ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Отчет о работе Государственной инспекции труда в Ленинградской области по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права за 1 полугодие 2011 года


А.В.Вудин, руководитель Государственной инспекции труда в Ленинградской области
Источник: Государственная Инспекция Труда в Ленинградской области
1. Общий анализ соблюдения законодательства о труде и охрана труда.

В отчетный период Государственная инспекция труда осуществляла свою деятельность по всем направлениям государственного надзора и контроля. Комплексные, тематические и целевые проверки проводились в организациях всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и использующих наемный труд.

Планы работы инспекции координировались и реализовывались совместно с органами исполнительной власти Ленинградской области, профсоюзами, прокуратурой и другими надзорно-контрольными органами. Корректировка планов проводилась с учетом анализа текущего состояния дел по соблюдению трудовых прав граждан в регионе, отдельных отраслях экономики, в поднадзорных организациях, в также в связи с поручениями и указаниями Роструда.

Госинспекция труда также взаимодействует с администрацией Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, предоставляя ежеквартальный отчет о работе инспекции и информацию по вопросам подбора руководящих кадров.

Госинспекция труда принимает участие во всех координационных совещаниях, проводимых с территориальными органами государственного управления. Налажено  взаимодействие с прокуратурой области,  проводятся совместные  проверки,  ежеквартально направляется в адрес прокуратуры отчет о работе инспекции.

За отчетный период по требованию Госинспекторов труда было отменено  4  незаконных приказа об увольнении работников, и 3 незаконных дисциплинарных взысканий.

По жалобам, заявлениям и иным обращениям работников проведено 418 проверок.

По оперативным сведениям Госинспекции труда за 6 месяцев 2011 года на предприятиях и в организациях Ленинградской области зарегистрировано  43 несчастных случая на производстве, в которых погибли 8 (из них 1 женщина) человек и 35 человек (из них 5 женщины) получили тяжелые травмы.

За 6 месяцев 2010 года зарегистрировано 37 несчастных случая на производстве, в которых погибли  4 человека (из них 0 женщины), получили тяжелые травмы 33 (из них 5 женщины) человек.

2. Организация надзорно – контрольной деятельности за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих  нормы трудового права

Государственными  инспекторами труда в 1 полугодии 2011 года  было проведено   675  проверок  (комплексных, тематических и целевых) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанные проверки были проведены в организациях всех организационно-правовых форм, собственности и видов деятельности.

Из общего количества проверок проведено плановых проверок, всего – 257;
в том числе:

  • юридических лиц, всего – 248;
    из них:
    субъектов малого и среднего предпринимательства – 131;
    бюджетных учреждений – 44;
  • индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – 9;

Из общего количества проверок проведено внеплановых проверок, всего – 418;
в том числе:

  • юридических лиц, всего – 386;
    из них:
    субъектов малого и среднего предпринимательства – 144;
    бюджетных учреждений – 60;
  • индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – 32;

По видам экономической деятельности (отраслям):

  • Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области, всего – 37;
  • Рыболовство и рыбоводство, всего  -  1;
  • Добыча полезных ископаемых, всего – 10;
    в том числе:
    • добыча каменного угля, бурого угля и торфа – 1;
    • добыча сырой нефти и природного газа – 0;
    • добыча металлических руд – 0;
  • Обрабатывающие производства, всего – 161;
    в том числе:
    • производство пищевых продуктов и напитков – 21;
    • обработка древесины и производство изделий из дерева – 36;
    • химическое производство – 13;
    • производство изделий из бетона, гипса и цемента – 14;
    • металлургическое производство – 7;
    • производство машин и оборудования – 31;
  • Производство и распределение электроэнергии, всего – 26;
  • Строительство, всего – 83;
  • Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, всего   – 111;
  • Гостиницы и рестораны, всего – 16;
  • Транспорт и связь, всего – 34;
    в том числе:
    • деятельность сухопутного транспорта – 18;
    • деятельность водного транспорта – 3;
    • деятельность воздушного транспорта – 0;
    • связь – 2;
  • Финансовая деятельность, всего – 2;
  • Операции с недвижимым  имуществом, аренда и предоставление услуг, всего  – 50;
  • Государственное управление, обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, всего – 25;
    в том числе:
    • государственное управление общего и социально-экономического характера – 16;
    • предоставление государством услуг обществу в целом – 3;
  • Образование, всего – 36;
  • Здравоохранение и предоставление социальных услуг, всего – 29;
  • Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, всего 153;

