Новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» Екатерина Анненкова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру» Источник: Finance-Times 22 ноября 2011 года Госдумой был принят во втором и третьем чтении законопроект № 385329-5 «О бухгалтерском учете».
Обратите внимание: Новый Закон о бухгалтерском учете вступает в силу с 01 января 2013 года (ст. 32 законопроекта) .
Действие нового закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, ИП, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства (а так же иные структурные подразделения) , находящиеся на территории РФ. Обратите внимание: В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а так же граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, к которым приравниваются адвокаты (п.2, п.3 ст. 4 Закона 129-ФЗ «О бухгалтерском учете). В новом законопроекте не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой им системы налогообложения. При этом в соответствии с п. 2 ст. 6 нового законопроекта, бухгалтерский учет могут не вести:
Специально отмечены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. № 244-ФЗ „Об инновационном центре „Сколково“. В соответствии с п.4 ст.6 нового ФЗ «О бухучете“, такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Примечание. В тексте нового закона вместо слова „организация“ используется выражение „экономический субъект“, но мы, для простоты восприятия и краткости изложения, не будем этим выражением злоупотреблять. 1. Понятия, используемые в новом законе. Законопроект оперирует такими понятиями, как:
Многие из этих понятий нам уже известны по действующему закону „О бухгалтерском учете“ 129-ФЗ. Но есть и некоторые нововведения. Так, например, известный нам термин хозяйственная операция заменен понятием факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств – п.8 ст. 3 нового законопроекта). Впервые упомянуты международные стандарты (стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта – п.3 ст.3 нового законопроекта). 2. Организация ведения бухгалтерского учета. В отличие от действующего законодательства, в соответствии п.3 ст.7 нового Федерального закона, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета здесь. Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Новый ФЗ четко обозначил ранее отсутствовавшие требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):
Таких требований несколько. В соответствии с п.4 ст.7 нового ФЗ, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен: 1) иметь высшее профессиональное образование; 2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет; 3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. Вышеуказанным требованиям так же должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.7 нового ФЗ). Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (п.7 ст.7 нового ФЗ). Обратите внимание: требования, которым должны будут соответствовать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которые возлагается ведение бухгалтерского учета) в соответствии с п.4, п.6 ст.7 нового ФЗ не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу нового ФЗ возложено ведение бухгалтерского учета (п.2 ст.30 нового ФЗ) . 3. Учетная политика и первичные документы. Новым ФЗ введено само понятие учетной политики. Учетной политикой признается совокупность способов веденияорганизацией бухгалтерского учета (п.1 ст.8 нового ФЗ). При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 нового ФЗ). Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов бухучета, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета. При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 нового ФЗ). Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений. В положениях об учетной политике организации, в новом ФЗ, отдельно не упоминаются:
Обратите внимание: в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Формы первичных документов будут утверждаться не учетной политикой организации, а руководителем (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 нового ФЗ). В соответствии с п.5 ст.9 нового ФЗ, первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Однако, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (п.6 ст.9 нового ФЗ). В отличие от действующего ФЗ, в новом отсутствует прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, однако есть условие допустимости исправлений: Допускаются исправления в первичных документах, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п.7 ст.9 нового ФЗ). Допускается включение в документы бухучета копий изъятых документов, изготовленных в порядке, установленном законодательством. 4. Регистры и объекты бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.5 ст.10 нового ФЗ). Так же как и первичные документы, регистры бухучета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Исправления, вносимые в регистры бухучета, должны быть датированы и подписаны ответственными лицами с расшифровкой их ФИО. Новым ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты регистров бухучета. Ими являются:
Статьей 5 нового ФЗ чуть более подробно, чем сейчас, обозначены объекты бухгалтерского учета. В соответствии с п.2 ст.1 закона 129-ФЗ, объектами бухгалтерского учета являются:
Новый закон выделяет следующие объекты бухгалтерского учета:
5. Бухгалтерская отчетность. В действующем Законе о бухучете № 129-ФЗ отсутствует описание требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Эти требования содержатся в ПБУ 4/99 „Бухгалтерская отчетность организации“. Требования к бухгалтерской отчетности, указанные в новом ФЗ, перекликаются с ПБУ 4/99 и, на наш взгляд, не содержат принципиально новых моментов. В описании состава бухгалтерской отчетности „отчет о прибылях и убытках“ (129-ФЗ) заменен на „отчет о финансовых результатах“(новый ФЗ). Обратите внимание: в новом ФЗ отсутствует прямое описание случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Но при этом, в соответствии с п.38 ПБУ 4/99, статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. Кроме того, в главе „Общие требования к бухгалтерскому учету“ нового ФЗ появились следующие статьи, касающиеся бухгалтерской отчетности, составляемой в особом порядке:
Статья об особенностях бухгалтерской отчетности при реорганизации юридического лица регламентирует формирование отчетности реорганизуемого юридического лица и возникшего в результате реорганизации юридического лица. Так, согласно п.4 ст.16, последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемой компании, должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). На основании последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации. Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п.6 ст.16 нового ФЗ). Что касается ликвидации организации, то согласно п.4 ст.17 нового ФЗ, последняя бухгалтерская отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. 6. Регулирование бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 20 нового ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Согласно ст. 21 нового ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
Обратите внимание: согласно новому ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21) . Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, например:
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п.5 ст.21 нового ФЗ). Обратите внимание: до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу нового Федерального закона (п.1 ст.30 нового ФЗ). Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия осуществлению организацией ее деятельности. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно. Обратите внимание: в соответствии с п.15 ст.21 нового ФЗ, Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Согласно новому ФЗ, разработкой и утверждением федеральных стандартов будут заниматься государственные органы регулирования и субъекты негосударственного регулирования. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ (п.1 ст.22 нового ФЗ). Согласно п.2 ст.22, регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета). В соответствии со ст. 23 нового ФЗ, на органы государственного регулирования возлагается:
В соответствии со ст.24 нового ФЗ, на субъекты негосударственного регулирования возлагается:
Обратите внимание: если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, разработкой стандарта займется уполномоченный федеральный орган (пп.2 п.1 ст.28 нового ФЗ) . Экспертиза проектов федеральных стандартов проводится советом по стандартам бухгалтерского учета. Экспертиза проводится на предмет:
В состав совета по стандартам бухучета входят 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухучета и 5 представителей органов государственного регулирования. Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учета должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита. Решения совета по стандартам бухгалтерского учета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. Заседания совета являются открытыми. Разработчиком федеральногостандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме. Таким образом, с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете», любой профессионал, желающий повлиять на стандартизацию бухгалтерского учета в нашей стране, получит возможность проявить себя и внести свой вклад в разработку федеральных стандартов учета. ИА Клерк.Ру, аналитический отдел Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010166
|