в США – это такая маленькая Греция. Отличие – только в одном: оно может безболезненно объявить дефолт, что, собственно, постоянно и происходит с всевозрастающей скоростью. Не менее печальное состояние – у реального сектора в США: его издержки все время растут (только за последний год цены на базовые товары в США выросли на 35%), и теперь будут расти и дальше, поскольку решение о продолжении эмиссии принято.

В такой ситуации найти какую-нибудь негативную новость и активно ее «отпиарить» не представляет труда. В результате, когда евро резко рванет вверх (на первом этапе – не совсем случайно, а дальше народ перестроится, и все пойдет как по маслу), все решат, что так и должно быть, что все совершенно естественно. А те, кто потеряет свои деньги, поскольку стоял по евро «в короткой позиции», примут такую ситуацию как данность.

Отметим, что все это я пишу не потому, что считаю, что у евро больше перспектив, чем у доллара, а потому, что нужно отличать фундаментальные движения от спекулятивных. Общий тренд последних нескольких лет был на рост евро – хотя он регулярно откатывался. Сегодня ситуация изменилась, и по этому поводу нужно сказать несколько слов. Не забывая при этом, что фундаментальное направление и спекулятивные колебания – сильно разные вещи.

Вся современная мировая экономика стоит (как Земля на трех китах) на спросе США. Более 40% мирового спроса (по паритету покупательной способности) – это спрос американских граждан, более 70% международных транзакций осуществляется в долларах США. Именно Федеральная резервная система США – кредитор последней инстанции почти во всем мире. Мощь объединенной Европы построена на том, что именно она – крупнейший поставщик товаров с высокой долей добавленной стоимости в США. И по мере того, как реальное производство вывозилось из США в Китай, роль Евросоюза только росла.

А потом начался кризис. Суть которого, как мы уже не раз объясняли, в падении совокупного спроса в США. Падении очень сильном – настолько сильном, что аналогов в более или менее современной истории просто нет. Падение спроса в СССР/России в 90-е годы составило около 40%, аналогичные показатели были в США во времена Великой депрессии. Сейчас падение составит более 50%. Правда, этот спад растянется еще на 5–8 лет. И все эти годы американский спрос на европейские товары будет падать… Евро – вторичная валюта по отношению к доллару; цель европейского производства – продать как можно больше товаров в США. А значит, темпы спада евро должны быть сильнее, чем доллара. Иным словами, по итогам этих 5–8 лет пропорции между долларом и евро сильно изменятся не в пользу евро.

Правда, возникает естественный вопрос: как же так, экономика США падает, а доллар растет?.. На самом деле он растет только относительно тех валют, которые «завязаны» на производство, ориентированное на продажи в США. Золото, например, будет относительно доллара расти. А если произойдет неоднократно описываемый нами распад мировой (долларовой) финансовой системы на «валютные зоны», то и эти новые валюты уже падать относительно доллара не будут. Но до этого пока далеко.

Но изменение фундаментального движения евро на снижение относительно доллара не значит, что это снижение будет постоянно. Есть серьезное мнение, что сейчас евро проскочил ниже паритета, а значит, может в ближайшие недели серьезно подскочить. Тем более что рынки что-то давно не обыгрывали негатив непосредственно в американской экономике...

В общем, в заключение могу только сказать: будьте осторожнее со спекулятивными рынками!


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008379
Rambler's Top100