Совместно с местными органами власти и управления, надзорными и контрольными органами всех уровней за отчетный период проведено 153 проверки  по соблюдению законодательства о труде и охране труда,  в том числе: с  прокуратурой – 75, органами технологического надзора - 2, органами санитарно-эпидемиологического надзора – 6, пожарным надзором – 5, органами по труду – 49, органами налогового и финансового надзора - 0,  органами государственной службы занятости населения – 2, профсоюзными органами – 14.

В ходе проверок всех видов были выявлены  3618 нарушений трудовых прав работников практически по всем основным разделам и институтам трудового права.

Проведенный анализ нарушений свидетельствует, о том, что основными причинами нарушений по-прежнему являются:   

  • игнорирование  работодателем норм действующего трудового законодательства, принятие распорядительных решений, идущих вразрез с Трудовым кодексом РФ;
  • собственное «толкование» работодателем норм трудового права и нежелание обращаться к законодательным актам и правоприменительной практике;
  • пренебрежение правилами охраны труда;
  • нежелание привлекать к работе юристов для грамотного решения кадровых и иных вопросов, возникающих из трудовых отношений

3. Результаты надзорно - контрольной деятельности за соблюдением законодательства  о труде (по  институтам  права).

3.1. Оплата труда

По уточненным данным, представленным Петербургкомстатом,  задолженность (соответствующая двум и более месячным фондам оплаты труда) по заработной плате на предприятиях Ленинградской области на 1  июля   2011 г.   отсутствует.

Между тем, инспекция продолжает контролировать ситуацию задолженности по заработной плате на предприятиях Ленинградской области проводя внеплановые проверки по жалобам и обращениям граждан.

При выявлении задолженности по заработной плате, инспекцией принимаются все возможные меры по погашению данной задолженности.

За отчетный период проведено 91 проверка по вопросам оплаты труда,  из них  20 проверок совместно с органами прокуратуры, по результатам проверок выявлено 281 нарушение по оплате труда.

Например:

  • ОАО "Ленинградсланец"  (Сланцевский район), - размер задолженности 2,05 млн. руб. в отношении 88 чел.
  • ОАО "ЭХО"  (Кингисеппский район) – размер задолженности 5,4 млн. руб. в отношении 344 чел.
  • ООО "Старк"  (Тихвинский район) – размер задолженности 0,3 млн. руб. в отношении 65 чел.

Все работодатели, виновные в задержке  выплаты  заработной платы, привлечены к административной ответственности. Им  выданы предписания об устранении нарушений.

В результате  принятых мер произведено погашение существующей задолженности  460  работникам на сумму 15,06 мил. руб.

По-прежнему существенную долю задолженности дает отсутствие расчетов по госзаказам и оплате произведенной продукции. Основной причиной несвоевременной выплаты заработной платы в коммерческих организациях остается нехватка собственных средств.

3.2. Соблюдение трудовых прав медицинских работников

В результате  проведенных проверок соблюдения законодательства об оплате труда в учреждениях здравоохранения области, за отчетный период Государственной инспекцией труда в Ленинградской области нарушений трудового законодательства по вопросам оплаты труда не выявлено.

Между тем в отчетном периоде в отрасли здравоохранение и предоставление социальных услуг проведено 29 проверок, по результатам проверок выявлено 123 нарушения.

3.3. Коллективный договор.

Проведенными проверками состояния колдоговорного процесса, Отсутствия уведомительной регистрации коллективных договоров организаций области в комитете по труду и занятости населения Ленинградской области: не выявлено.

