Проект комплексного стандарта по консолидированной финансовой отчётности Светлана Половинкина, старший менеджер компании "Эрнст энд Янг" Источник: Бухгалтерия.ru В декабре 2008 г. Совет по МСФО опубликовал проект стандарта 10 ED 10 «Консолидированная финансовая отчетность», в котором предложил новые принципы и требования в отношении раскрытия информации для консолидированной финансовой отчетности. Если проект этого стандарта будет утвержден, он может оказать существенное влияние на определение периметра консолидации группы, и увеличить объем дополнительно раскрываемой информации.
В этой статье мы постараемся рассмотреть основные положения стандарта и ряд важных вопросов, ответы на которые помогут понять суть и смысл внесенных изменений. Определение контроляОдной из основных задач проекта ED 10 была разработка единого принципа контроля, который применялся бы в отношении всех компаний. В проекте стандарта Совет по МСФО предлагает единый принцип консолидации, который будет применяться всеми компаниями. Предлагается новое определение понятия «контроль над компанией», которое будет применяться в отношении всех инвестиционных структур. Согласно проекту контроль определяется как «возможность компании, составляющей финансовую отчетность, управлять деятельностью другой компании с целью получения отдачи на инвестиции для компании, составляющей финансовую отчетность». Определение включает три компонента:
Согласно проекту стандарта контроль должен существовать в текущий момент времени, и его наличие должно повторно анализироваться на постоянной основе—об этом умалчивает МСФО (IAS) 27. Определение стороны, имеющей полномочия на управление деятельностью с целью получения финансовых результатов, в структурированных компаниях может вызвать затруднения, поскольку могут присутствовать несколько источников полномочий, или же в некоторых случаях они могут отсутствовать вовсе (например, в структурах, действующих по принципу «автопилота»). Отбили все желание… На этом примере видно, что как передающая сторона, так и управляющий коммерческими векселями имеют полномочия на извлечение прибыли, но должен ли при этом кто-либо из них консолидировать рассматриваемую компанию в своей финансовой отчетности? Мы полагаем, что требование в отношении демонстрации как «полномочий», так и «прибыли» может привести к тому, что компании, консолидируемые в настоящее время, не будут консолидироваться в будущем. Предложенное определение контроля шире существующего, поскольку акцент делается на финансовом результате, получаемом в результате участия в деятельности другой компании. Тем самым признается, что финансовый результат может иметь различные формы (т.е. быть отрицательным, положительным или возникшим в результате синергии, и может быть отражен непосредственно в финансовых результатах инвестора), в то время как текущий стандарт говорит о возможности получения выгоды. Несмотря на то, что мы поддерживаем более широкое определение контроля и включение в него всех типов финансовых результатов, которые может получить компания-составитель отчетности, контролируя другую компанию, мы обеспокоены отсутствием ясности в отношении границ данного определения. Опционы и конвертируемые инструментыСтоит рассмотреть конвертируемые инструменты и опционы, которые могут быть исполнены в текущий момент времени. Наличие опционов, которые в случае исполнения предоставили бы компании, составляющей финансовую отчетность, более половины прав голоса в другой компании, недостаточно для того, чтобы продемонстрировать наличие контроля. Вместо этого компании, располагающие такими опционами, должны проанализировать другие действующие соглашения и определить, есть ли у них возможность управлять деятельностью другой компании. Согласно проекту стандарта компания, которая составляет финансовую отчетность и которой не принадлежит большинство прав голоса, может иметь возможность управлять деятельностью другой компании. Это может произойти в тех случаях, если:
Хотя мы считаем, что контроль может иметь место в отсутствие большинства голосов, мы обеспокоены тем, что предложения приведут к ситуации, когда многие компании будут консолидироваться просто ввиду обстоятельств, в которых инвесторы оказываются, а не в результате обдуманных действий инвесторов, направленных на получение контроля. Данный аспект проекта стандарта носит настолько неопределенный характер, что мы можем предвидеть консолидацию в следующих двух ситуациях:
