Профессиональная подготовка сотрудников службы безопасности гипермаркета Виктор Белов, специалист по обеспечению безопасности в сфере ритейла, [email protected] Источник: НОУ "ИПП" Эффективность деятельности подразделения службы безопасности, качественное выполнение стоящих перед ним текущих и стратегических задач, в значительной мере зависят от уровня профессиональной подготовки сотрудников службы безопасности. В контексте настоящей статьи, как и в других моих статьях, в понятие «сотрудник службы безопасности», вкладывается не правовой, а фактологический смысл. Это может быть сотрудник ЧОП, «контролер», «администратор торгового зала», «сотрудник контрольной службы» и т.д. Мне представляется рациональным использовать именно этот термин. Соответственно, под «Руководителем службы безопасности», может пониматься и «Директор ЧОП», и «Начальник охраны объектов», и «Менеджер по безопасности», и «Главный администратор гипермаркета», и иное должностное лицо, отвечающее за обеспечение работы подразделения на конкретном объекте. Уровень профессиональной подготовки сотрудника определяется на стадии приема его на работу. На этой же стадии осуществляется базовая подготовка кандидата (см. статью «Рекомендации по подбору, стажировке и обучению сотрудников службы безопасности гипермаркетов») Однако специфика деятельности подразделения службы безопасности, осуществляющего не только охранные, но и контрольно-надзорные функции, определяет необходимость достаточно высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников подразделения. Практика показала, что текущая профессиональная подготовка сотрудников должна осуществляться постоянно, системно и на основе четкого планирования. Свою практичность и результативность показала следующая система планирования и проведения учебных занятий по профессиональной подготовке сотрудников службы безопасности гипермаркетов: Руководством подразделения службы безопасности (далее, - СБ) Компании составляется тематический план проведения занятий с сотрудниками службы безопасности розничных структурных подразделений Компании на полугодие. Тематический план – это программа обучения сотрудников службы безопасности розничных структурных подразделений Компании, содержащий в себе различные темы, подлежащие изучению сотрудниками СБ на базе розничного структурного подразделения, как в форме группового обучения, так и в форме самоподготовки. Основной целью тематического плана является систематизация знаний и опыта специалистов и участников обучения, а также повышение профессионального уровня подготовки сотрудников службы безопасности в сфере обслуживания покупателей, привитие знаний и навыков работы в различных штатных и внештатных ситуация, обучение самостоятельному принятию правильных решений в складывающейся обстановке, а также обучение птм. На основе тематического плана учебных занятий с сотрудниками службы безопасности Компании на полугодие руководитель службы безопасности гипермаркета разрабатывает собственные планы на квартал, в которых должны быть отражены все пункты плана на полугодие, конкретные дата и время проведения занятий. Составляя квартальные тематические планы профессиональной подготовки по конкретным гипермаркетам руководитель службы безопасности должен учитывать индивидуальные особенности личного состава, определяющим моментом которых может являться стаж работы в структуре СБ Компании. Если более 50 % всего личного состава имеют опыт работы более года, то нет необходимости из года в год дублировать темы которые рассматривались ранее. Достаточно уделять некоторое время на закрепление знаний по пройденным темам с учетом уже имеющегося практического опыта работы подразделения СБ. Квартальные тематические планы по гипермаркетам должны включать в себя в обязательном порядке темы, содержащиеся в тематическом плане на полугодие, а так же дополнительные вопросы, включенные руководителем службы безопасности гипермаркета самостоятельно, с учетом приоритетных направлений деятельности и особенностей подготовки собственного подразделения СБ. Занятия с сотрудниками службы безопасности проводит непосредственно руководитель службы безопасности. Ввиду специфики отдельных тем, таких как, «Правила пожарной безопасности», «Основы доврачебной медицинской помощи», Законов «О защите прав потребителей» и «Правила торговли», «Инструкции по учету товародвижения» и другим, возможно привлечение специалистов в соответствующей области. На усмотрение руководителя службы безопасности и директора розничного структурного подразделения в квартальные планы профессиональной подготовки сотрудников СБ могут быть внесены дополнительные темы для изучения. Целесообразно в план каждого занятия включить пункт об изучении вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений, инструкции, стандартов, управленческих решений и т.