Всего выявлено 9 нарушений трудового законодательства.

Так, в нарушении ст. 22 ТК РФ и п.11 пп.9 ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569) ЗАО «Форд Мотор Компани» не включило в коллективный договор план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. За допущенное правонарушение юридическое лицо  ЗАО «Форд Мотор Компани» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

С руководителями и должностными лицами проверенных предприятий проведена разъяснительная работа о применении норм ТК РФ, касающихся социального партнерства, и, в частности, коллективных договоров и соглашений.

3.4. Трудовой договор.

По вопросам трудового договора в отчетном периоде выявлено 256 нарушений.

Из выявленных   нарушений трудовых прав работников наиболее характерными  являются:

  • не заключение   трудовых  договоров в письменной форме и использование труда работников без надлежащего оформления трудовых отношений: ООО «Сабина»  
  • в  трудовых договорах  не указаны оклады (тарифные ставки) а также установлены виды дисциплинарных взысканий не предусмотренные законодательством – ООО «Матрица»

В ООО «Интерсервис», ООО «Сабина» в трудовых договорах с работниками отсутствуют подпись работника на экземпляре работодателя, подтверждающая получение экземпляра трудового договора работником. Также в трудовых договорах работников не указан идентификационный номер налогоплательщика работодателя.

Во всех случаях выявленные нарушения трудовых прав работников устранены, виновные  привлечены к административной ответственности.

3.5 Рабочее время и время отдыха

На  отдельных предприятиях и организациях области продолжают иметь место нарушения прав работников в части режима рабочего времени и отдыха.

В отчетном периоде выявлено 129  нарушений,  наиболее распространенными являются:

В ООО «Росс-Авто» нарушены нормы ст. 22, 67 ТК РФ,  Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 877 (ред. от 01.02.2005) "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы",  Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" режим труда и отдыха водителей не определен.

В ООО «Автотранс» работники с приказами о предоставлении отпуска знакомятся позднее чем за две недели до начала отпуска.

Вышеперечисленные нарушения устранены по требованию госинспекторов, виновные привлечены к ответственности.

3.6. Труд  женщин и работников в возрасте до 18 лет.

Госинспекцией труда  ведется постоянная работа и уделяется особое внимание выявлению нарушений законодательства, регулирующего труд женщин и молодежи.

За отчетный период в ходе различного вида проверок выявлено   5 нарушения трудовых прав  женщин и лиц с семейными обязанностями.

Так в ООО «Матрица» в нарушении требований ст. 254, 259 ТК РФ беременная сотрудница привлекалась к сверхурочной работе¸ что недопустимо.

За отчетный период в ходе различного вида проверок нарушений трудовых прав  работников в возрасте до 18 лет не выявлено.

3.7. Соблюдения порядка оплаты временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.

В ООО «ЮМА» не производились отчисления в Фонд социального страхования РФ за работников, работодателю выдано предписание, нарушения устранены.

3.8. Трудовые споры (индивидуальные и коллективные).

Госинспекторы труда  в отчетном  периоде,    участие в рассмотрении  трудовых споров не принимали.  Свою задачу при рассмотрении трудовых споров выполняли путем участия в переговорах работника с работодателем, оказания правовой помощи при обращении работников с жалобой на нарушение их трудовых прав.

3.10. Трудовой распорядок и дисциплина труда.

В отчетном периоде  Государственной инспекцией труда  выявлено  98 нарушений данного вида.

Наиболее типичными нарушениями требований законодательства о дисциплине труда являются:

  •  отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка или несоответствие имеющихся требованиям законодательства: - ООО «Росс-Авто», ООО «Транзит»
  •  нарушение установленного порядка привлечения работников к дисциплинарной ответственности: -  МОУ СОШ №1 г. Пикалево.

Вышеперечисленные нарушения устранены по требованию госинспекторов, виновные привлечены к ответственности.

3.11. Гарантии   и   компенсации.

