Возврат к жесткой налоговой системе возобновит схемы ухода от налогов Елена Бродская Источник: Журнал "Банковское обозрение" Программа поддержки кредитования МСБ через РосБР заработала в полную силу и вышла на плановые финансовые показатели. Сергей Крюков, председатель правления Российского банка развития, рассказал «БО» о планах развития кредитных и других продуктов для финансирования небольших компаний
— Сергей Павлович, каковы итоги кредитования МСБ по программам РосБР в 2010 году? — Во-первых, мы достигли объемов поддержки субъектов МСБ в размере 100 млрд рублей. Эта цифра была заявлена как одна из самых значимых целей при запуске программы. Объем портфеля кредитов при этом вырос почти в три раза в условиях общей стагнации кредитования — по данным Банка России, совокупный кредитный портфель в 2010 году вырос на 10–15%. — Сколько предприятий прокредитованы? — Предварительные цифры таковы — за период реализации программ поддержки МСБ прокредитовано более 20 тыс. предприятий. Конечная цель программы — это новые рабочие места, уплаченные налоги и рост объемов произведенной продукции. Все эти показатели были отчетными для наших партнеров. За три квартала 2010 года предприятия, получившие поддержку по программе РосБР, уплатили более 14 млрд рублей налогов. Численность работающих в этих компаниях возросла со 108 тыс. до 363 тыс. человек. Обеспечено участие в валовом региональном продукте на сумму 462 млрд рублей. При этом 59% компаний, получивших кредиты по программе РосБР, приходится на неторговый сектор, и это совпадает с нашими приоритетами: в целом по рынку более половины субъектов МСБ — это торговые компании, а в нашем портфеле они в меньшинстве. — Как изменятся продукты РосБР в 2011 году? — В прошлом году мы существенно расширили продуктовую линейку и обеспечили покрытие полного спектра потребностей по суммам от 100 тыс. рублей в сегменте микрофинансирования до 150 млн рублей на финансирование инноваций и модернизации. В 2011 году наряду с дальнейшим ростом объемов программы мы намечаем качественное улучшение кредитных продуктов, обеспечивая их адресность, повышая уровень доступности ресурсов, прежде всего для предпринимателей из производственного и инновационного секторов. — Кого РосБР считает хорошим заемщиком? — В программе прописаны основные стандарты, которые базируются на требованиях российского законодательства и общепринятых подходах к оценке кредитных рисков. Однако следует учитывать, что основные риски принимают на себя партнеры РосБР, поэтому кроме требований, установленных к субъектам МСБ нашей программой, партнеры могут устанавливать собственные условия кредитования малого бизнеса. В конечном счете определяющей становится кредитная практика самого банка: он сам решает, кого считать хорошим заемщиком. Положительная кредитная история предприятия позволяет избежать необходимости в полных залогах и обеспечивает возможность более гибко подходить к кредитным продуктам. В ситуации с новым заемщиком банк будет вынужден подстраховываться и закрывать свои риски. Сеть контрагентов РосБР включает 120 банков, 70 лизинговых компаний и более 20 микрофинансовых организаций.
