![]() |
«Поле чудес» в стране дураковИсточник: ФБК Еще недавно казалось, что время финансовых пирамид наконец-то (и к счастью!) прошло. Оказывается, нет. В самом начале года основатель скандально известной МММ Сергей Мавроди объявил о создании новой международной финансовой пирамиды – МММ-2011. Как уверяет Мавроди, граждане, решившие вложить свои деньги в его новый проект, будут получать ежемесячно прибыль на уровне 20-30%. Участникам «проекта» предлагается открывать долларовые счета в электронных платежных системах, а на размещенные деньги — приобретать виртуальные «фантики», которые, по словам Мавроди, будут расти в цене. Сам автор этой конструкции честно признает, что речь идет об очередной финансовой пирамиде.
От участия в проекте граждан предостерегают депутаты, Роспотребнадзор и другие ведомства. Тем не менее, боюсь, последователи у Мавроди найдутся. Первые финансовые пирамиды появились еще в XVIII веке. С тех пор это явление хорошо изучено и многократно объяснено. Но почему в таком случае поток клиентов не иссякает — в том числе в нашей стране? Мне кажется, наши соотечественники просто… не привыкли думать! Слова «договор», «документ», «гарантия» все еще оказывают на людей прямо-таки магическое воздействие. И никто не пытается задаться простыми вопросами. Какие права обеспечивает договор? Что это вообще за документ? Способен ли он защитить мои вложения? Чем подкреплены обещанные гарантии? И, например, как технически будет обеспечен конкретному вкладчику возврат пары миллионов долларов, если имущества у фирмы не наберется и на десять тысяч? Есть понятие банковской гарантии. Но ее может предоставить только банк с лицензией. А значит, любые «гарантии» предприятия «Кергуду бамбарбия», все активы которой — конторский стол и стул, оказываются попросту филькиной грамотой. Для того чтобы понять это, вовсе необязательно быть профессиональным юристом. Достаточно здравого смысла и желания думать. Вот кто-то начинает привлекать деньги, обещая пайщикам 30% годовых и больше. Откуда такая щедрость? Альтруизм? И, главное, почему бы компании не получить средства иными способами? Ответ очевиден. Все, кто может взять кредит на развитие бизнеса в банке или выпустить акции и разместить их на фондовом рынке, делают это. А вот те, кому банки и биржевики в доверии отказывают (а значит, отказывают и в деньгах под 15-20% годовых), как раз и пытаются брать взаймы у населения, не только обещая высокую доходность, но и расходуя ресурсы на привлечение средств (ведь транзакционные расходы на обслуживание множества мелких займов гораздо выше, чем в случае одной крупной сделки по привлечению финансирования). Все это, кажется, прописные истины. Но, увы, в нашей стране еще достаточно тех, кто готов давать в долг компании, которой отказали в кредите банки. Откуда такая готовность к очевидному риску? Давно известно несколько признаков потенциального мошенничества, на которые всегда следует обращать внимание. Так, если кто-то обещает приплачивать за каждого нового человека, привлеченного в орбиту компании, это само по себе достаточное основание, чтобы спрятать свои деньги подальше и отговорить всех знакомых от столь рискованного мероприятия. Не менее настораживающий симптом — обещания невероятно высокой доходности (скажем, 100% годовых), да еще и «с гарантией сохранности капитала». Для того чтобы избежать проблем, достаточно задать себе всего один вопрос: почему, в таком случае, столь замечательная фирма еще не вытеснила всех остальных игроков финансового рынка? Это с такими-то аппетитными условиями? Еще один сигнал опасности — отсутствие необходимых лицензий. Прежде чем отдавать деньги, полезно поинтересоваться наличием у «щедрой компании», например, лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Если такой лицензии нет, самое лучшее — поскорее распрощаться. Не открывая свой кошелек. Другой превосходный индикатор — прозрачность работы финансовой структуры. Лицом любой разумной компании (в том числе любого фонда) сегодня является сайт в Интернете, где должна быть представлена вся необходимая информация: отчетность, инвестиционные программы, данные о приросте паев. Не менее обязательный раздел — персональные «контакты», призванные извещать всех заинтересованных о почтовом адресе, телефоне и электронной почте организации (чтобы при необходимости можно было бы легко связаться с офисом). Неужели сегодня это все еще азы финансовой безопасности? Ничем не оправданная «офшорность» работы вызывает у профессионалов (и должна вызывать у всех!) подозрения. Подобная практика может быть оправданной в том случае, если деньги переводятся для торговли на западных фондовых рынках или для осуществления операций на рынках ФОРЕКС. Вот почему с точки зрения безопасности для перевода средств на западные фондовые рынки оптимальный вариант – сотрудничество с российской компанией, которая занимается брокерским обслуживанием на российском фондовом рынке, но при этом сотрудничает с фирмой, представляющей интересы ее клиентов на Западе. Новые финансовые термины также зачастую придумываются как раз для обхода лицензирования (чтобы не подчиняться жестким требования ФСФР). Примером может служить такое понятие, как «долевой инвестиционный фонд» (ДИФ) вместо «паевого инвестиционного фонда» (ПИФ). Но ведь лицензирование компаний, управляющих средствами клиентов, для того и придумано, чтобы защитить деньги вкладчиков и инвесторов от откровенных жуликов! Поэтому в большинстве случаев финансовые компании, не имеющие лицензии и выводящие деньги из страны, – это не просто зона риска. Это зона суперрисков! Несмотря на то, что российское общество уже многому научилось, задача рационального инвестирования доходов до сих пор считается «чрезвычайно сложной» и даже «недоступной для непрофессионалов». Но ведь это совсем не так! Миллионы рядовых граждан во всем мире планируют свои личные бюджеты, делают сбережения, берут кредиты… Достаточный уровень массовой финансовой грамотности постепенно становится неотъемлемой частью жизни каждого. Так же, как необходимость соблюдать правила дорожного движения или умение пользоваться компьютером. Но, похоже, всем нам еще предстоит приложить немало усилий для того, чтобы поднять финансовую грамотность в России на должный уровень. Полагаю, это вполне выполнимая задача. Чтобы освоить принципы управления деньгами, необходимо разъяснить всего несколько базовых правил:
Я уверен, что пропаганда этих несложных истин — в том числе задача делового сообщества. Да, требуется длительный исторический отрезок, чтобы люди чему-то научились. Но вряд ли следует пускать процесс на самотек. Тем быстрее люди поймут разницу между предпринимателями, бизнесменами и аферистами. Впрочем, вернемся к событию, ставшему поводом для этой колонки. Есть ли у Мавроди шансы? Похоже, главным препятствием станет то обстоятельство, что его имя давно стало нарицательным. «Обуть» всю страну, как это было в случае с первой версией МММ, ныне уже невозможно. Мало того, еще пара-тройка подобных громких историй — и россияне вовсе выработают иммунитет к участию в финансовых пирамидах. И все-таки расслабляться рано. Ведь возрастает риск появления новых, более изощренных форм мошенничества. А значит, без повышения уровня всеобщей финансовой грамотности нам все-таки не обойтись. (Опубликовано в " Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009280
![]() |
![]() |