При проверках за отчетный период  выявлено 49   нарушения прав работников на гарантии и компенсации.

Одним из характерных видов нарушений является незаконное лишение работников гарантированных государством льгот и компенсаций, закрепленных в действующем трудовом  законодательстве  и ведомственных нормативных актах.

В ОАО «Ленинградсланец» выявлена задолженность при выплате работникам отпускных, а также при выплате расчета при увольнении работников.

Также на предприятии выявлены нарушения в оплате времени простоя по вине работодателя. Вместо предусмотренных нормами ст. 157 ТК РФ оплаты времени простоя по вине работодателем в размере не ниже 2/3 от средней заработной платы работника фактически выплаты производились из расчете 2/3 от оклада (тарифной ставки) работника.

4.  Основные результаты надзорно – контрольной деятельности за соблюдением законодательства в сфере охраны труда.

За 6 месяцев 2011 года  госинспекторами труда (по охране труда) было проведено 350 проверок в 347 предприятиях  и организациях, в т.ч., связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, рассмотрением жалоб и обращений граждан, надзором за строительством и реконструкцией производственных объектов, принятием их в эксплуатацию, из которых проведено по видам экономической деятельности:

  • сельское хозяйство  – 18;
  • лесное хозяйство  – 5;
  • рыболовство и рыбоводство  –  1;
  • добыча полезных ископаемых – 5;
  • обрабатывающая промышленность –  93;
  • строительство – 53;
  • транспорт и связь – 20;
  • производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 10;
  • оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 44;
  • гостиницы и рестораны – 12;
  • финансовая деятельность и страхование – 0;
  • образование – 21;
  • здравоохранение и предоставление услуг социального характера – 14;
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 27;
  • предоставление коммунальных, социальных (организация отдыха и развлечений) и персональных (бытовых) услуг – 19;
  • государственное управление и обеспечение безопасности  – 8.

Проведенные за 6 месяцев 2011 года госинспекторами проверки показали, что по-прежнему на предприятиях не уделяется должного внимания вопросам обеспечения охраны труда, не проводится аттестация рабочих мест, нарушаются нормативные требования охраны труда.

По всем выявленным нарушениям государственными инспекторами принимались меры по их устранению (предписания, штрафы, отстранение от работы и т. п.) Руководителям предприятий и организаций было выдано 308 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и иных нормативных актов, содержащих правовые нормы по охране труда, отстранено от работы 676 работников.

В связи с грубыми нарушениями 250 должностных лиц предприятий и организаций привлечено к административной ответственности за нарушение норм и правил по охране труда на общую сумму 1941,0 тыс. рублей, привлечено к дисциплинарной ответственности 23 работника.

В соответствии с планом работы Государственной инспекции труда в Ленинградской области совместно с прокуратурой, представителями Комитета Правительства ЛО  по труду и занятости, профсоюзами проведены комплексные проверки:

1. ООО «Велена»

Вид проверки: комплексная плановая выездная.
Дата проверки: 9 июня 2011 года. Распоряжение от 25 мая 2011 года № 9/11/11/1.
Место нахождения и юридический адрес: 187110, г. Сясьстрой. Код ОКВЭД – 52.11. 
Акт проверки от 15.06.2011 г. № 9/11/11/2.
Количество выявленных нарушений: 7.
Выдано предписание. Отстранено от работы – 6 человек.
Административное наказание применено к должностному лицу: директору– штраф 2000 руб.

Характерные нарушения:

  1. Не проводится обучение и проверка знаний работников.
  2. Не проводится стажеровка вновь принятых работников.
  3. Допускаются к исполнению трудовых обязанностей работники, не прошедшие инструктажа, стажировки, обучения и проверки знаний в области ОТ.
  4. Не проводятся инструктажи по ОТ.
  5. Не разработаны инструкции по ОТ.
  6. Сам руководитель не прошел обучение проверку знаний по ОТ.
  7. Отсутствуют журналы: вводного инструктажа, регистрации несчастных случаев.

