ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Рейтинг замедленного действия


Кирилл Привалов
Источник: Журнал "Итоги"
«Еще до печально знаменитого ипотечного кризиса стоило бы понизить американский рейтинг. Но никто не решался пойти на это», — говорит экс-глава Международного валютного фонда Мишель Камдессю

Почетный управляющий Банка Франции и бывший директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю имеет свой рецепт выхода из нового финансового кризиса, накрывшего мир после понижения суверенного рейтинга США. В интервью «Итогам» знаменитый финансист поделился своим видением того, как избавить мировую экономику от накрывшей ее волны паники.

— Господин Камдессю, не кажется ли вам, что нынешний обвал на биржах весьма напоминает начало финансового кризиса в 2008 году?

— Сегодняшняя паника на рынках иррациональна. Процесс выздоровления мировой экономики уже начался, хотя болезнь еще далеко не побеждена. И так будет до тех пор, пока национальные экономики — прежде всего американская и европейские — будут обременены огромными государственными долгами. Но повторю: нынешний кризис, так всех испугавший, кажется мне парадоксальным. Он появился в условиях, когда мировая экономика не переживает рецессии. Наоборот — она находится на подъеме, пребывает в позитивной фазе по сравнению с прошлым годом.

Да и две основные мировые валюты — доллар и евро — вполне в добром здравии. Большинство ведущих государств мира благополучно справляются с технологическими вызовами времени и приспосабливаются к климатическим изменениям, происходящим на планете.

— И тем не менее многие эксперты пророчат очередной глобальный кризис.

— За кулисами рыночных перипетий скрывается глубокий кризис доверия. Политическая элита, особенно американская, дискредитировала себя. Иными словами: нынешний кризис не столько экономический, сколько политический. Меня поразила злобная, совершенно самоубийственная одержимость республиканцев в борьбе с Бараком Обамой. Они отстаивали свою позицию, не заботясь о выводе США из финансового кризиса. Разве можно это сделать, не поднимая налоговые сборы? Впрочем, как показывает история, Америка — это страна с таким гигантским экономическим потенциалом и с таким огромным демократическим опытом, которые позволяют ей без больших потрясений миновать любые испытания.

— Что отнюдь не помешало S&P понизить суверенный рейтинг США. Нормально ли это?

— Ненормально то, что этого не произошло раньше. Американцам слишком поздно дали адекватную оценку. Секрет Полишинеля: практически все последние годы экономика США находилась в аховом состоянии, а все вокруг делали благородные мины при плохой игре. Знали, но молчали. Еще до печально знаменитого ипотечного кризиса стоило бы понизить американский рейтинг. Но никто не решался пойти на это. Сегодня же получается, что межпартийные препирательства американцев, ускорившие появление их проблем с кредитным рейтингом, болезненно отражаются на других. Прежде всего на европейцах.

— Кстати, о Европе. После греческих авгиевых конюшен эксперты предсказывают обвал экономики в Испании, Италии, Ирландии, Португалии… Кто следующий?

— Поражает, с какой вопиющей бездарностью еврочиновники управляют ЕС. У нас стало системой: Европа находит правильные выходы из вроде бы патовых ситуаций, но предпринимает спасительные меры с опозданием. Причем ощутимым: не недельным — месячным. А это смерти подобно. Как при такой неповоротливости избежать пагубных последствий даже малейшего экономического потрясения? Впрочем, нет худа без добра: в поисках выхода из тупика, в который Европа периодически сама себя загоняет, она обретает нечто вроде допинга — с новым энтузиазмом берется за свое союзное строительство.

— Какова в этой ситуации роль международных финансовых структур?

— Нельзя замолчать роль «большой двадцатки», объединяющей министров финансов и глав центральных банков крупнейших национальных экономик мира. Этот форум не раз демонстрировал амбиции стать финансовым правительством мира. На самой высокой волне кризиса — в ноябре 2008 года — «двадцатка» принимала в Вашингтоне важные решения. Но в последнее время эта структура проявляет слишком большую медлительность. Скажем, в разработке адекватных оценок касательно американской экономики с ее супербонусами для финансовых управляющих и в том, что касается валютных пирамидальных структур в Китае и на Ближнем Востоке. Пока что «двадцатка» не в состоянии успокоить запуганные валютные и фондовые рынки.

— Что надо сделать для оздоровления ситуации на рынках и облегчения проблемы госдолгов?

— Простые вещи. Прежде всего не снижать налоговых усилий. Один Европейский центральный банк не в силах решить все проблемы. Надо увеличить во много крат Европейский фонд финансовой стабильности. «Двадцатка» должна быть более решительной в реформировании мировой валютной системы. Для этого стоило бы эффективнее использовать такой инструмент, как МВФ.

Дам прогноз: американцы наведут порядок в своем хозяйстве, европейцы почувствуют возросшую ответственность, а Россия будет играть, я уверен, еще более значительную роль. Все необходимые инструменты для обуздания и преодоления кризиса у мира есть. Надо только начать умело и решительно ими пользоваться.

Париж — Москва


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009911
Rambler's Top100