ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Экс–министр финансов России: "Никакого дефолта в США не будет"


Дмитрий Грозный
Источник: Деловой Петербург
Экс–министр финансов России и президент банка "ВТБ 24" Михаил Задорнов рассказал "Деловому Петербургу", стоит ли ждать дефолта в США, верить ли Герману Стерлигову, есть ли заговор против России и почему у элиты страны "чемоданное" настроение.

DP.RU: Михаил Михайлович, много говорят про Америку, про то, что возможный дефолт невозможен. Но трудно вообразить, чтобы кто–то говорил обратное. Может, в Америке действительно все так плохо?

Михаил Задорнов: С точки зрения повышения планки внутреннего госдолга это сильное преувеличение. Никакого дефолта, конечно, не будет. Но то, что экономика США находится в довольно сложном положении, — факт. Во–первых, у США достаточно большой дефицит бюджета. В этом году он составит 9–9,3% ВВП. Это очень много! Столь большой дефицит ведет к росту внутреннего долга. Думаю, по итогам этого года он будет на уровне 70% ВВП, а в следующем году — и до 75%. Конечно, есть Япония, у которой государственный внутренний долг составляет почти 250% ВВП, но там население его практически бесплатно финансирует.

Для США, где значительную роль играют внешние приобретатели американских казначейских облигаций, угроза, что финансирование долга в таких масштабах может в определенный момент прекратиться, не является столь уж гипотетической. Но самое главное — ФРС дважды впрыскивала значительные суммы в экономику. Второй этап закончился 1 июля. Изначально Бернанке (Бен Бернанке, глава ФРС. — Ред.) считал, что этого достаточно и дальше экономика будет работать на встроенных механизмах. А получилось, что она не ускорилась, и особенно плохим был II квартал. И сейчас не исключено, что ФРС должна будет предпринимать еще какие–то меры, потому что всего комплекса терапии не хватило для перезапуска двигателя американской экономики. Придется прибегать к дополнительному лечению. Америка испытывает те же трудности, что и европейские страны, о чем сейчас очень громко кричат. Но в Америке их решать проще, потому что там нужно договариваться (хоть и с трудом) с одним парламентом, а не с 27.

DP.RU: Герман Стерлигов очень убедительно объясняет, почему неизбежно возвращение золотого стандарта…

Михаил Задорнов: Я вас разочарую: профессионалы вообще никак не относятся к его высказываниям. Стерлигов для них просто не существует. Рискну сказать, что он ничего не понимает в устройстве мировой валютно–финансовой системы.

DP.RU: Значит, все разговоры про возвращение золотого стандарта — абсолютная фантастика?

Михаил Задорнов: Это обсуждается среди профессионалов. К примеру, в январе, перед Давосом, была статья Роберта Зелека, главы Всемирного банка, которую он посвятил вопросам золотого стандарта и возможности его возвращения как одного из инструментов в мировую валютно–финансовую систему. Технически вернуться к золотому стандарту невозможно. Все равно будут использоваться бумажные день¬ги: доллары, евро. Мир так быстро не меняется, потому что резервная валюта — это отражение реальной роли той или иной страны в мировой экономике. Юань, по всей видимости, когда–нибудь станет региональной, а затем и резервной валютой, но для этого потребуется еще 20–25 лет роста и укрепления Китая. Но все равно это будет юань, наличный и безналичный, а не золотой юань с изображением императора времен Цинь или генсека КПК.

DP.RU: Вы как–то сказали, что не верите в то, что российское правительство использует свои посты в личных интересах. Но недавно вышел доклад "Власть семей" Марины Литвинович про 19 членов правительства и их связи с бизнесом…

Михаил Задорнов: Не могу комментировать. Я доклад Марины Литвинович не читал.

DP.RU: Но почему в обществе существует такая глобальная уверенность, что люди наверху заботятся только о своем кармане?

