ЧОУ Институт проблем предпринимательства

В Минфине рассказали, как новый закон о бухучете изменит обязанности и ответственность главбуха


О. Пережогина
Источник: Журнал "Главбух"
С начала следующего года начнет действовать новый Федеральный закон о бухгалтерском учете (от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). К чему готовиться, рассказал начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента Минфина России Игорь Сухарев.

— Новый закон о бухучете не обязывает главного бухгалтера подписывать отчетность компании. Значит ли это, что главбух не будет нести ответственности за финансовые решения?

— Действительно, по новому закону о бухучете подпись главного бухгалтера на отчетности не обязательна. В статье 7 сказано, что руководитель отвечает за ведение учета и хранение бухгалтерских документов.

Но составление отчетности входит в должностные обязанности бухгалтера, работающего в компании. Поэтому он несет ответственность за достоверность этих данных. В этом смысле его подпись играет такую же роль, как подпись любого другого сотрудника на документе, подготовленном им при исполнении должностных обязанностей.

— Если бухгалтер не согласен с «опасными» требованиями руководства, нужно ли ему заручиться письменным распоряжением директора?

— Да, нужно. В части 8 статьи 7 нового закона прямо сказано, что в случае разногласий главбух принимает данные к учету по письменному распоряжению руководителя. И директор уже единолично несет ответственность за эти действия.

— По новому закону о бухучете претендент на должность главного бухгалтера должен отвечать определенным требованиям. Что будет, если главбух им не соответствует?

— Начнем с того, что специальные требования предъявляются не ко всем бухгалтерам. Они касаются только главбухов ОАО, страховых компаний, пенсионных фондов и других видов организаций, перечисленных в пункте 4 статьи 7 закона. Требования довольно простые. Это высшее профессиональное образование, отсутствие судимости за экономические преступления, стаж работы по специальности не менее 3 лет (или не менее 5 лет, если образование непрофильное).

Что касается ответственности за нарушение требований к главбухам, то закон о бухучете ее не устанавливает. Ответственность является предметом других отраслей законодательства, и поэтому нормы о ней нужно смотреть в других законах.

В то же время у большинства из тех организаций, которые перечислены в пункте 4 статьи 7, есть надзорные органы. Они контролируют соблюдение этими компаниями норм законодательства. И у них есть инструменты воздействия.

— По новому закону компании на «упрощенке» должны вести бухучет в полном объеме. С чем связано такое решение чиновников?

— Сейчас закон просто привели в соответствие с остальным законодательством. До этого норма об освобождении от бухучета малого бизнеса с юридической точки зрения была мертвой.

Например, Гражданский кодекс РФ, законы об ООО и АО требуют вести бухгалтерский учет. И эти правила не зависят от применяемой системы налогообложения. Чтобы освободить организации от бухгалтерского учета, необходимо менять все такие федеральные законы.

Другое дело индивидуальные предприниматели. В новом законе сказано, что они освобождаются от бухучета, если ведут хоть какой-то учет в соответствии с требованиями налогового законодательства. Например, доходов и расходов.

— С января 2013 года можно будет не использовать унифицированные формы «первички». Есть ли какие-либо требования к собственным формам первичной документации?

— Этому полностью посвящена статья 9 нового закона. В ней есть перечень реквизитов, которые должны присутствовать в первичном документе.

Это название организации, дата составления документа, подписи уполномоченных лиц и другие.

В электронной «первичке» также должны быть обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9. Обращаю внимание, что закон о бухучете не устанавливает вид электронной подписи. Соответственно, если другими законодательными актами не установлено иное, то это может быть и простая электронно-цифровая подпись.

— Нужно ли утверждать собственные шаблоны форм первичных документов?

— Думаю, типовые формы, которые постоянно используют в деятельности, нужно утвердить. Но, конечно, предусмотреть все формы, особенно внешние, невозможно. Например, акт приемки-передачи. Его подписывают две стороны. И очень маловероятно, что у обеих компаний будет одинаковый шаблон. В этом случае фактом утверждения формы будет подпись на акте.

— В новом законе есть перечень обязательных реквизитов для регистров бухучета. Как их утверждать и вести?

— Перечень реквизитов дан в пункте 4 статьи 10 нового закона. В целом они очень похожи на реквизиты первичных документов. Но здесь уже четко сказано, что регистры должен утверждать руководитель. Их можно формировать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В последнем случае обязательно заверять цифровой подписью.

Коротко о важном 

— Отвечает ли главбух за достоверность отчетности?
— Да.

— Кто сможет не вести бухучет?
— Индивидуальные предприниматели.

Главбух № 10, 2012

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010590
Rambler's Top100