ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Информационное голодание закону вопреки


В. Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Источник: OPEC

В России всегда ощущался дефицит любой информации. Показатели эффективности и результативности мер по господдержке малого и среднего предпринимательства, а также прогнозы по его развитию выделяются даже на этом фоне, констатирует вице-президент НИСИПП Владимир Буев

Ни общество, ни аналитики до сих пор не имеют полных объективных данных, о том, как, например, развивается весь сектор МСП за последние 2 года в целом по России или в региональном разрезе (соответственно, ограничены возможности проведения сравнительного анализа1). Какие-то сегменты объекта мы, конечно, можем анализировать и оценивать (например, сравнительную динамику малых предприятий с количеством работников от 15 до 100 человек и оборотом до 400 млн в год), но не более того.

Казалось бы, ситуацию могли спасти (или исправить) ежегодные доклады «о состоянии и развитии МСП в Российской Федерации и мерах по его развитию» (ст. 9 ФЗ-209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства…»). Профильный департамент Минэкономразвития, ответственный за развитие сектора в стране, в свое время приложил немало усилий, чтобы этот закон с нормой о «ежегодных докладах» появился на месте прежнего (действовавшего с 1995 года и носившего название «О государственной поддержке малого предпринимательства…»).

Dura lex sed lex. Закон суров, но это закон, однако, видимо, не в наших условиях и не для профильного департамента МЭР. Действуй сегодня статья 9 Закона, то, начиная с 2008 года (когда закон формально заработал), свет должны были бы уже увидеть как минимум 4 доклада Минэкономразвития на тему МСП. И тогда информационный «голод» в принципе был бы утолен, поскольку законодательно четко определено, какие сведения должны включать в себя доклады:

  • Отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов МСП,
  • Анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП,
  • Оценку эффективности применения мер по его развитию,
  • Прогноз развития МСП в Российской Федерации.

Причем, доклады эти должны быть не просто открытыми для общества (то есть висеть на ведомственных сайтах в интернете), а публиковаться в средствах массовой информации (закон это прямо диктует).

Что же мы имеем в реальной жизни? На сайте Минэкономразвития такой доклад был опубличен единожды (в разделе «Малый бизнес») — 14 января 2010 года и формально освещал ситуацию не позже 2008 года2. При этом анализ основных показателей развития сектора касался ситуации до 2008 года (в основном 2007-го), когда действовал еще «старый» закон.

Не будем глубоко оценивать качество доклада. Отметим только, что во многом он представляет пересказ, а то и прямой «копипаст» другого доклада за 2007 год, подготовленного ОПОРОЙ России («Условия и факторы развития малого и среднего предпринимательства в регионах России»).

Установленная законом «Оценка эффективности мер по развитию МСП» была ненавязчиво заменена на «Оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» и на «Оценку системы факторов развития МСП в субъектах РФ». Один раздел представлял из себя пересказ Указа Президента от 28 июня 2007 г. № 825, в соответствии с которым Минрегионразвития проводит оценку региональных органов власти в различных сферах деятельности, в том числе в сфере «Экономическое развитие», в разделе которого предусмотрена оценка развития МСП. Кроме того, в нем добросовестно пересказываются показатели такой оценки, но… сама оценка отсутствовует. Второй раздел опять же был пересказом исследований ОПОРЫ.

А прогноз развития МСП дан не на кратко- или даже среднесрочную перспективу, а … на 2020 год. К этому периоду показатели развития МСП должны волшебным образом пройти следующие преобразования:

  • доля малого бизнеса в общем ВВП достичь 30% (доля малого и среднего бизнеса – 50%);
  • доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства – до 80% (доля малого и среднего бизнеса – 90%);
  • доля занятых в сфере малого и среднего бизнеса – до 60% населения Российской Федерации и до 30 % от числа всего занятого населения3 (доля малого и среднего бизнеса – 50%).

Отраслевая структура МСП тоже должна претерпеть следующие трансформации:

  • сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом), без сокращения их общей численности;
  • рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом);
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (со 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Согласно этому «прогнозу» среднего бизнеса по количеству должно стать на порядок больше, чем сейчас. Крупного – 10%: при проецировании на нынешние цифры по числу организаций «крупняк» должен «поглотить» больше 50% экономически активного населения, что, мягко говоря, не вполне стыкуется с данным в этом же докладе прогнозом по численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса. Кроме того, если внимательно читать «прогноз», увидим, что «удумали» составители: что в России занятого населения будет вдвое больше, чем собственно населения. Статистика по-чуровски!

Понятно, что все это были никем не просчитанные «легенды и мифы Древней Греции» на потребу дня и политической конъюнктуре. Составители четко знали, что за 12 лет «или падишах умрет, или ишак сдохнет», поэтому кому надо, пусть попробует верифицировать все это в 2020 году…

Правда, в прогнозе явный «прокол» все-таки оказался. Одним абзацем на период 2009 – 2010 годов все-таки был предусмотрен и некий «инерционный сценарий развития», предполагающий «увеличение числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в размере 3% - 5% в год». Однако, на более близком периоде «прогноз», как и следовало ожидать, оказался мифом. В 2009 занятость в секторе оказалась хуже «инерционного сценария», упав на 1.1% по сравнению с 2008-м (за 2010 год достоверные данные отсутствуют по сию пору).

…Таким образом, за 4 года общество увидело только один доклад по МСП, который хоть и с некоторой долей условности, но можно назвать «полноценным». А в остальных случаях мы видели суррогаты, никакими прямыми нормами действующего закона не предусмотренные («краткие информации об основных показателях и основных нормативных правовых актах в сфере развития малого и среднего предпринимательства», «проекты карт развития МСП на период до 2012 года» и т.д.). Профильный департамент МЭР старается изо всех сил так, что вспоминается анекдот про лошадь, которая «ну, не шмогла»…

1 Предварительные данные сплошного наблюдения в начале года были размещены на сайте Росстата. Окончательные должны появиться летом 2012-го.

2 Судя по датам, доклад был представлен обществу примерно через год после его появления, в информационном поле отражения он практически не нашел (доклад мало кто заметил)

3 Так в тексте Доклада :).


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010736
Rambler's Top100