— Какова ситуация с просрочкой? — Пока ситуация хорошая: на уровне примерно 1,5%. Это связано со спецификой нашей работы. Основные кредитные риски, связанные с финансированием малых и средних предприятий, берут на себя наши партнеры, а мы, в свою очередь, берем риски кредитования самих партнеров. Банковская система сейчас в целом чувствует себя неплохо. У нас налажен серьезный мониторинг и по отчетности, с выездом на место, поэтому уровень просрочки низкий. — Помогаете ли вы банкам улучшать методику работы с МСБ? — У основных партнеров методики и программы, в том числе и IT, отработаны. Они в нашей помощи не нуждаются. Ряд региональных банков обращается за такой помощью, но мы пока ее не оказываем. Это не наш профиль деятельности. Нам пришлось бы для этого содержать специальный штат сотрудников, занимающихся исключительно обучением банков. Отчасти это направление предстоит развить в рамках создания механизма секъюритизации кредитов. Стандарты кредитования ужесточатся, и банкам придется более тщательно выбирать заемщиков, оптимизировать кредитные процессы и, следовательно, повышать свою квалификацию. — Случались ли конфликты с банками-партнерами? — Программой предусмотрены штрафные санкции за нецелевое использование средств или за нарушение сроков формирования портфеля заемщиков. В отношении сроков такие проблемы бывали. И это понятно — в кризис соблюсти сроки было сложно. Мы рассматривали каждый случай отдельно исходя из текущей ситуации. Примеров нецелевого использования средств, к счастью, пока не было. — Сколько банков пополнят число ваших партнеров в 2011 году? — Основной костяк партнерской сети из числа банков уже сформирован. Я думаю, что в 2011 году к нам присоединятся не более 15–20 банков. Костяк партнерской сети из числа банков уже сформирован. В 2011 году к РосБР присоединятся 15–20 банков
— Сотрудничает ли РосБР с региональными фондами поддержки МСБ? — В настоящее время сотрудничество с региональными фондами в первую очередь заключается в том, что мы предоставляем им финансирование с целью дальнейшей выдачи микрозаймов субъектам МСБ на цели реализации предпринимательских проектов. — Расскажите о поддержке инновационных проектов. — Программа «Финансирование для инноваций и модернизации» была запущена нами во втором квартале 2010 года. Мы не стали ждать, когда на законодательном уровне появятся четкие критерии для этого направления и разработали их самостоятельно. Для финансирования инновационных проектов, в рамках нашей программы, мы применяем своего рода скоринговую модель. У инициатора проекта должен быть в наличии патент на изобретение и бизнес-план по его использованию. На основании этих документов РосБР и банк-партнер оценивают потенциальный эффект от проекта. — Каковы источники финансирования программ РосБР? — Во-первых, 10 млрд рублей в виде взноса в уставный капитал и 9 млрд рублей субординированного кредита от Внешэкономбанка, предоставленные в прошлом году. Остальное — рыночные ресурсы, в том числе полученные из Фонда национального благосостояния. За счет их привлечения нам удалось нарастить объемы поддержки до 100 млрд рублей. — Каковы планы по развитию программ в 2011 году? — Наша задача — обеспечить присутствие программы во всех регионах Российской Федерации и продолжить дальнейшее совершенствование линейки кредитных продуктов посредством повышения их доступности, эффективности, адресности. Мы будем поддерживать МСБ в инновационных секторах и приоритетных отраслях как в регионах, так и в федеральном масштабе, обеспечивая дальнейший рост неторгового сектора МСБ в структуре национальной экономики. — Если говорить об объемах поддержки — какова ближайшая цель? — Вторая после 100 млрд рублей важная веха — достижение объема поддержки МСБ до 250 млрд рублей к 2015 году. Эта цифра заложена в рамках стратегии, утвержденной Внешэкономбанком и Минэкономразвития. По нашим оценкам, в 2011 году рост составит около 30%. — В 2011 году налоговая нагрузка на МСБ сильно возросла. Как это отразится на ваших планах? — В конце 2010 года эта тема активно обсуждалась, а мы находились в центре этой дискуссии. Через обратную связь с предпринимателями мы понимали, что проблема очень острая. «ОПОРА России» проводила опрос предпринимателей и выяснила, что около 75% субъектов МСБ за последние годы вышли из тени. Возврат к жесткой налоговой системе потенциально оценивался бизнесом как возможность возобновления схем ухода от налогов. После послания президента Федеральному собранию возникла надежда, что для отдельных видов бизнеса будут сделаны послабления на два года. Однако позже выяснилось, что это коснется только 5% субъектов МСБ. Мы пристально следим за развитием этой ситуации. — Какие еще препятствия для МСБ вы считаете существенными? — Государство на протяжении последних двух лет предпринимало меры по снижению административных барьеров. Длительный период от объявления этих мер до внедрения в практику деятельности конкретного предпринимателя существенно снижает уровень их эффективности. Административные барьеры нужно снимать более оперативно, в том числе на уровне местных администраций. Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009397
|