ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Профессиональная подготовка сотрудников службы безопасности гипермаркета


Виктор Белов, специалист по обеспечению безопасности в сфере ритейла, [email protected]
Источник: НОУ "ИПП"
Эффективность деятельности подразделения службы безопасности, качественное выполнение стоящих перед ним текущих и стратегических задач, в значительной мере зависят от уровня профессиональной подготовки сотрудников службы безопасности. В контексте настоящей статьи, как и в других моих статьях,  в понятие «сотрудник службы безопасности», вкладывается не правовой, а фактологический смысл. Это может быть сотрудник ЧОП, «контролер», «администратор торгового зала», «сотрудник контрольной службы» и т.д. Мне представляется  рациональным использовать именно этот термин. Соответственно, под «Руководителем службы безопасности», может пониматься и «Директор ЧОП», и «Начальник охраны объектов», и «Менеджер по безопасности», и «Главный администратор гипермаркета», и иное должностное лицо, отвечающее за обеспечение работы подразделения на конкретном объекте.

Уровень профессиональной подготовки сотрудника определяется на стадии приема его на работу. На этой же стадии осуществляется базовая подготовка кандидата (см. статью «Рекомендации по подбору, стажировке и обучению сотрудников службы безопасности гипермаркетов»)

Однако специфика деятельности подразделения службы безопасности, осуществляющего не только охранные, но и контрольно-надзорные функции, определяет необходимость достаточно высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников подразделения.

Практика показала, что текущая профессиональная подготовка сотрудников должна осуществляться постоянно, системно и на основе четкого планирования.

Свою практичность и результативность показала следующая система планирования и проведения учебных занятий по профессиональной подготовке сотрудников службы безопасности гипермаркетов:

Руководством подразделения службы безопасности (далее, - СБ) Компании составляется тематический план проведения занятий с сотрудниками службы безопасности розничных структурных подразделений Компании на полугодие.

Тематический план – это программа обучения сотрудников службы безопасности розничных структурных подразделений Компании, содержащий в себе различные темы, подлежащие изучению сотрудниками СБ на базе розничного структурного подразделения, как в форме группового обучения, так и в форме самоподготовки. Основной целью тематического плана является систематизация знаний и опыта специалистов и участников обучения, а также повышение профессионального уровня подготовки сотрудников службы безопасности в сфере обслуживания покупателей, привитие знаний и навыков работы в различных штатных и внештатных ситуация, обучение самостоятельному принятию правильных решений в складывающейся обстановке, а также обучение птм.

На основе тематического плана учебных занятий с сотрудниками службы безопасности Компании на полугодие руководитель службы безопасности гипермаркета   разрабатывает собственные планы на квартал, в которых должны быть отражены все пункты плана на полугодие, конкретные дата и время проведения занятий.

Составляя  квартальные тематические планы профессиональной подготовки по конкретным гипермаркетам руководитель службы безопасности должен учитывать индивидуальные особенности  личного состава, определяющим моментом которых может являться стаж работы в структуре СБ Компании. Если более 50 % всего личного состава имеют опыт работы более  года, то нет необходимости из года в год дублировать темы которые рассматривались ранее. Достаточно уделять некоторое время на закрепление знаний по пройденным темам с учетом уже имеющегося практического опыта работы подразделения СБ.

Квартальные тематические планы по гипермаркетам должны включать в себя в обязательном порядке темы, содержащиеся в  тематическом плане на полугодие, а так же дополнительные вопросы, включенные руководителем службы безопасности гипермаркета самостоятельно, с учетом приоритетных направлений деятельности и особенностей подготовки собственного подразделения СБ.

Занятия с сотрудниками службы безопасности проводит непосредственно руководитель службы безопасности. Ввиду специфики отдельных тем, таких как, «Правила пожарной безопасности», «Основы доврачебной медицинской помощи», Законов «О защите прав потребителей» и «Правила торговли», «Инструкции по учету товародвижения» и другим, возможно привлечение специалистов в соответствующей  области. На усмотрение руководителя службы безопасности и директора розничного структурного подразделения   в квартальные планы профессиональной подготовки сотрудников СБ могут быть внесены дополнительные темы для изучения. Целесообразно в план каждого занятия включить пункт об изучении вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений, инструкции, стандартов, управленческих решений  и т.п.) руководства Компании и гипермаркета.

Тематический план содержит темы и вопросы, подлежащие рассмотрению и изучению на проводимых занятиях с сотрудниками службы безопасности, а также, регламентирует время необходимое для изучения каждой темы, определяет вопросы, подлежащие рассмотрению при ее изучении. В тематическом плане могут содержаться темы объемные по своему содержанию, на изучение которых запланировано большее количество часов, чем предусмотрено для одного занятия. Для более детального и тщательного изучений этих тем, они могут быть разделены на два занятия «Занятие 1» и «Занятие 2».

