ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Совет Федерации за снижение взносов и за отмену некоторых льгот


Д. Сахарова
Источник: Журнал "Главбух"
Комитет Совета Федерации по бюджету готовит правительству рекомендации по изменению правил применения тех или иных налоговых льгот. О некоторых предложениях нам рассказал председатель комитета Евгений БУШМИН.

Евгений Викторович, вы считаете, что некоторые льготы по налогам необходимо отменить. Почему?  

— Многократно, начиная с 2003 года, мы обращались к Минфину с одним и тем же предложением — не устанавливать налоговые льготы без какого-либо экономического обоснования. Пользу от льгот должны получать не столько определенные категории бизнеса, сколько экономика в целом. Поэтому в рекомендациях правительству мы указали на необходимость определить неэффективные налоговые льготы, чтобы в будущем отменить их.

— Какие льготы вы могли бы назвать экономически эффективными, а какие нет?

— Пока мы не можем дать точную оценку эффективности. Для этого правительству необходимо разработать отдельный законопроект, в котором будет регламентирован порядок оценки. Могу привести пример эффективного снижения налога. Когда мы уменьшили ставку НДФЛ до 13 процентов, собираемость налога возросла в 3—4 раза, что опережало в несколько раз даже инфляцию. Налогоплательщики начинали показывать свои доходы. Но этот эффект уже стерся. А после того как увеличили страховые взносы, результатов следует ожидать и вовсе противоположных.

— Вы считаете, чтов ближайшее время взносы снизят?

— Данные по суммам страховых взносов за первый квартал перепугали многих. Теперь абсолютно все заинтересованы в изменении существующих условий. Но, как мне кажется, решение проблемы ищут не совсем там. Хотят увеличить число льготников. То есть кому-то в итоге понизят ставку до 26 процентов, а кому-то нет. По-моему, это неправильный путь. Он никуда не приведет. Ставку в 34 процента никто не выдержит. А значит, совсем скоро мы снова будем работать над тем, чтобы вывести бизнес из тени.

— А как насчет «упрощенщиков»? Есть вероятность, что им вернут ставку в 14 процентов?

— Я считаю, что это необходимо сделать. Вот смотрите. Компания, например,занимается программированием. Применяет упрощенную систему. Раньше такая организация платила в ПФР 14 процентов от фонда оплаты труда. Сейчас ей приходится начислять 26 или 34 процента. Думаю, платить по последней ставке большинство просто откажется. Я недавно общался с разработчиками программного обеспечения. Так вот, они едут работать в страны с более привлекательными для них налоговыми условиями — на Украину, в Казахстан и Беларусь.

— Что ждет компании, которые работают сейчас на ЕНВД? Ведь этот режим собираются отменить и ввести патентную систему налогообложения…

— Я не против патентов. Но при этом нельзя совсем отменять ЕНВД. Иначе мы потеряем тех налогоплательщиков, которые работают на фиксированных платежах, но являются юридическими лицами. Им придется переходить в лучшем случае на «упрощенку», а в худшем — на общую систему. И тогда нагрузка на такую организацию рискует стать неподъемной. А значит, компании снова будут уходить от налогов. Я думаю, что отмену ЕНВД мы не имеем права пропустить. Будем настаивать на пересмотре данного решения.

— Евгений Викторович, какие еще недостатки в существующем порядке применения налоговых льгот вы видите?

— Во-первых, в Налоговом кодексе не все, что мы подразумеваем под льготами, так называется. Отдельными статьями налоговые льготы обозначены лишь в главах «Налог на имущество организаций» и «Земельный налог» .Но, как известно, льготами пользуются компании и при расчете НДС или налога на прибыль. Над этим несоответствием нужно работать. Чтобы и компании, и налоговые органы, и судебные инстанции понимали под термином «налоговая льгота» одно и то же. А также чтобы четче было прописано, какие условия позволяют налогоплательщику применять ту или иную льготу. Во-вторых, есть категория льгот, с которой мы боролись и будем бороться всегда. Это федеральные льготы по региональным налогам. Все согласны, что подход нужно менять. Льготы на региональном и местном уровнях должны устанавливать законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований.

Коротко о важном

— Зачем менять систему налоговых льгот?
— Она неоднозначна и неэффективна.

— За счет чего могут снизить ставку по взносам?
— Возможно, увеличат число льготников.

— Заменит ли патентная система ЕНВД?
— Такая замена нецелесообразна.

Главбух № 10, 2011

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009529
Rambler's Top100