ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Подарки в деловом этикете


Константин Балакин
Источник: Журнал "Секретарское дело"
В деловом протоколе и бизнес­этикете далеко не последнее место занимает практика дарения подарков. И чем выше уровень партнеров, тем большее внимание уделяется данной практике. Деловые подарки условно можно разделить на две группы: сувениры и, собственно, полноценные подарки.

Сувенир – это недорогой и, как правило, ни к чему не обязывающий презент. Преподносится в связи с незначительными поводами и не всегда в строгой официальной обстановке. Чаще всего это предмет, ассоциирующийся с компанией дарителя – или что­то из выпускаемой продукции, или уменьшенная модель производимого товара. На сувенирах ставится логотип компании, но, если сувенир дорогой и предполагает, что его обладатель будет пользоваться им в обществе, логотип должен быть малозаметен.

Сувениры получили наибольшее распространение в корпоративной культуре. В компаниях, заботящихся о своем положительном имидже и лояльности сотрудников, принято на праздники дарить сувениры с корпоративной символикой. Обычно это вещи, используемые в повседневной жизни, канцелярские принадлежности, посуда и т. д.; они имеют массовый характер, т. е. все сотрудники получают одинаковые презенты.

Говоря о презентах внутри компаний, надо заметить, что индивидуальные подарки начальнику от сотрудника дарить не следует, это принято делать в коллективном порядке. На высоком уровне к подаркам подходят уже более серьезным образом, и различных правил и регламентов здесь имеется больше. И если сувениры носят в какой­то степени рекламную функцию, то в отношении VIP­подарков это неприемлемо.
В связи с какими поводами преподносятся подарки? Это мировые праздники (Рождество, Новый год), государственные
(23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая и т. д.), профессиональные (День строителя, финансиста, торговли и т. п.) и торжественные даты в жизни компании и ее руководства. Часто – по случаю презентации или окончания переговоров. Цели же всегда одни и те же – продемонстрировать свое внимание, уважение, выразить благодарность или заинтересованность. Реже – как способ извиниться за что­либо.

К выбору подарка стоит подходить с немалой ответственностью. Часто сложность заключается в том, что у того, кому предназначается подарок, уже есть все необходимое. Поэтому при выборе нужно руководствоваться не столько предполагаемой пользой, сколько оригинальностью. Естественно, нужно исходить из личности одариваемого. Учитываются его статус, сфера деятельности, личные предпочтения, повод для подарка, степень знакомства и многое другое.

В качестве подарка могут выступать самые различные вещи – от канцелярских принадлежностей до антиквариата. Понятно, что речь о логотипах здесь уже не идет: ни один руководитель не выйдет в люди, например, с портфелем, на котором красуется логотип другой фирмы. Если речь идет о торжественной дате, то приветствуются подарки с гравировкой. К примеру, очень популярны часы с дарственной надписью. В таких случаях важно не переусердствовать и избежать того, что надпись может бросаться в глаза окружающим.

Подарок генеральному директору обязательно должен быть упакован. Среди специалистов по протоколу иногда возникают споры, допустимо ли присутствие на упаковке фирменного логотипа. В большинстве случаев компромисс в том, что если и ставить логотип, то делать его малозаметным, или прикреплять к упаковке специально изготовленную визитку.

В разных странах имеется свое отношение к деловым подаркам. Например, в Северной Америке и Англии подарки встречаются редко. Там подарок часто истолковывается как попытка подкупа и манипуляции. Кстати, именно по этой причине иногда случаются отказы от подарков, особенно если они дорогостоящие.

У китайцев является совершенно нормальным предварительно поинтересоваться, что партнер желает получить. Впрочем, такое встречается и на встречах высокого государственного уровня, когда протокольные службы заранее согласовывают процедуру обмена подарками.

В Японии принято дарить подарки до начала переговоров, дабы расположить к себе противоположную сторону. Хотя международные стандарты предполагают делать это в завершающий день переговоров.