Михаил Задорнов: И в советское время люди так думали. Существовала такая же убежденность, что главной заботой геронтологического политбюро было отнюдь не благо страны. Но если у части общества есть такое представление, то, видимо, оно имеет под собой какие–то основания. И это повод для российской политической элиты задуматься. Но я лично знаю многих членов правительства, знаю, как они живут, где живут, знаком с их системой ценностей. Поэтому и не согласен с утверждением, что каждый член правительства работает только на свой карман, игнорируя интересы государства. Не надо всех стричь под одну гребенку. По сути, такие настроения поддерживаются отсутствием реальной политической конкуренции. Не могу сказать, что у нас нет свободы слова, но не все важные для общества темы становятся предметом общего внимания и реакции со стороны властей. Когда это не происходит, информация замещается мифами, в первую очередь негативными.

DP.RU: Мерилом такого глобального недоверия может служить и отток капитала. Получается, деньги наша стабильность не устраивает?

Михаил Задорнов: Да, $30 млрд ушло за последние полгода. Этот факт сложно опровергать. Отток капитала говорит о том, что привлекательных объектов для инвестиций в России очень мало, да и сам инвестклимат у нас не самого высокого уровня. При этом замечу, что отток капитала происходит в момент, когда Россия вновь получает колоссальные доходы от экспорта нефти. Если мы посмотрим на другие страны, допустим на тот же Китай, то он также вынужден часть своих резервов размещать за границей — просто потому, что бывают периоды, когда денег много, а привлекательных активов внутри страны недостаточно. До кризиса лишние деньги шли в недвижимость (цена на нее в России относительно доходов населения чрезвычайно завышена), была завышена и стоимость многих компаний на фондовом рынке. Есть объективное соотношение денег, которые зарабатывают экономические агенты в стране, в том числе население, и возможностей их вложения. Плохо то, что у правительства нет последовательного плана по расширению рынков внутри страны, которое делало бы вложения более привлекательными. Тенденция тревожная, но она не является такой уж критичной. При наших сегодняшних золотовалютных резервах в $540 млрд это не самая большая проблема.

DP.RU: Многие ли клиенты банка переводят свои деньги на Запад? Те, кто уходит из страны?

Михаил Задорнов: К сожалению, мы действительно видим большое количество наших клиентов, которые продают свою собственность, бизнес и приобретают бизнес или недвижимость за границей. Именно закрывая и продавая свой бизнес здесь. Это и небольшие предприниматели, и представители бизнеса средних размеров. Число таких людей за последние 2–3 года заметно выросло. Но мы, как банк для людей состоятельных, предоставляем возможность нашим клиентам держать деньги и здесь, и за границей, давая возможность движения средств. В конечном итоге это позволяет деньгам работать на российскую экономику.

DP.RU: Вы общаетесь со многими представителями политической и бизнес–элиты. Насколько для этих людей характерно внутреннее раздвоение, когда человек на словах поддерживает курс партии, но при этом у него чемоданное настроение?

Михаил Задорнов: Это скорее вопрос социологии. Я знаю бизнесменов, которые абсолютно четко себе представляют, по опыту Гусинского и Березовского, что они никогда не будут за границей иметь бизнеса такого масштаба и такого влияния, как в России. Думаю, добровольно никто не строит планы по выводу капитала и развитию бизнеса за границей.

DP.RU: В России чрезвычайно популярны теории заговоров. В частности, против нас существует заговор англосаксов, которые режиссируют кризисы в России.

Михаил Задорнов: Теория заговора свойственна российскому сознанию еще с дореволюционных времен. Почитайте полемику философов конца XIX века, советского периода и сегодняшних дней: это неизбежно искаженное сознание периферийной с точки зрения философии мысли. И сейчас Россия — не самый развитый регион мира, который должен конкурировать с более динамичными регионами. Поэтому ее искаженное сознание постоянно подпитывается. Отсюда и все эти идеи: поиски особого пути, исключительная роль России, Москва — третий Рим, народ–богоносец и прочее. Идею о том, что кругом враги, легко использовать властям предержащим. Всегда легче найти внешнего или внутреннего врага и направить народ на борьбу с ним, чем обеспечить людей теплыми сортирами или газом в доме, к примеру.