Примерный образец тематического плана приведен ниже:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с сотрудниками службы безопасности
ООО «………….» на 1-ое полугодие 20… года

п/п Тема занятий Время изучения Срок исполнения Ответст-
венный исполнитель
Привле-
чение специ-
алиста
Отметка о выпол-
нении
1 Зачет.
Проведение зачета по пройденным темам во 2-м полугодии 20….. года.
не ограничено Январь Руководитель СБ    
2 Тема № 1.
Изучение стандартов при обслуживании покупателей:
- рассмотрение конфликтных ситуаций с покупателями, способы и методы разрешения и предотвращения  конфликтных ситуаций;
- рассмотрение конфликтных ситуаций с персоналом, способы и методы разрешения и предотвращения  конфликтных ситуаций;
- культура общения, рассмотрение ситуаций, которые могут отрицательно повлиять на имидж как Департамента Безопасности, так и на имидж кампании в целом.
Изучение вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений инструкции, стандартов и т.п.) руководства ООО «………..» (если таковые имеются).
3 часа Январь Руководитель СБ    
3 Тема №2.
Стандарт ООО «…………..» по учёту товародвижения:
- инструкция по оформлению заказа Поставщику;
- инструкция по приёму товара;
- инструкция о порядке приёма товара по штрих- коду;
- инструкция по оформлению приходных накладных;
- инструкция по перемещению товара между ТЦ;
- инструкция по учёту реализации товара;
- инструкция по возврату товара Поставщику;
- изучение и порядок приёма товара из распределительного центра
Изучение вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений инструкции, стандартов и т.п.) руководства ООО «…………» (если таковые имеются).
3 часа Февраль Руководитель СБ    
4 Тема № 3.
Изучение Закона о защите прав потребителей:
- статьи, комментарии, наказание, последствия;
- изучении практики рассмотрения судами дел по защите прав потребителей.
Изучение вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений инструкции, стандартов и т.п.) руководства ООО «…………» (если таковые имеются).
3 часа Март Руководитель СБ    
5 Тема № 4.
Изучение Уголовного законодательства – преступления в сфере экономики (мошенничество, присвоение или растрата, вымогательство, умышленное либо по неосторожности уничтожение или повреждение имущества).
Изучение вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений инструкции, стандартов и т.п.) руководства ООО «………….» (если таковые имеются).
3 часа Апрель Руководитель СБ    
6

Тема № 5.
Основы антитеррористической безопасности:
- действия при возникновении паники как покупателей так и персонала;
- действия персонала при поступлении информации об угрозе совершения террористического характера;
- действия персонала при обнаружении предмета, который может оказаться взрывным устройством;
- порядок эвакуации людей при чрезвычайной ситуации (пожаре, террористическом акте, катастрофе техногенного или природного характера);
- проведение учений (закладка муляжа).

Основы доврачебной медицинской помощи:
- доврачебная помощь при отравлениях, воздействиях высоких и низких температур, поражениях электрическим током, обмороке и солнечном ударе;
- способы реанимационных действий при оказании доврачебной медицинской помощи (оживление пострадавшего), искусственное дыхание, его виды, массаж на сердце, его виды;
- особенности оказания доврачебной помощи при пожарах;
- правила переноски и транспортировки пострадавших;
- правила оказания доврачебной помощи при пред инфарктом состоянии (применение лекарственных средств – валидол, нитроглицерин);
- правили оказания доврачебной помощи при приступах эпилепсии, истерики, шокового состояния;
- способы остановки кровотечения (глубокие порезы, венозное, артериальное), способы наложения жгута, допустимое время стягивания при различных температурах окружающей среды (зима-лето).
Изучение вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений инструкции, стандартов и т.п.) руководства ООО «…………» (если таковые имеются).

3 часа Май Руководитель СБ    
7 Тема № 6.
Правила пожарной безопасности.
- требования, предъявляемые к предприятиям    торговли;
- действия в случае пожара;
- виды первичных средств пожаротушения, места их расположения;
- виды огнетушителей, правила их применения и технического обслуживания;
- проведение практических занятий по перекатке пожарных рукавов имеющихся в ТЦ;
- проведение учений.
Изучение вновь принятых управленческих решений (приказов, распоряжений инструкции, стандартов и т.п.) руководства ООО «…………» (если таковые имеются).
3 часа Июнь Руководитель СБ    
8 ЗАЧЕТ не ограничено Июль Руководитель СБ    