Вообще национальные особенности при выборе подарка нужно обязательно учитывать, ибо «что русскому хорошо, немцу смерть». Например, делегация из мусульманских стран вряд ли оценит по достоинству алкогольные подарки, хоть они и преподнесены с самыми благими намерениями. В некоторых странах с суеверием относятся к часам, зеркалам или острым предметам, и таких нюансов немало. С осторожностью надо относиться и к количеству подарков: в разных странах свои «нехорошие» цифры – например, в Европе такой цифрой является «тринадцать».

Не рекомендуется дарить вещи, имеющие отношение к религии. Кроме того, существует табу на дарение одежды и предметов гигиены, парфюмерии и косметики, ювелирных украшений. Женщинам не принято преподносить «мужские» вещи: крепкий алкоголь, оружие, сигары и аксессуары для курения. Лучше подарить какой­нибудь декоративный предмет интерьера, хотя деловую женщину может оскорбить презент с явным намеком на ведение домашнего хозяйства. И, конечно, нельзя повторно дарить одну и ту же вещь.
Следует сказать о стоимости подарка. Слишком дорогой подарок нежелателен, т. к. он может быть неверно истолкован или будет обязывать получателя к чему-либо. На Западе дорогие подарки не приняты давно, в России сейчас к ним также относятся с осторожностью, особенно на фоне борьбы с коррупцией.

Ценник не должен присутствовать, вообще любое упоминание о стоимости неуместно. Хотя в США, напротив, привычным является дарение с чеком, чтобы при необходимости обладатель подарка мог обменять его.

В самой процедуре дарения есть ряд правил, которые варьируются в зависимости от каждой конкретной ситуации. Например, при первой встрече первым подарок преподносит хозяин. Подарки должны быть взаимными и равноценными (но ни в коем случае не одинаковыми). При получении подарка обязательно нужно вынуть его из упаковки, после чего произнести слова благодарности. Хороший тон – сопроводить презент открыткой, подписанной дарителем собственноручно. Подписываются такие открытки в основном одинаково: сначала идет приветствие, затем – поздравления, и в конце – пожелания. Если партнер другой национальности, открытка подписывается на его родном языке. Если же подарок преподносится не лично, а через секретариат или службу протокола, необходимо выразить благодарность в письменном виде или по телефону.

Ни в коем случае нельзя выражать недовольство подарком или критиковать его. Отказываться тоже нежелательно, хотя такие случаи имеют место.
Отдельно стоит сказать об алкогольных подарках. Алкоголь – это универсальный подарок, к тому же дарить повторно алкоголь (разумеется, не одной и той же марки) не считается зазорным, так же как конфеты и цветы. Естественно, алкоголь должен быть хорошего качества. Алкоголь можно дарить и непьющим людям. Хотя прежде желательно навести справки о человеке. Если у него проблемы со здоровьем, а уж тем более связанные со спиртным, лучше подарить что­то другое.

Самый традиционный алкоголь – коньяк, он относительно дорог и довольно престижен, его можно дарить практически по любому случаю (даже женщинам), не боясь ошибиться. Однако и здесь есть тонкости. Например, человек принципиально предпочитает коньяк какой­то одной марки или выдержки. Опять же, даря каждый раз партнерам коньяк одного и того же известного бренда, можно прослыть человеком без вкуса.

Виски дарят реже, все­таки этот напиток на любителя, к тому же знатоков виски еще меньше, чем разбирающихся в коньяке. Водка же как подарок встречается совсем редко, т. к. многими она воспринимается как дешевый и даже маргинальный напиток. Вина, шампанское и ликеры преподносят в основном женщинам.

При этом совершенно нормальным считается подарить, скажем, бутылку хорошего шампанского мужчине. Лучше, если алкоголь будет красиво упакован. И уж совсем замечательно, если на бутылке выгравирована надпись от дарителя. Из всего сказанного можно сделать вывод, что к деловым подаркам нужно подходить тщательно и продуманно. И если в небольших компаниях ведение подарочного фонда возложено, как правило, на секретариат или персональных помощников руководителей, то в крупных международных организациях, особенно государственных, полагаться на непрофессионалов недопустимо. Поэтому в таких организациях этим занимаются отдельные службы, состоящие из подготовленных компетентных специалистов.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=008817
Rambler's Top100