ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Как подготовить Бизнес-план


Пименов Николай ИвановичВопрос автору

Пименов Николай Иванович
Консультант-преподаватель
Консалтинговые решения

Этой теме в России без малого 20 лет. Учат разрабатывать Бизнес-планы даже на неэкономических специальностях ВУЗов – может быть потому, что иногда не знают чему новому надо учить студентов? Разработку Бизнес-планов предлагают многие консалтинговые, инвестиционные, аудиторские и другие компании.

И спрос на этот полезный и часто необходимый продукт сохраняется. Беда, однако, в том, что большинство предложений не подкреплено должной квалификацией исполнителей. Хотя и допускаю, что ситуаций, когда требуется достаточно формальный документ, предостаточно.

Невозможно в короткой статье научить разрабатывать Бизнес-план. Попытке «научить» посвящено множество публикаций и семинаров. Поэтому, имея за плечами опыт подготовки многих десятков самых разных бизнес-планов, хочется просто дать несколько общих советов.

Совет первый. Необходимо отталкиваться от цели, которая преследуется подготовкой Бизнес-плана. Для чего нужен Бизнес-план, кто заинтересованное лицо (адресат): потенциальный инвестор, банк, владелец бизнеса, наемный руководитель компании, государственные органы, иностранные компании (фонды), кто-то еще? В зависимости от этого акцент в Бизнес-плане делается на:

  • окупаемость инвестиций (для инвестора),
  • безусловном возврате (обеспечении возврата) вложенных средств (для банка),
  • представлении реальной картины развития компании (для владельца бизнеса),
  • демонстрации личных достижений по развитию бизнеса (для наемного руководителя),
  • обосновании цен (тарифов), инвестиций, социальной направленности бизнеса (для государственных органов),
  • инновационном характере бизнеса, его экологических параметрах, эффективности (для иностранных компаний).  

Совет второй. Структура Бизнес-плана, в общем случае, должна отвечать общеизвестным стандартам UNIDO.  Отдельные заинтересованные лица могут формулировать свои требования к Бизнес-плану, но они не должны противоречить этим стандартам, а должны их уточнять и дополнять. Так, например, поступают российские банки. В любом случае в том или ином виде и объеме должны присутствовать такие разделы как описание бизнеса, исследование рыночной ситуации, планы развития и инвестиции, финансовый план (с оценочными показателями), оценка рисков и гарантии.

Исследование рыночной ситуации в большинстве случаев является ключевым, достаточно сложным и самостоятельным разделом Бизнес-плана.  От полученных здесь оценок зависят конечные результаты и выводы по Бизнес-плану в целом, технико-экономические и финансовые расчеты носят (в известном смысле) технический характер. Поэтому разработчик Бизнес-плана часто использует маркетинговые исследования самой компании-заказчика или специализированных организаций.

Планы развития и инвестиции, исходя из принятой концепции (трендов) развития, формируются итерационно, исходя из рыночных факторов и финансовых ограничений.

Финансовый план (как правило, в формате таблиц Excel) должен отвечать общим и специальным (например, банковским) требованиям. Он должен быть понятен и, как минимум, содержать Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и показатели эффективности: дисконтированный чистый денежный поток, дисконтированный срок окупаемости, внутреннюю ставку доходности.  «Понятен» – это значит, что происхождение и значение каждой приведенной в Бизнес-плане цифры должно быть доступно для понимания подготовленного читателя: сразу или после нехитрых пояснений. Использование стандартных компьютерных программ для построения финансового плана также не освобождает от полной «понятности» приведенных численных значений.

Совет третий. Вопрос оценки рисков и гарантий часто оказывается отодвинутым на второй план, что чревато крайне негативными последствиями. Риски учитываются в финансовом плане при определении ставки дисконтирования – если все они выявлены и правильно расценены. Другой способ учета рисков – подготовка нескольких вариантов Бизнес-плана исходя из оптимистичного, реалистичного или пессимистичного взгляда на развитие ситуации. Существует и третий способ, когда оценивается чувствительность Бизнес-плана на изменение ключевых показателей вследствие разной оценки выявленных рисков. Результаты оценки чувствительности могут быть использованы при обосновании выбора вариантов Бизнес-плана по предыдущему способу.

Совет четвертый. Все исходные данные, использованные  в Бизнес-плане, должны быть в меру их важности обоснованы: расчетами, ссылками на нормативные и иные регламентирующие документы, отчетные данные и данные управленческого учета компании и др. Если такие расчеты объемны, или ссылка идет на документы, представленные копиями, то в конце Бизнес-плана появляются приложения. Способы обоснования могут быть разные, но выбраны должны быть те, которые встретят доверие и поддержку со стороны тех, кому адресованы.

Совет пятый, последний. Разработка Бизнес-плана – творческий процесс, а не механический, когда без понимания экономического смысла в формулы и ячейки компьютерной программы, слабо адоптированной под конкретную ситуацию, вставляются те или иные цифры. Нужно выявить те ключевые точки проекта, воздействие на которые в наибольшей степени влияет на конечные показатели Бизнес-плана и проявив системный подход добиться требуемого результата. Я не сказал – наилучшего.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009316
Rambler's Top100