2. ООО «Логос»

Вид проверки: комплексная плановая выездная.
Дата проверки: с 15 апреля 2011года.
Распоряжение от 25 марта 2011года № 11-17/1.
Место нахождения и юридический адрес: г. Кингисепп, ул. Жукова, 12А.
Код по ОКВЭД: 02.01.1.

Акт проверки от 15.04.2011 г. № 11-17/2.
Количество выявленных нарушений: 8.
Выдано предписание. Отстраненных от работы: нет.
Административное наказание применено к должностному лицу:– штраф 3000 руб.

Характерные нарушения:

  1. Не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда (нарушена: статья 212 в части второй Трудового кодекса Российской Федерации, от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ с изм. и доп. от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).
  2. Не представлен перечень профессий и должностей работников предприятия, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.
  3. Инструкции по охране труда не согласованы с представителем выборного органа работников предприятия.
  4. В помещениях для хранения автомобилей на видном месте отсутствует план расстановки автомобилей с описанием очередности порядка эвакуации в случае пожара, освещаемый в ночное время.
  5. Не организован учет выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и др. СИЗ по установленной форме.
  6. Не организовано проведение первичных (периодических) медицинских осмотров работникам предприятия, занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по согласованию с местными органами Ропотребнадзора.
  7. Не обеспечены работники предприятия СИЗ в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ в полном объеме.
  8. Не обеспечена за счет предприятия стирка, сушка, а также ремонт специальной одежды и обуви и др. средств СИЗ.

Во исполнении поручения Роструда № 362-Пр от 26.04.2011г. уполномоченные должностные лица Государственная инспекция труда в Ленинградской области при проведении проверок соблюдения требований законодательства в сфере охраны труда обращают особое внимание на имеющееся в проверяемых организациях деревообрабатывающее оборудование.

По виду экономической деятельности (отрасли) - обработка древесины и производство изделий из дерева инспекцией в отчетном периоде проведено 36 проверок. В результате проведенных проверок деревообрабатывающих фуговальных станков без специальных держателей не выявлено.

5. Соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Анализ производственного травматизма и гибели личного состава на предприятиях и в организациях Ленинградской области показывает, что количество несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями, зарегистрированных в ГИТ в Ленинградской области, незначительно увеличилось в сравнение с тем же периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют  данные, приведенные в следующей таблице:

№ п/п Виды несчастных случаев 6 мес. 2010г. 6 мес. 2011г.
1. Групповые 4 (6 чел.) 1 (2 чел.)
2. Тяжелые 29 35
3. Со смертельным исходом 4 7

Кроме указанных в таблице, проведены расследования несчастных случаев:

  • 14  – несчастных случаев со смертельным исходом не связанных с производством и 1 случай с тяжелыми последствиями;
  • 16 – направлены для учета в другие Государственные инспекции труда РФ (3 со смертельным исходом, 7 с тяжёлыми последствиями связанные с производством, 6 со смертельными исходами не связанные с производством);

Проведенный анализ (подробно данные приведены в Приложениях № 4 и  № 5 к приказу Роструда № 21 от 21 февраля 2005 год) показывает, что основными причинами несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями являются причины организационного характера:

  • нарушение работником трудового распорядка и  дисциплины труда – 10 (23,3%).
  • неудовлетворительная организация производства работ – 8 (18,6 %) случаев;
  • нарушение ПДД  –  4 (9,3 %);

По видам несчастных случаев наибольшее число несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями произошло в результате:

  • воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся деталей, машин – 7 (16,3 %) случаев;
  • падение при разности уровней высот  – 5 (11,6%).
  • транспортные происшествия – 5 (11,6 %)

Указанные выше данные свидетельствуют об отсутствии внимания руководителей различных уровней к вопросам охраны труда. По прежнему главной причиной производственного травматизма и гибели личного состава можно считать недостаточно ответственное отношение руководителей предприятий и организаций к вопросам охраны труда, эксплуатацию морально и физически устаревшего и изношенного оборудования, низкий уровень компетенции и обученности руководителей вопросам охраны труда.

