ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Как начать новую жизнь с понедельника


Ирина Трушина, редактор «Альпина Бизнес Букс»
Источник: Harvard Business Review Russia
Сила воли похожа на мышцу: она так же укрепляется правильными тренировками, но устает или даже истощается от чрезмерного напряжения.

Почему мы так редко выполняем обещания, данные самим себе? «Мне не хватает силы воли», — обычно говорит человек, не склонный винить других в своих поражениях. Автор книги «The Willpower Instinct» Келли Макгонигал, специалист по психологии здоровья и преподаватель медицинского факультета Стэнфорда, уверена: люди просто не понимают, как работает «волевой механизм». «Когда человек признается: “Я безвольный”, обычно он подразумевает: “Мне трудно сказать нет, когда мой рот, желудок, сердце (подставьте любую часть тела) хочет сказать да...” Но умение сказать себе нет — лишь одна из составляющих силы воли». Макгонигал называет эту часть силой «Я не буду». Однако временами гораздо важнее сказать решительное «да» — иначе как наконец сделать все то, что неделями откладывал на завтра? Способность заставить себя выполнить то, что должно, по определению Макгонигал, — это сила «Я буду». А чтобы выбирать между «нет» и «да», у нас есть третья сила: та, что помнит, чего мы действительно хотим. В определенные моменты кажется, будто и впрямь очень нужно съесть печенье, выпить третий мартини или потратить последние деньги на горящую путевку. Но кто-то, сталкиваясь с подобным искушением, вдруг вспомнит, что на самом деле хотел влезть в узкие джинсы, получить повышение, погасить долг по кредиту, сохранить свой брак. Вот эта сила, подсказывающая, что для нас по-настоящему важно, называется «Я хочу». Таким образом, самоконтроль состоит из трех сил: «Я буду», «Я не буду» и «Я хочу». 

Однако, когда сила воли подводит и мы транжирим деньги, переедаем, орем на близких, мы начинаем задумываться, не обделила ли нас природа этой самой силой. Мы понимаем, что в принципе можем устоять перед искушением, но вряд ли устоим. И эта печальная правда жизни — результат эволюции, пишет Макгонигал. «Природа предпочитает совершенствовать уже созданное, а не начинать с нуля. Людям требовались новые навыки, однако наш примитивный мозг не был заменен совершенно новым — система самоконтроля надстроена над старой системой желаний и инстинктов». 

Нейропсихологи утверждают: у человека один мозг, но два рас судка. В каждом из нас живут две личности. Одна действует импульсивно и ищет сиюминутных наслаждений, вторая — контролирует свои порывы и отказывается от удовольствий, которые отвлекают от долгосрочных целей. Когда мудрое Я хочет одного, а глупое Я — совершенно другого, они ссорятся и одна ипостась в конце концов одерживает верх над другой. Встать на сторону своего умного Я помогает способность видеть себя со стороны, осознавать свои мотивы и действия. Вроде бы это очевидно, но психологи уверяют, что большинство решений мы принимаем на автопилоте, не слишком понимая, что нами движет, и уж точно — без серьезных раздумий о последствиях. Да ведь мы по большей части даже не сознаем, что делаем выбор! Во многом это объясняется нашим хваленым умением решать сразу несколько задач. Баба Шив, профессор маркетинга из Стэнфордской школы бизнеса, доказал, что, когда человек отвлекается, он скорее поддается искушениям. Скажите честно, когда и как долго вам удавалось полностью сосредо точиться на одном деле? То-то и оно — по пальцам можно пересчитать. А ведь когда мозг перегружен, человек подчиняется сиюминутным импульсам, не думая о долгосрочных целях. Значит, прежде чем развивать силу воли, нужно лучше понять самого себя и научиться в каждый момент заниматься одним делом, особенно если оно для вас действительно важно. 

