![]() |
Стоимость качества – качество и деньги Шмилович Михаил Источник: Просто Качество Цель существования любой коммерческой организации – получение прибыли. Даже некоммерческие организации тоже привязаны к деньгам, они должны отчитываться за расходы. Страшное слово «бюджет» дамокловым мечом висит над любой инициативой любого начальника среднего и высшего звена.
Через призму ROI (отдача от инвестиций) рассматривается любая деятельность в организации. Сия горькая участь не обошла стороной и управление качеством. В упрощенной форме денежный аспект качества можно определить понятием Стоимость качества. Стоимость качества это сумма всех затрат на развитие и поддержание качества и потерь вследствие плохого качества в организации. Почему нас интересует эта сумма? Ответ прост – нас интересует оптимальное соотношение затрат на качество и потерь из-за плохого качества. Конечно, теоретики качества в книгах и прессе всячески призывают улучшать качество бесконечно и постоянно. Однако в реальной жизни большинство бизнесменов ожидают получить отдачу на каждый затраченный на поддержание и развитие качества рубль. Отдача должна быть в денежном эквиваленте и быть больше чем траты. 1 рубль затрат < 1 + х рублей отдачи от затрат на качество Итак, стоимость качества это: Стоимость оценки + Стоимость предупреждения + Стоимость потерь. Вся логика расчета стоимости качества строится на простом постулате: если бы организация работала идеально, то она бы
Стоимость оценки Это стоимость всех мероприятий по измерению качества.
Стоимость предупреждения Это стоимость всех мероприятий по предотвращению ошибок и отклонений в работе организации.
Стоимость потерь Это стоимость внутренних и внешних потерь, происходящих вследствие плохого качества продукции и процессов.
На практике очень трудно точно подсчитать все расходы на качество и все потери. Тщательный подсчет требует отдельную систему учета расходов и потерь. Но грубый неточный подсчет тоже может быть очень полезен хотя бы для приблизительного понимания соотношения потерь качества и расходов на качество. Он так же может быть полезен для планирования работы по улучшению качества. Понятно, что первым делом мы должны заниматься предотвращением самых дорогостоящих потерь. Давайте рассмотрим диаграмму: Ось 0Х показывает степень уровень качества. Чем правее, тем лучше. На оси 0Y обозначаются расходы на качество (стоимость). Чем выше расходы на качество (правый верхний угол) тем ниже потери (левый нижний угол). Однако оптимальное сочетание расходов и потерь находится в точке q (расходы Cмин). Итак, вот она оптимальная точка расходов, где расходы не превышают потери. Но есть одно важное «но» - понятие перспективы и развития! Для понимания этого понятия рассмотрим сначала диаграмму Кано: Начнем с того, что все предпочтения клиента делятся на пять следующих категорий качества:
Для облегчения понимания посмотрим на рисунок. На вертикальной оси показаны состояния клиента (снизу вверх):
На горизонтальной оси показаны варианты выполнения работы / оказания услуг (слева направо):
Голубая стрелка снизу вверх слева направо отмечает одномерные качества, то есть стандартные ожидания клиента. Если клиент воспринимает наш товар / услугу возле голубой стрелки (между зеленой и красной стрелками), то мы находимся в зоне стандартных ожиданий. В этой зоне клиент доволен, когда его потребности удовлетворяются и недоволен, когда потребности (ожидания) не удовлетворяются. Примеры: Начало голубой стрелки в левом нижнем углу
Клиент недоволен. Середина голубой стрелки, пересечение с центром осей
Клиент нейтрален. Конец голубой стрелки в верхнем правом углу
Клиент доволен. Базовые ожидания (обязательные качества) это те, которые вызывают недовольство в случае их отсутствия и не вызывают удовольствия в случае их наличия (равнодушие в случае наличия). Это вся территория, которая находится ниже зеленой стрелки. Примеры: Начало зеленой стрелки в левом нижнем углу
Клиент недоволен. Конец зеленой стрелки в правом нижнем углу
Клиент нейтрален. Привлекательные качества это те, которые восхищают клиента в случае их наличия, но не вызывают недовольства в случае их отсутствия (обычно связаны с эмоциональным восприятием услуги / товара). Вся территория, которая находится выше красной стрелки. Примеры: Начало красной стрелки в левом верхнем углу
Клиент нейтрален. Конец красной стрелки в правом верхнем углу
Клиент восхищен. К сожалению, ожидания и требования клиентов со временем растут. То, что вызывало восхищение несколько лет назад, стало нормой сегодня. Как пример – наличие камеры в сотовом телефоне сегодня норма, несколько лет назад это было новинкой и вызывало восхищение. Серая стрелка на рисунке обозначает эту тенденцию. Так вот, при оценке стоимости качества, спросите себя «где находится моя организация на схеме?». Если Вы находитесь ниже зеленой линии, у Вас проблема. Если у Вас есть конкуренты на рынке, то продажи уже падают. Ели Вы монополист, то как только появится конкуренция, Ваши продажи начнут падать. Качество это не только деньги. Это еще и перспектива, умение удовлетворять потребности потребителей, которые все время растут. Так что любая организация, стремящаяся развиваться в будущем, всегда вкладывает ресурсы в развитие качества, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, быть выше красной линии на диаграмме Кано. Как пример можно привести производство авто-компонентов, где приход на российский рынок иностранных компаний резко ужесточил требования к базовому уровню качества производителей автокомпонентов за последние 5-6 лет. Подведем итог, стоимость качества позволяет нам
Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008740
![]() |
![]() |