ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Новый век — новая индустриализация


Анастасия Астахова
Источник: OPEC
Стремление России «сосредоточиться» и сразу перепрыгнуть в постиндустриальную экономику обречено на провал. Чтобы получить приставку «пост» надо сначала реализовать основу слова – индустриальную экономику. Только ориентация на конкурентоспособную промышленность и создание высокотехнологичных рабочих мест могут сделать из России передовую державу. К такому выводу пришли эксперты , разработавшие «Стратегию 25х25». Заказчиком выступила «Деловая Россия», она готова предложить очередную стратегию Народному фронту, созданному премьером Владимиром Путиным 

Несбыточные мечты инноваторов

Как считает экспертная группа «Деловой России», нынешняя российская экономика не способна создавать и внедрять собственные инновации в большом объеме — внутри страны попросту нет спроса на такую продукцию. В итоге, передовые изобретения, даже в случае их массового появления, будут уходить за рубеж, а в страну возвращаться уже в виде высокотехнологичных товаров. Пока что российские разработки способны повышать конкурентоспособность любой страны, кроме своей родины.

Спрос на инновации в больших масштабах может создать только промышленность, продукция которой стремится конкурировать на внешних рынках. У России есть все шансы повысить уровень индустриализации — растущий внутренний спрос, богатые природные ресурсы, выгодное расположение, доступ к основным рынкам США, ЕС, Китая, высокий уровень базового образования населения. Однако архаичная социально-экономическая система, основанная на «феодальном» принципе получения и распределения ренты нивелирует эти преимущества, отмечает председатель «Деловой России» Борис Титов.

За последние 20 лет российская экономика фактически вернулась в доиндустриальную эпоху: доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости упала с 22% до 16%, доля машиностроения — с 9% до 1%. Кроме того, если в 1990-м г. 44% экспорта приходилось на обрабатывающую промышленность и 10% — на машиностроение, то к 2000-му году их доли сократились соответственно до 22% и 6% (см. Рис. 1–3).

Рисунок 1. Доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости

Источник: «Стратегия 25х25»

Именно промышленность должна стать двигателем экономического развития, считают эксперты «Деловой России», инновации — это всего лишь моторное масло, позволяющее передавать на колеса больше энергии от двигателя. Сами по себе инновационные сектора могут трудоустроить не более 5% населения России. Основные рабочие места и прирост добавленной стоимости должны создаваться именно промышленностью. На национальном уровне необходимо поставить задачу создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 году (отсюда и название Стратегии: 25 млн рабочих мест к 2025 году). Производительность, как и зарплаты, должны к указанному сроку вырасти в 3 раза. Это позволит сформировать настоящий средний класс в стране, уверен президент «Деловой России» Александр Галушка.

Все 25 млн рабочих мест будут востребованы — не менее половины занятых придут из непроизводительных предприятий. Другую часть обеспечат бывшие бюджетники (их численность можно сократить вдвое), полицейские (их экономике нужно в три раза меньше), армии (в два раза), сотрудники госаппарата (в два раза), подсчитали эксперты. Но для этого нужно принимать меры к повышению территориальной мобильности населения, уверен Михаил Дмитриев, гендиректор Центра стратегических разработок.

Рисунок 2. Доля обрабатывающей промышленности в занятости

Источник: «Стратегия 25х25»

Самоэвакуация государства

Ориентация на частный капитал и конкуренцию — ключевые элементы стратегии, представленной «Деловой Россией». Новая индустриализация невозможна без масштабных инвестиций, поэтому нужно сделать все, что бы экономика стала привлекательной для капитала. И в первую очередь, необходимо максимально экономику демонополизировать, заменить госрегулирование саморегулированием рынка. Создать условия, которые позволили бы бизнесу развиваться — все остальное он сделает сам. Прямые иностранные инвестиции придут и принесут экономике технологии и компетенции, если снять тарифные и иные барьеры с ЕС, перевести на стандарты ЕС систему технического регулирования. Совершенно неважно, кто вложит деньги в производство — отечественный или зарубежный инвестор. Главное, чтобы создавались рабочие места, шел процесс экономического развития.

Дополнительным стимулом должно стать создание более 3 млн рабочих мест в 300 промышленных парках в первые 3 года после принятия Стратегии. Все, что здесь нужно от государства — создать инфраструктуру парка, а управлять им следует частному капиталу, который по определению более эффективен. Таким же должен быть принцип вмешательства государства во всей экономике — государство тратит деньги на развитие инфраструктуры, существенно экономя на инвестициях в производственный сектор. Модернизация режима секретности к технологиям двойного назначения и стимулирование частных инвестиций в оборонные предприятия могут спасти фактически умирающий сектор.

Транспортной полиции следует запретить инспектировать грузы без специальной, заранее выданной санкции, что поможет обеспечить свободное и эффективное перемещение грузов по территории России, и позволит стране быть настоящим конкурентом в сфере транзитных перевозок.

Рисунок 3. Доля обрабатывающей промышленности в экспорте

Источник: «Стратегия 25х25»

Однако ни о какой конкуренции в российской экономике не приходится говорить до тех пор, пока тарифы естественных монополий не станут конкурентными вместо тарифов «равной доходности» и инвестиционных затрат.

Бизнес, уточняет Титов, не просит для себя субсидий или особых мер финансовой поддержки — ему нужен лишь налоговый маневр, который позволил бы оптимизировать структуру налогов, перенести нагрузку с производственного сектора на природную ренту, имущество, потребление алкоголя и табака. Малый бизнес нужно перевести на патентный принцип, чтобы единственным платежом, помимо социальных взносов, была плата за патент.

Государству предстоит серьезная работа над собой — даже все перечисленные меры в нынешних институциональных условиях никакого результата не принесут, если оно не откажется от части своих прав. Так, «Стратегия 25Х25» предлагает отменить институт государственных арбитражных судов, заменив их на систему негосударственных третейских судов, обеспечить исполнение их решений государственными судебными приставами. Споры бизнеса с государством должны рассматривать именно такие третейские суды.

Процесс реализации Стратегии должен получить парламентский контроль через — Правительству следует представлять ежегодный отчет по 20–30 конкретным целевым показателям в Государственную Думу.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009620
Rambler's Top100