ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Король умер. Да здравствует король!


Фисак Николай АлександровичВопрос автору

Фисак Николай Александрович
Консультант-преподаватель
НОУ "ИПП"

Сейчас, когда наметились явные тенденции выхода из экономического кризиса, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов управления экономикой и бизнесом вновь приобретает высокую актуальность. Не случайно этот вопрос все чаще поднимается на правительственном уровне.

Не так давно завершилась Федеральная программа подготовки руководящих кадров для управления народным хозяйством России - так называемая Президентская Программа.
Реализация Программы была поручена ведущим ВУЗам страны. Предусматривались зарубежные стажировки.
В тот же период реализовывалась и «личная» Программа подготовки управленческих кадров высшей квалификации известного миллиардера и мецената В.Потанина.

Программы завершились и ... тихо канули в Лету. Король умер.
Во всяком случае, трудно припомнить какие бы то ни было сообщения о крупных молодых руководителях новой формации, пришедших в промышленность и экономику. Большинство выпускников осталось, что называется, «при своем».
Впрочем, не совсем. Многие выпускники в результате зарубежных стажировок обогатились немалой долей ... иллюзий.

Дело в том, что большинство участников Программ ранее в бизнесе не работали. Как следствие – не осознание стажерами кардинальности различий российской и западной экономических реальностей: степени прозрачности бизнеса, стабильности и полноценности законодательной базы, степени доступности банковского капитала, взаимосвязанности финансового и реального секторов экономики, механизмов биржевого регулирования, развитости венчурного бизнеса, действенности судебной системы и пр., и пр.

Закономерный итог - непонимание проблематики российской экономики, в которой все ветви существуют, в значительной мере, сами по себе. Корпоративные системы заняты своими внутренними интересами. До необходимого системного взаимодействия, что, собственно, и обеспечивает эффективность национальной экономики, руки не доходят. 

Так, банковская система является «вещью в себе». Банки спекулируют на супердешевых зарубежных кредитах и гигантских собственных процентных ставках. Реальный сектор экономики банкам не интересен. Национальная промышленность для банков как бы не существует.

В то же время промышленный сектор остро нуждается в долгосрочном кредитовании для кардинального технологического перевооружения.
О какой конкурентоспособности на мировых рынках может идти речь на фоне предельного износа безнадежно устаревшего оборудования.

Развитие импортозамещающих технологий - весьма проблематично. Для «преобразования» инновационных идей в серийную продукцию требуется не менее 10 лет. Западные технологии развиваются значительно быстрее. Легче (и правильнее) купить за рубежом. За примерами далеко идти не приходится: российский Автопром - притча во языцех.

Суперпопулярные в последние годы нанотехнологии могут получить «вещественное» воплощение в промышленных масштабах лишь в случае, если это станет выгодно бизнесу. Однако соответствующая работоспособная инфраструктура, без которой реализация   нанотехнологических устремлений невозможна, отсутствует.
Так, венчурные фонды - также «вещь в себе». Они, вроде бы и существуют, но не существует информации об их деятельности. Что касается паевых инвестиционных фондов (ПИФов), то их начальный «блеск» и последующую «нищету» мы наблюдали воочию.
Кроме того, венчурный (высокотехнологичный) бизнес предполагает высвобождение первичных инвестиций  путем  продажи  акций  венчурной компании - после определенной ее капитализации. Кто видит такие возможности и прозрачные механизмы их реализации (помимо рейдерства) просим поднять руки.

Еще одна группа факторов стратегической направленности.
С одной стороны, на Западе не одно десятилетие идет интенсивный процесс кластеризации промышленности (промышленные кластеры - зоны высокой предпринимательской активности и конкурентоспособности). В Санкт-Петербурге этот процесс лишь начал слабо проявляться в последние 2 года.
С другой стороны, в последние годы в Санкт-Петербурге приобрел было популярность процесс строительства различного рода технопарков и наукоградов.
Что называется - «очнулись». В западной Европе этот процесс получил развитие, начиная с 50-х годов, и давно принес масштабные позитивные результаты инновационного развития промышленного производства («мавр сделал свое дело ...»). Сейчас это уже история.
Мировое экономическое сообщество давно осваивает новые пути и схемы развития. Никто уже не стремится догонять, все стремятся заимствовать (яркий тому пример - экономическая стратегия Китая).

