ЧОУ Институт проблем предпринимательства

«Общественное обсуждение» Закона «Об образовании» – фикция


Елена Колебакина
Источник: КМ.Новости
 
«Общественное обсуждение» Закона «Об образовании» – фикция

Очевидец назвал происходящее дурно спланированным и срепетированным спектаклем

20 октября в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные обсуждению новой версии законопроекта «Об образовании». Как пишет «Русская народная линия», обсуждение документа было похоже на дурно спланированный и срепетированный спектакль. Если надежды на объективное всенародное (Минобрнауки обещало, что слушания будут проходить в режиме видеотрансляции с регионами) обсуждение еще были до начала мероприятия, то в его ходе они только таяли.

Первым выступал председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, который отчитался о том, что новая версия законопроекта несравнима с первой: в ней учтены все замечания и пожелания. Собственно, о сути речи чиновника KM.RU уже писал. Далее все оптимистические высказывания Балыхина раскритиковал в своей речи член того же комитета Госдумы депутат Олег Смолин. По его словам, порочна концепция закона, поэтому отдельными доработками его не исправить. Как итог – развал системы образования. Однако не всем удалось услышать иное мнение о законопроекте: оказалось, что видеотрансляция во время выступления депутата неожиданно (или все-таки ожидаемо?) прервалась.

Справка KM.RU
15 июля законопроект «Об образовании» был опубликован для всеобщего обсуждения. 20 октября состоялисьпарламентские слушания по обсуждению новой версии документа. Сторонники заявили, что новая версия отвечает всем стратегическим целям в сфере образования.

Следующим выступал замминистра образования Игорь Реморенко (какое грамотное чередование «за» и против»!), который, в свою очередь, критиковал идеи Смолина. Также он пообещал официально разослать текст законопроекта в регионы, а в ноябре уже положить его на стол президента.

Однако и это еще не было началом всего действа. Далее слово предоставили чиновникам из регионов, которые послушно, один за другим, заученно заявляли о необходимости скорейшего принятия законопроекта «Об образовании», без которого дальнейшая жизнь невозможна. Выступали не только руководители региональных комитетов образования: слово также дали учителю сельской школы, директору школы, студенту и другим нечиновникам. Таким образом, было показано как бы всенародное обсуждение документа. Однако все до одного после заученных фраз о том, что законопроект нужен как воздух, начинали рассуждать о своих собственных проблемах. В итоге оказалось, что документ много чего еще не учитывает, имеет недостатки и недоработки. Тогда как же его можно называть хорошим и удовлетворяющим потребностям общества?..

Впрочем, кульминация спектакля была впереди. Неожиданно для всех собравшихся два человека в зале пожелали выступить. Первым был член президиума Российской академии образования, доктор химических наук, профессор Евгений Ткаченко, который кратко и емко разнес все аргументы сторонников законопроекта. Он подчеркнул, что документ надо обсуждать, а принимать ни в коем случае нельзя, иначе в России неминуемо появится «огромный слой малообразованной и низко квалифицированной молодежи». Далее на трибуну поднялась представитель Торгово-промышленной палаты. Она рассказала, что ведомство также проводило свои слушания с видными экспертами, однако «реформаторы» игнорируют их и не говорят о них в своих речах. В итоге она пришла к выводу, что нынешние парламентские слушания – это лишь инсценировка всенародного обсуждения. Еще один мужчина из зала призвал выслушать мнение о законе реального народа.

После этих неожиданных заявлений организаторы мероприятия всерьез заволновались и растерялись. Зампред Госдумы Светлана Журова смогла лишь оправдывающимся тоном произнести, что до принятия законопроекта еще далеко (тогда, казалось бы, зачем все эти заученные просьбы из регионов о скорейшем принятии документа?), а все мнения будут непременно учтены. Совсем иным оказался Реморенко, который демонстративно благодарил только сторонников законопроекта. Только Балыхин в завершении заседания еще раз пообещал учесть все пожелания и замечания и поблагодарил разработчиков документа, которые, по его словам, являются опытными экспертами. Однако никто из этих самых экспертов не отозвался: то ли стыдно стало, то ли их просто не было...

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что данная редакция законопроекта не будет принята нынешним составом Госдумы, и это – своего рода победа общественности над чиновниками. Теперь остается надеяться, что новым министром образования станет человек с иными взглядами (но не стоит забывать о слухах, что им может стать именно Реморенко).

Между тем и у противников предлагаемого законопроекта «Об образовании» есть проблема, причем существенная: нет своего единого, удовлетворяющего всех документа. Именно этот пунктик и не дает им в полной мере удачно противостоять нынешним «реформаторам».

Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU прошедшие парламентские слушания:

– Сейчас законопроект «Об образовании» все равно имеет ту же концепцию, которая является глупостью, грубо говоря, тупостью. В этой концепции даже нет понятия «воспитание», нет ни одного слова о нем. У нас образование и воспитание тесно взаимосвязаны, но все-таки являются отдельными компонентами процесса просвещения. Эти определения разработчики даже не удосужились прочитать. Все привязываются к запятым, а это то же самое, что проверять заклепки на мосту, который стоит вдоль реки. Фактически законопроект и есть тот самый мост.

Новые стандарты ставших классов – это позор, с этим даже уже и Путин согласился. Когда мы увидели стандарты младших классов, то у нас волосы дыбом встали: хотят из младшеклассников сделать «творческую личность и проектантов». Должно быть «проектное мышление», а для этого их необходимо обучать компьютерной грамотности с первого класса. В итоге школу надо завалить компьютерами. Получится, как говорят ракетчики, гектар железа. Дальше идет нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут за учеником. То, что деньги идут не за учителем и дети идут не за учителем, – это уже нонсенс. Здесь идет четкое разделение на учеников и деньги, а учитель оказывается в стороне: его рассматривают как исполнителя услуг. То же самое – ЕГЭ. Тестовая система тут же разделяет учителя и ученика. Учитель натаскивает ученика, который становится рабом теста.

Говорят, что в закон внесут еще много всяких изменений, усовершенствуют, но черного кобеля не отмоешь добела.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010065
Rambler's Top100