Я отношусь к этим теориям чрезвычайно скептически. Допустим, говорят: СССР распался вследствие заговора ЦРУ… Достаточно близко наблюдал эти события и знаю, что для американской администрации это событие было: "а" — негативным, "б" — совершенно неожиданным. И утверждать, что это было спланировано, смешно.

Многие плохо понимают, что в силу обстоятельств сегодня мы являемся для администрации США или американской элиты даже не третьим или четвертым, а десятым приоритетом. Для США экономические связи являются доминантой, и мы как страна — торговый партнер находимся для Америки на 15–18–м месте. Плести против нас заговоры просто нет смысла, потому что США и Европа сейчас вынуждены решать более тяжелые внутренние проблемы, в отличие, к примеру, от 1990–х гг., и решение этих проблем требует концентрации ресурсов. Не случайно, в отличие от администрации Буша, который был нацелен на экспансию, администрация Обамы нацелена на решение внутренних проблем.

Нет никаких тайных сил и врагов. Наши проблемы вызывают только собственные глупость и леность. Другое дело —на рынках есть конкуренция, экономическая и политическая, и никто нам просто так свои позиции не сдаст.

DP.RU: Россияне по–прежнему боятся тратить?

Михаил Задорнов: В этом году ситуация изменилась. В первой половине 2011 г. рост кредитного портфеля физических лиц был выше роста частных депозитов. 11% прироста кредитования "физиков" против 8% прироста депозитов. То есть за это полугодие мы пережили изменение тренда, когда с осени 2008 г. люди перестали заимствовать и в основном накапливали сбережения. Сейчас они вновь готовы активно тратить, нежели сберегать.

DP.RU: А предкризисных темпов роста мы достигнем?

Михаил Задорнов: Думаю, в обозримом будущем таких темпов не будет. Тогда система стартовала с очень низких планок, сейчас, на более зрелых стадиях развития рынка, прирост в 40–50% невозможен. Конечно, никогда не говори "никогда", но — не в ближайшие годы.

DP.RU: Вы работали с Григорием Явлинским, готовили программу "500 дней"... Сейчас Явлинский считает, что драйвером для экономики может стать раздача россиянам по 50 соток земли. Люди почувствуют себя собственниками, будут строить дома, кредитоваться и так далее. Как вы относитесь к этому предложению?

Михаил Задорнов: Я противник того, чтобы что–то взять и раздать. Люди должны зарабатывать. Я не верю в идеи насильного осчастливливания человечества, это идеи из нашего социалистического прошлого.

DP.RU: Но в 1861 г. крестьянам же дали землю…

Михаил Задорнов: Их освободили, а земли Столыпин раздавал в начале XX века, и то нужно было уехать за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где условия были несравнимы с Центральной Россией того времени. Нужно было усилия приложить. Но поехали и довольно успешно развивались.  Мы всегда ищем панацею. Это тоже наше российское свойство: не долгий и кропотливый труд по нескольким направлениям, а Золотая рыбка, волшебная палочка, Конек–Горбунок. Нам надо сразу все и побыстрее. А так не бывает.

Биография Михаила Задорнова: Родился в 1963 г. в Москве. В 1984 г. закончил Институт народного хозяйства им. Плеханова. Был научным сотрудником Института экономики АН СССР. В 1990 г. — один из авторов программы "500 дней". В 1997–1999 гг. — министр финансов в правительствах Черномырдина, Кириенко и Примакова. В 1994–1997 гг., 2000–2005 гг.  — депутат Госдумы.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009894
Rambler's Top100