Экономический кризис существенно снизил инвестиционный порыв в направлении технопарков. Но можно не волноваться за судьбы инновационного развития страны. Какие, позвольте спросить, технопарки нужны, например, Санкт-Петербургу? Весь город - гигантский технопарк с неограниченным потенциалом инновационного развития, с научной, образовательной, промышленной, инвестиционной мегаструктурами.

Но вот, однако, характерный печальный пример.
По данным ООН одним из мировых лидеров развития инновационных технологий является Финляндия - наш «маленький» сосед, все устремления которого в программах приграничного сотрудничества с научно-промышленным гигантом Санкт-Петербургом сводятся практически к размещению на предприятиях Санкт-Петербурга заказов на экологически грязное литейное производство. В иных, инновационных аспектах мы Финляндии не интересны.

Такая вот «парадоксальная» экономика.
Так стоит ли удивляться, что Президентская и подобные ей Программы не дали желаемого результата?
Стоит  ли  удивляться  тому,   что  традиционные   бизнес-курсы   (т.е. - западные технологии
40-летней давности) и зарубежный «стажировочный» туризм - мало полезны в условиях российской действительности?

Но «Да здравствует король!».
Насколько можно судить по кратким сообщениям СМИ, принято решение о возобновлении аналога Президентской программы. При этом условия набора, что не может не радовать, кардинально изменены. Непременным условием для претендентов является не менее чем шестилетний стаж работы на руководящих должностях. Хочется надеяться, что претерпит изменения и процесс обучения.
Что называется, «лед тронулся». Немалую роль в этом процессе сыграл, вероятно, экономический кризис. Кризисные явления не могли не способствовать пониманию того, что общество вступило в новую фазу экономического развития, где уже нет места архаичным представлениям и методам подготовки управленческой элиты.

Очевидна настоятельная необходимость разработки специализированных программ на основе практических технологий, адекватных тенденциям развития экономического и бизнес-  пространств.
Эта - весьма непростая задача. Требуются российские (а не западные) практические технологии. Возникает естественный вопрос: где их взять?
В решении этой проблемы могут помочь не столько ВУЗы (высшие, но все же - «школы»), сколько учреждения повышения квалификации. Причем, именно «помочь», не более того, так как требуется не отрывочная (пусть и практическая) информация, а системный материал по всем аспектам эффективного развития.

Мир стремительно меняется - надо успевать.
В развитых странах система Post graduate (система повышения квалификации) приобретает все более важную роль. Высокая периодичность обучения на краткосрочных программах post graduate обеспечивает постоянное поддержание профессиональной квалификации специалистов на уровне новейших тенденций развития экономики и бизнеса.

В Санкт-Петербурге немало образовательных организаций повышения квалификации. Их позиционирование можно охарактеризовать, в первом приближении, следующим образом:

  • продолжительные по времени программы академической тональности, как правило, на основе курсов западных университетов (США, Великобритания, Швеция, Франция, Швейцария);
  • короткие узко специализированные программы-тренинги.

Ни то, ни другое, по нашему мнению, не отвечает требованиям времени.
Примером оптимальной методологии повышения квалификации высококлассных специалистов может служить деятельность НОУ «Институт Проблем Предпринимательства» (НОУ «ИПП»).
Программы НОУ «ИПП» отличаются высокой динамичностью, актуальностью и профессиональной практической углубленностью и могли бы послужить, по мнению экспертов в данной области, прообразом современной системы подготовки специалистов высшей квалификации, отвечающей задачам посткризисного развития национальной экономики.
 


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008462
Rambler's Top100