п.) руководства Компании и гипермаркета. Тематический план содержит темы и вопросы, подлежащие рассмотрению и изучению на проводимых занятиях с сотрудниками службы безопасности, а также, регламентирует время необходимое для изучения каждой темы, определяет вопросы, подлежащие рассмотрению при ее изучении. В тематическом плане могут содержаться темы объемные по своему содержанию, на изучение которых запланировано большее количество часов, чем предусмотрено для одного занятия. Для более детального и тщательного изучений этих тем, они могут быть разделены на два занятия «Занятие 1» и «Занятие 2». Примерный образец тематического плана приведен ниже: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Проводить учебные занятия с сотрудниками службы безопасности целесообразно в их свободную смену. Дату и время проведения занятий руководитель службы безопасности гипермаркета устанавливает самостоятельно с учетом обеспечения 100 % посещения занятий сотрудниками отдыхающей смены. Наиболее оптимальной периодичностью проведения занятий является одно занятие в месяц до 10 числа каждого отчетного периода. За три дня до проведения занятия руководитель службы безопасности гипермаркета информирует о предстоящем занятии отдельным электронным письмом руководителей Службы безопасности Компании и Директора соответствующего гипермаркета. Факт проведения занятия фиксируется в журнале (см.ниже), а так же в служебной записке на имя директора с указанием даты и времени проведения занятия, перечнем рассмотренных вопросов, количеством присутствующих на занятии сотрудников службы безопасности гипермаркета. Каждое занятие по профессиональной подготовке должно быть совмещено с подведением итогов работы за прошедший отчетный период, определением приоритетных направлений работы и постановкой задач на последующий период. Ход проведения занятий, как уже было отмечено выше, необходимо фиксировать в «Журнале учета проведения занятий с сотрудниками службы безопасности». В журнале учета занятий указывается порядковый номер, дата проведения занятия, название изучаемой темы, время начала и окончания занятия, роспись и Ф.И.О. проводившего занятие, роспись и Ф.И.О. сотрудников, присутствующих на занятии. Примерная форма журнала приведена ниже: ЖУРНАЛ
Пояснительная записка о порядке ведения журнала Журнал ведется руководителем службы безопасности, и находится в кабинете начальника службы безопасности вместе со всей остальной рабочей документацией. Журнал заполняется по мере проведения занятий с сотрудниками службы безопасности. В графах журнала ведутся следующие записи:
Ежеквартально у сотрудников службы безопасности принимается зачет по знаниям, приобретенным при изучении пройденного материала. Зачет принимается руководителем службы безопасности при участии представителя Службы безопасности головного (центрального) офиса Компании. По итогам принимаемого зачета у сотрудников службы безопасности, руководителем службы безопасности гипермаркета заполняется «Зачетная ведомость», в которой указывается: порядковый номер дата и время проведения зачета, Ф.И.О. сотрудника сдающего зачет, вопросы по которым сдается зачет, результат сдачи зачета «Зачтено» или «Не зачтено», Ф.И.О. и роспись руководителя службы безопасности. Примерная форма «Зачетной ведомости» приведена ниже: ЗАЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Зачетная ведомость заполняется руководителем службы безопасности по итогам проведения каждого зачета. Зачетная ведомость подшивается в отдельное дело «Зачетных ведомостей» и хранится на протяжении 3-х лет в кабинете начальника службы безопасности вместе со всей остальной рабочей документацией. В графах зачетной ведомости ведутся следующие записи:
Приведенная выше система планирования и проведения учебных занятий по профессиональной подготовке сотрудников службы безопасности, как и темы, обозначенные в образце тематического плана, конечно, носят рекомендательный характер. Тем не менее, надеюсь, что эти рекомендации, в процессе своего практического применения, полностью себя оправдают. Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009556
|