Проводить учебные занятия с сотрудниками службы безопасности целесообразно   в их свободную смену. Дату и время проведения занятий руководитель службы безопасности гипермаркета устанавливает самостоятельно с учетом обеспечения 100 % посещения занятий сотрудниками отдыхающей смены. Наиболее оптимальной периодичностью проведения занятий является одно занятие в месяц до 10 числа каждого отчетного периода. За три дня до проведения занятия руководитель службы безопасности гипермаркета  информирует о предстоящем занятии отдельным электронным письмом руководителей Службы безопасности Компании  и Директора соответствующего гипермаркета. Факт проведения занятия фиксируется в журнале (см.ниже), а так же в служебной записке на имя директора с указанием даты и времени проведения занятия, перечнем рассмотренных вопросов, количеством присутствующих на занятии  сотрудников службы безопасности гипермаркета. Каждое занятие по профессиональной подготовке должно быть совмещено с подведением итогов работы за прошедший отчетный период, определением приоритетных направлений работы и постановкой задач на последующий период.

Ход проведения занятий, как уже было отмечено выше, необходимо фиксировать в «Журнале учета проведения занятий с сотрудниками службы безопасности». В журнале учета занятий указывается порядковый номер, дата проведения занятия, название изучаемой темы, время начала и окончания занятия, роспись и Ф.И.О. проводившего занятие, роспись и Ф.И.О. сотрудников, присутствующих на занятии.

Примерная форма журнала приведена ниже:

ЖУРНАЛ
учета проведения занятий с сотрудниками службы безопасности

п/п Дата Название темы Время начала занятия Время окончания занятия Ф.И.О. роспись присутствующих Ф.И.О. роспись проводившего занятие Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8
               

Пояснительная записка о порядке ведения журнала

Журнал ведется руководителем службы безопасности, и находится в кабинете начальника службы безопасности вместе со всей остальной рабочей документацией. Журнал заполняется по мере проведения занятий с сотрудниками службы безопасности.

В графах журнала ведутся следующие записи:

  1. обозначается порядковый номер записи;
  2. обозначается дата проведения занятия;
  3. обозначается название изучаемой темы;
  4. обозначается время начала проведения занятия;   
  5. обозначается время окончания занятия;
  6. ставиться личная подпись сотрудника присутствовавшего на занятии с расшифровкой подписи;
  7. ставиться личная подпись проводившего занятие с расшифровкой подписи. Если занятие проводилось двумя и более лицами, то ставятся подписи всех, кто проводил занятие;
  8. обозначаются другие важные сведения о процедурах учета, не нашедших отражения в других графах. Например: Ф.И.О. сотрудника не законно отсутствующего на занятии и т.п.
    Примечание: в одной строке журнала может быть указано проведение одного занятия

Ежеквартально у сотрудников службы безопасности  принимается зачет по знаниям, приобретенным при изучении пройденного материала. Зачет принимается руководителем службы безопасности при участии представителя Службы безопасности головного (центрального) офиса Компании. По итогам принимаемого зачета у сотрудников службы безопасности, руководителем службы безопасности гипермаркета заполняется «Зачетная ведомость», в которой указывается: порядковый номер дата и время проведения зачета, Ф.И.О. сотрудника сдающего зачет, вопросы по которым сдается зачет, результат сдачи зачета «Зачтено» или «Не зачтено», Ф.И.О. и роспись руководителя службы безопасности.

Примерная форма «Зачетной ведомости» приведена ниже:

ЗАЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

п/п Дата и время Ф.И.О. Вопросы Оценка Ф.И.О.
роспись принимающего
Примечание
1 2 3 4 5 6 7

Зачетная ведомость заполняется руководителем службы безопасности по итогам проведения каждого зачета. Зачетная ведомость подшивается в отдельное дело «Зачетных ведомостей» и хранится на протяжении 3-х лет  в кабинете начальника службы безопасности вместе со всей остальной рабочей документацией.

В графах зачетной ведомости ведутся следующие записи:

  1. обозначается порядковый номер записи;
  2. обозначается дата и время проведения зачета;
  3. обозначается Ф.И.О. сотрудника СБ сдающего зачет;
  4. обозначаются вопросы выносимые на зачет (не менее 5 вопросов из пройденного материала за учебный период);
  5. обозначается оценка, т. е.  «зачтено» или «не зачтено»;
  6. ставиться личная подпись проводившего зачет с расшифровкой подписи.
  7. обозначаются другие важные сведения о процедурах зачета, не нашедших отражения в других графах. Например, список присутствующих на зачете и т.п.
    Примечание: зачетная ведомость заполняется аккуратно, без каких-либо исправлений и зачеркиваний. 

Приведенная выше система планирования и проведения учебных занятий по профессиональной подготовке сотрудников службы безопасности, как и темы, обозначенные в образце тематического плана, конечно, носят рекомендательный характер. Тем не менее, надеюсь, что эти рекомендации, в процессе своего практического применения, полностью себя оправдают.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009556
Rambler's Top100