Если вы отводите на сон меньше шести часов, то, весьма вероятно, очень часто поддаетесь искушению и в конце дня сожалеете об этом. Невыспавшемуся человеку легче легкого попасть в замкнутый круг стыда и вины, ведь при недосыпе задачи, требующие воли, отодвигаются на второй план. Когда мы устаем, уровень сахара в крови снижается, а значит, клеткам труднее получить доступ к глюкозе, своему главному источнику энергии, и, пока мы не выспимся как следует, они голодают, а мы — остаемся без сил. И все это время первоочередной задачей для мозга будет пополнить запас глюкозы, а вовсе не удержать нас, скажем, от незапланированной покупки. Макгонигал утверждает: «Если вы попытаетесь контролировать или менять слишком многое в своей жизни одновременно, вы совершенно себя изнурите». Психолог Рой Баумайстер в ходе многочисленных экспериментов доказал, что самоконтроль похож на мышцу. После упражнений он устает. Если не давать себе передышки, можно совершенно его лишиться, как спортсмен, который перетренировался и довел себя до полного изнеможения. Налицо парадокс: чрезмерный самоконтроль может привести к потере контроля. Не посплетничав на работе, труднее вечером удержаться от десерта. А если вы откажете себе в любимом пирожном за обедом, вам будет труднее сосредоточиться, когда вы вернетесь на рабочее место. И уже по дороге домой, когда какой-нибудь идиот из соседнего ряда чуть не врежется в вас, отвлекшись на мобильный телефон, вы против всех своих правил крикнете ему вслед что-нибудь нецензурное. Всякий раз, когда приходится подавлять свои импульсы, отсеивать ненужную информацию, взвешивать альтернативы или заставлять себя делать что-то неприятное, вы черпаете из ограниченного резерва силу воли. 

Мышечная теория самоконтроля одновременно ободряет и огорчает. Приятно знать, что сбой воли не всегда говорит о врожденном ее недостатке: порой это знак, что мы просто перестарались. Но раз сила воли ограничена, выходит, мы обречены «предавать» свои самые важные цели? Отнюдь. 

Исследования доказали мысль, на первый взгляд противоречащую вышесказанному: если постоянно контролировать себя в чем-то малом — следить за осанкой, каждый день выжимать кистевой тренажер, сократить потребление сладкого, следить за тратами — можно укрепить силу воли в целом. Люди, выполнявшие такие мелкие задачи, накачали мышцу самоконтроля, обретя привычку сознавать, что они делают, и выбирать то, что труднее. Они приучили себя думать, прежде чем действовать, и тривиальность заданий этому способствовала. Испытания были настоящими, но не пугали своим размахом, а значит, не вызывали того страха неудачи, из-за которого так часто попытки измениться терпят фиаско. Воля и самоконтроль требуют понимания своей многогранной личности, а не коренной перестройки характера. Пытаясь воспитать в себе выдержку, мы лупим себя привычным оружием: виной, стрессом, стыдом — но безуспешно. Люди, которые обладают завидным самоконтролем, не воюют с собой. Они научились принимать и примирять свои состязающиеся ипостаси. Если и существует некая тайна великой закалки, то наука указывает исключительно на силу внимания. А значит, увеличить свой резерв силы воли вполне в нашей власти.

РАЗМИНКА СИЛЫ ВОЛИ

Если вы хотите тренировать силу воли, опробуйте одну из нескольких разминок.

  • Укрепление силы «Я не буду»: постарайтесь не класть ногу на ногу, когда сидите, или пользуйтесь неведущей рукой, когда едите или открываете двери. 
  • Укрепление силы «Я буду»: постарайтесь делать что-нибудь каждый день (не то, что вы уже делаете), просто чтобы поупражняться в создании привычки, — и не отлынивайте. Допустим, звоните маме, медитируйте по пять минут в день, ежедневно выносите мусор. 
  • Укрепление самоконтроля: следите за тем, на что обычно не обращаете внимания. Например, сколько вы тратите, что едите, сколько времени проводите в интернете или перед телевизором.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010149
Rambler's Top100