6. Распределение погибших по отраслям (с учетом групповых несчастных случаев)

№ п/п Раздел Отрасли экономики 2 кв. 2009г. 2 кв. 2010г.
1. A Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этой области 2  
2. B Рыбоводство и рыболовство    
3. C Добыча полезных ископаемых    
4. D Обрабатывающие производства 1 2
5. E Производство и распределение электроэнергии, газа и воды   1
6. F Строительство   1
7. G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования    
8. H Гостиницы    
9. I Транспорт и связь 1 2
10. J Финансовая деятельность    
11. K Операции с недвижимым имуществом,  аренда и предоставление услуг    
12. L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение   1
13. M Образование    
14. N Здравоохранение и предоставление  социальных услуг    
15. O Предоставление прочих коммунальных, социальных  и персональных услуг   1
16. P Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.    
17. Q Деятельность экстерриториальных организаций      
Итого 4 8

7. Практика выдачи предписаний и наложения штрафов.

За отчетный период Госинспекторами труда  в связи с выявленными нарушениями законодательства о труде и охране труда, руководителям и другим ответственным должностным лицам организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности было выдано  542  предписания об устранении допущенных нарушений. В установленные сроки исполнено 457  предписаний.  По результатам проверок привлечено к дисциплинарной ответственности 23 работника организаций.  Предписания выдавались непосредственно по окончании проверок и оформлялись в соответствии с утвержденными  Рострудом  формами в книгах учета выдачи предписаний.

На основе учетных данных велся постоянный контроль за результативностью и исполнительской дисциплиной инспекторского состава и за своевременным, в полном объеме, выполнением предписаний администрацией предприятий и организаций.

Всего оштрафовано 515 должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лицо на сумму 4036,1 тыс. руб., общая сумма взысканных штрафов составила 4024,1 тыс. руб. Привлечение к административной ответственности осуществлялось госинспекторами труда в соответствии с требованиями КоАП РФ и соблюдением предусмотренной процедуры.

8. Работа с жалобами и другими обращениями граждан.

Одним из важных направлений деятельности Государственной инспекции труда  является работа по рассмотрению устных и письменных обращений граждан. Эта работа вносит существенный вклад в улучшение общего состояния дел по соблюдению законодательства о труде в Ленинградской области, помогает планировать надзорно – контрольную деятельность, сосредотачивая усилия инспекторского состава на наиболее неблагополучных отраслях хозяйства и отдельных предприятиях.

В целях обеспечения эффективной работы  с жалобами и заявлениями граждан постоянно ведется прием граждан  в районах, при выезде на предприятия, руководством инспекции – по месту расположения инспекции.

Прием граждан ведется как в соответствии с установленным графиком, так и ежедневно в рабочем порядке принимаются граждане, прибывшие из отдаленных мест Ленинградской области.

В соответствии с решением Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда от 24.03.2009г. №47-1 во всех районах Ленинградской области Государственной инспекцией труда  совместно с Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области при участии Федерации профсоюзов,  на базе районных Центров занятости населения организованны консультационные пункты для оказания консультационных услуг по вопросам соблюдения трудового законодательства. В данных консультационных пунктах согласно утвержденному графику еженедельно дежурят государственные инспектора труда.

Во исполнение приказа № 237 от 14.11.08 г. в целях обеспечения безусловного соблюдения работодателями трудового законодательства и защиты трудовых прав работников в связи с возможным высвобождением работников, создан и успешно работает телефон «горячей линии», в областной газете «Вести» размещается информация о режиме работы «горячей линии» и приеме граждан госинспекторами, включая выходные дни.

По телефонам «горячей линии» и на личном приеме  на 1 июля 2011 года проведено 1483 консультаций  для работников и работодателей  для  все обратившихся  независимо от территориальности.

В отчетном периоде   на личном приеме у госинспекторов труда побывало 1065 человек, 2296  разъяснений и консультаций получили   работодатели  и работники по  вопросам применения норм трудового законодательства.

