ЧОУ Институт проблем предпринимательства

А. Лившиц: Семейная логика


Александр Лившиц
Источник: Финансовые известия
Кризис продырявил федеральный бюджет. Опустив его в дефицит. Каковой надо покрывать. Сначала власти тратили бюджетные заначки. Потом Минфин полез в долги. Хочет занять за рубежом около 18 млрд долл. А то и больше. Видел даже оценку 60 млрд долл. Через, разумеется, размещение ценных бумаг российского правительства. Министра Кудрина за это ругают. А зря. Правильно делает. Имею четыре аргумента.

1. Альтернативой был бы полномасштабный секвестр расходов. Нет уж. С нас одного достаточно. Того самого, что разразился в конце 90-х годов.

2. Российский внутренний финансовый рынок еще слабенький. Небогатый. Забравшись туда, бюджетный крокодил мигом сожрет все ресурсы. Оставив без оных отечественных банковских кошечек и собачек. Пусть лучше питается на мировом. Там объем корма значительно больше. На всех хватит.

3. Нам, конечно, подойдут не любые деньги. А только высокого качества. То есть длинные, объемные и сравнительно недорогие. Такие только за кордоном. Оттуда разлетаются по миру. Но достаются не каждой стране. Для того чтобы к ним подобраться, нужно обеспечить политическую стабильность, уважение законов, реальность бюджета, победы на фронте войны с коррупцией и т.п. То есть зарубежный инвестор ходит с градусником наперевес. Вынуждая эмитента заниматься своим здоровьем. И экономическим, и политическим. Кто преуспел - тот успел. К раздаче капиталов. Прочие остаются без них. Голодными и больными.

4. Теперь - о размерах госдолга. В 2009 году, в самый разгар кризиса. Возьмем, например, Германию. Уровень - 77% ВВП. Россия - 7% ВВП... Ты пойми, дорогой читатель, наши рыночные реформы идут уже 20 лет. Российская экономика утратила социалистическую самобытность. Пережила ужас 1998 года, когда этот показатель составлял катастрофические 147% ВВП. Стала такой, как все. А значит, за каждым таким различием скрывается какая-то загадка. Попробуем разобраться.

Тут есть три варианта. Первый: немцы - злостные транжиры. Потомственные. Упертые. В 10 раз хуже русских. Второй - немцы в 10 раз беднее. Потому и лезут в огромные долги. Третий - мы выбрали свой, особый путь. Суть: решать проблему дефицита не на рынке (внутреннем и внешнем), а путем создания федеральных финансовых запасов. За счет них покрываем 75% бюджетной дыры. Затея, абсолютно непроходимая в западных демократиях. Любого политика, как говорится, на вилы поднимут. Дескать, мы налоги заплатили? Значит, больше ничего никому не должны. А потому уберите свои грязные лапы от наших денег.

Нам, конечно, подойдут не любые деньги. А только высокого качества. То есть длинные, объемные и сравнительно недорогие.

У нас иначе. Похоже на семью. Собрались в трудное время. И решили действовать сообща. Итог: находимся вверху двух списков. Первый - страны с наименьшим уровнем внешней задолженности (что отрадно). Второй - страны с наибольшим уровнем бедности (что досадно, причем в гораздо большей степени).

Что делать дальше? Думать только о своих интересах. Если понадобится, лезть в долги. Потомки у нас умные. Разберутся. И рынок покидать нельзя. Место займут. Задуматься над судьбой бюджетных резервов. Нужны ли такие большие? При нашей-то нищете... И не забыть поставить памятник пенсионерке тете Мане. Благодаря терпению которой мы преодолели кризис.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009218
Rambler's Top100