С нашей точки зрения, во второй ситуации контроль отсутствует, и объект инвестиций консолидироваться не должен. Мы считаем, что необходимо уделить намного большее внимание доказательствам наличия контроля на практике, учитывая при этом решения, принимавшиеся инвестором, или действия, осуществленные им. Право вето и права по утверждению решенийТакже проект коснется права вето и права по утверждению решений, принадлежащие другим сторонам. Согласно проекту стандарта компания, составляющая финансовую отчетность, может осуществлять контроль над другой компанией даже в том случае, если другие стороны обладают правами, обеспечивающими защиту их интересов в такой компании. Однако такие права, обеспечивающие защиту интересов неконтролирующих акционеров, не должны ограничивать способность компании, составляющей финансовую отчетность, управлять стратегической операционной и финансовой политикой контролируемой компании. В данном контексте в Основе для выводов отмечается следующее: «Некоторые заинтересованные стороны обращались к Совету с просьбой предоставить указания, аналогичные тем, которые содержатся в EITF 96-16 «Учет инвестором объекта инвестиций в условиях, когда инвестору принадлежит большинство прав голоса, однако миноритарный акционер или акционеры имеют определенные права по утверждению решений либо наложению вето». Совет пришел к выводу о целесообразности такого подхода, поскольку это руководство является общепринятым и включение его в предложенный МСФО способствовало бы международной конвергенции» Агентские отношенияВ настоящее время в МСФО (IAS) 27 не содержится указаний о том, каким образом должны отражаться при определении контроля агентские отношения. Как следствие этого, в данном вопросе существует неопределенность. В проекте стандарта однозначно указывается, что компания, составляющая финансовую отчетность, не осуществляет контроль над другой компанией, если она выступает в качестве агента или от имени другой стороны. Следующие ситуации указывают на то, что компания выступает в качестве агента:
Также в проекте предлагаются дополнительные указания по оценке значимости прав на отстранение руководства потенциально контролируемой компании и получения переменного вознаграждения в качестве платы за управление. Несмотря на определенную полезность данных указаний, они не решают некоторые более широкие вопросы определения наличия агентских отношений (к примеру, роль прав на отстранение руководства потенциально контролируемой компании, при использовании которых должно соблюдаться требование о предварительном уведомлении, предусматривающее длительный период с момента уведомления до использования прав, или требование о выплате руководству неустойки за его отстранение). … в проекте предлагаются дополнительные указания по оценке значимости прав на отстранение руководства…
Структурированные компанииВ проекте стандарта вводится новый термин «структурированные компании», который заменяет термин «компании специального назначения». Структурированная компания—это компания, деятельность которой ограничена рамками, в которых она управляется соответствующим органом управления. В проекте стандарта 10 не содержится четких критериев, определяющих, когда компания, составляющая финансовую отчетность, должна консолидировать структурированную компанию. Скорее, компания должна учесть все факты и обстоятельства при определении наличия у нее возможности управлять деятельностью структурированной компании, позволяющей влиять на ее прибыль (убыток). Например:
Раскрытие информацииОдной из основных задач данного проекта является усовершенствование раскрытия информации как о включаемых, так и о не включаемых в периметр консолидации компаниях. Хотя мы и согласны с необходимостью раскрытия дополнительной информации, она должна быть полезной и содействовать пользователям финансовой отчетности в принятии решений. Мы обеспокоены тем, что предложенный объем раскрываемой информации настолько велик, что многие пользователи финансовой отчетности будут «завалены» этой информацией, что приведет к обратному результату. Раскрытие информации предусматривает также предоставление подробных данных о компаниях, в отношении которых компания-составитель отчетности не обладает контролем, но с нашей точки зрения, на практике компании–составители отчетности будут испытывать сложности со своевременным получением подобной информации с экономически обоснованными затратами. …. раскрытие информации предусматривает предоставление подробных данных о компаниях, в отношении которых компания-составитель отчетности не обладает контролем…
В проекте стандарта предлагаются значительные новые требования к раскрытию информации, в том числе:
Предлагается, чтобы такие количественные данные раскрывались за текущий и два предшествовавших ему отчетных периода. Также предлагается раскрывать информацию о максимальном размере возможных убытков, обусловленных участием в структурированной компании, и используемом методе для определения данной величины. Переходные положенияВ проекте стандарта ED 10 предлагается, чтобы компании применяли новый МСФО перспективно. По сути, если на дату принятия стандарта компания, составляющая финансовую отчетность, определяет компанию, подлежащую консолидации на данный момент, то она должна учитывать ее как объединение бизнеса. Аналогичным образом, если компания, составляющая финансовую отчетность, приходит к выводу о том, что она больше не контролирует дочернюю компанию, она должна отразить ее выбытие на эту дату. Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009265
|