В отчетном периоде   поступило 2028 обращений граждан, из них принято на личном приеме 1065. Рассмотрено 1795 жалоб и обращений граждан, из них 114 с выездом на место.

Признано обоснованными и удовлетворено  258  жалоб  и других обращение граждан, дано 1384 разъяснения по существу поставленных вопросов.

Основными вопросами, с которыми обращаются граждане, являются: различные нарушения, связанные с заключением, изменением и расторжением трудовых договоров, задержка заработной платы и иных выплат, расследование несчастных случаев на производстве и другие вопросы  законодательства о труде и охране труда.

Жалобы и иные обращения рассматривались в установленные действующим законодательством сроки, в необходимых случаях с выездом на место и в присутствии заявителя.  Основной метод устранения нарушений  -  выдача соответствующих предписаний. По всем обоснованным заявлениям граждан приняты соответствующие меры: выданы предписания об устранении нарушений законодательства о труде, виновные в нарушении трудовых прав граждан привлекались к административной и дисциплинарной ответственности.    В некоторых случаях работодатели восстанавливали нарушенные права работников непосредственно в ходе проверки.

Руководством Госинспекции труда осуществляется постоянный контроль за соблюдением сроков рассмотрения жалоб и заявлений, правильностью выносимых решений, полнотой даваемых ответов и разъяснений. 

9. Сведения об отмененных решениях  принятых   государственными инспекторами труда.

За отчетный период  отменено заключений и иных решений государственных инспекторов труда, всего – 7;
в том числе:

  • cудом – 3;
  • руководителем гострудсинспекции – 4;
  • руководителем Роструда -  0;

За отчетный период  из общего количества вынесенных постановлений о назначении административных наказаний отменено, всего – 5;
в том числе:

  • судебными органами – 1;
  • руководителем гострудсинспекции – 4;
  • руководителем Роструда -  0;

За отчетный период  из общего количества выданных предписаний отменено, всего – 2;
в том числе:

  • судом – 2;
  • руководством гострудсинспекции – 0;
  • руководством Роструда -  0.

Отмененные решения за отчетный период:

1) Решением № 04 от 18 января 2011 г. постановление № 32-33ш/32/4 от 24.11.2010 о назначении административного наказания ИП Федорову Ю.С. в виде штрафа в размере 5000 рублей,  вынесенное государственным инспектором труда (по охране труда) Смирновым Г.Е. отменено в связи с существенными нарушениями требований законодательства РФ.

2) Решением № 05 от 18 января 2011 г. постановление  № 32-33ш/32/5 от 25.11.2010 о назначении административного наказания Сысоеву В.А. в виде штрафа в размере 2000 рублей, вынесенное государственным инспектором труда (по охране труда) Смирновым Г.Е. отменено в связи с существенными нарушениями требований, предусмотренных КоАП РФ.

3) Решением № 01 от 27 апреля 2011 г. постановление № 15-15/11-05 от 24.03.2011 о назначении административного наказания директору ООО «Пирамида» Корнышеву Ю.Д. в виде штрафа в размере 2000 рублей,  вынесенное государственным инспектором труда (по охране труда) Войтиком С.П. отменено в связи с существенными нарушениями требований КоАП РФ.

4) Решением № 02 от 27 апреля 2011 г. постановление  № 16-15/11-05 от 24.03.2011 о назначении административного наказания директора ООО «Фильтр» Хитрику М.Л. в виде штрафа в размере 2000 рублей, вынесенное государственным инспектором труда (по охране труда)  Войтиком С.П. отменено в связи с существенными нарушениями требований, предусмотренных КоАП РФ.

5) Решением  Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 31 января 2011 г. Предписание № 7-939-10-ОБ/78/2 от 02 сентября 2010 года, выданное ОАО «Тепловые сети и котельные» государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Фетисовым А.И. отменено в  связи с существенным нарушением требований, предусмотренных  Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008.

6) Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 марта 2011 г. постановление № 74-14/5 от 18.11.2010 г. о назначении наказания конкурсному управляющему ЗАО «Веда» Грищенкову Г.П. в  размере 2000 рублей, вынесенное  государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Власовым В.А. отменено в связи с тем,  что конкурсный управляющий не является субъектом ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ.

7) Решением  Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 16 марта 2011 г. Предписание № 7-1013-10-ОБ/85/4 от 07 октября 2010 года, выданное ЗАО «Деревообрабатывающая компания ТИШЛЕР» государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Фетисовым А.И. отменено в  связи с существенным нарушением требований, предусмотренных  Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008.

10. Информационная деятельность,  взаимодействия со средствами массовой информации.

В отчетном периоде    в СМИ   (газета)   было 6 публикации о деятельности инспекции, также осуществлено 2 выступления на радио и телевидении.

Одновременно руководство Госинспекции труда участвует в межведомственных    комиссиях, образованных при правительстве Ленинградской области по вопросам  трудового законодательства в части выплат заработной платы  ниже прожиточного минимума и привлечения работодателями  иностранной рабочей силы. Кроме того участвуют в «круглых столах» с работодателями Ленинградской области.

В  отчетном периоде представители инспекции принимали участие в  заседаниях комитета по труду и социальной защите населения  по состоянию условий и охране труда в Ленинградской области.

Государственные инспекторы труда, курирующие районы Ленинградской области, в течение квартала принимали участие в заседаниях районных межведомственных комиссий, где докладывали о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда и предлагали принять соответствующие меры по устранению и недопущению нарушений трудовых прав работающих.

11. Развитие кадрового потенциала и материально-технической базы  государственной инспекции труда.

В отчетном периоде  инвентаризация проводилась по состоянию   на 01.01.2011 года. Недостачи движимого и недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью и находящегося в оперативном управлении Госинспекции труда в Ленинградской области, не обнаружено.

Штатная численность  – 40 ед. Фактическая численность работающих – 37 человек.

Количество вакантных штатных единиц должностей лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля), всего - 4;

в том числе:

  • государственных инспекторов труда (по правовым вопросам), включая руководство – 1;
  • государственных инспекторов труда (по охране труда), включая руководство– 3;

Общие затраты на содержание Госинспекции труда в Ленинградской области за 1 полугодие 2011 г. составили всего 7967,6 тыс. руб.;  в расчете  на одного работника – 199,19  тыс. рублей.

Всего по состоянию на 01.07.2011 г. на балансе инспекции числится: - 23  компьютера, 17 - принтеров,  2 - копировальных аппарата, 3 - сканера, 8 – факсов

В целях улучшения надзорно - контрольной деятельности Государственной инспекции труда в Ленинградской области  целесообразно:

  • Обеспечить Государственную инспекцию труда помещением  Федеральной собственности, в оперативное управление.
  • Увеличить штат госинспекторов (по правовым вопросам) не менее 6 человек

Для усовершенствования законодательства, необходимо разработать и принять административно-процессуальный кодекс РФ  и ускорить подготовку нормативно  правовых документов, предусмотренных Трудовым  кодексом  РФ.

Актуальными проблемами в работе Госинспекции остаются  несовершенство  Кодекса об административных  правонарушениях  РФ,  незначительные размеры  штрафных санкций  позволяют работодателям  игнорировать требования трудового законодательства,  (проще заплатить небольшой штраф, чем выполнять требования  закона).  Много времени  приходится затрачивать для установления фактического местонахождения работодателя, так  как большинство из них (малый и средний бизнес) зарегистрированы в одном месте, а деятельность осуществляют в другом.

Применение 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» усложняет проведение проверок, из-за чего инспекторам приходится затрачивать больше времени не на собственно проверку, а на соблюдение установленных сроков, согласований и обязательных процедур и документарное оформление итогов проверки.

Руководитель  Государственной инспекции труда в Ленинградской области  А.В. Вудин


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010057
Rambler's Top100