ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Стимулирование инновационного роста — корпоративная составляющая



Источник: OPEC
Финансовый университет завершил работу по госзаказу над «Стратегией развития финансовой системы России». Пятый, завершающий блок Стратегии посвящен стимулированию инновационного роста и повышению роли страны в мировой финансовой архитектуре

 Аналитический доклад «Стратегия развития финансовой системы России: блок «Механизм стимулирования инновационного роста и повышения роли в мировой финансовой архитектуре» подготовлен коллективом автором под руководством научного руководителя Института финансово-экономических исследований Якова Миркина. Как и предыдущие четыре блока, заключительный блок документа впервые публикуется на OPEC.ru. Первая из серии публикаций по пятому блоку финансовой стратегии посвящена совершенствованию корпоративных механизмов.

В докладе указывается, что переход к инновационному развитию потребует существенного изменения финансовых пропорций и перераспределения финансовых потоков. Важную роль в этом должно сыграть совершенствование корпоративных механизмов. Одно из важнейших направлений: стимуляция преобразования структуры собственности, отличающейся в России сверхцентрализацией. Эксперты предлагают значительный рост диверсификации собственности на акционерный капитал; снижение доли государства и «офшоризации» российской экономикии; преобразование роли иностранного капитала в российской экономике.

Основные меры по совершенствованию роли иностранного капитала в российской экономике лежат не в сфере изменения соотношения иностранной и российской собственности, но:

  • в повышении качества поступающих иностранных инвестиций, направляемых в собственность на бизнес;
  • в росте доли прямых инвестиций в сравнении с портфельными;
  • в сокращении офшорных участий, в росте доли прямых иностранных инвестиций, связанных с реальным переносом новых технологий, современного опыта менеджмента, передачей знаний;
  • в росте доли «реально закрепленных» прямых иностранных инвестиций (в кризис 2008 г. прямые иностранные инвестиции вели себя в России как портфельные, их накопленный запас в экономике сократился к концу 2008 г. на 56%).

Доклад называет необходимым стимулирование иностранных инвесторов к осуществлению вложений в основной капитал, созданию нематериальных активов, в особенности активов, носящих наукоемкий и технологический характер. Однако решение этой задачи не может быть достигнуто отдельными мерами, нужна реструктуризация сложившейся модели российской экономики.

Частными мерами в данном направлении могут быть следующие:

  • улучшение инвестиционного климата в России за счет упрощения административно-правового регулирования, глубокого снижения регулятивных издержек, политических, правовых и экономических рисков, ослабления налогового пресса, развития налогового стимулирования инвестиций в капиталы высокотехнологичного бизнеса;
  • ослабление сверхконцентрации собственности;
  • налоговое стимулирование;
  • модель «заимствованной модернизации» – государственная поддержка переноса (восстановления) критических технологий, а в этой области – решающих эту задачу проектов частно-государственного партнерства с привлечением иностранных инвесторов;
  • ориентация всей системы импортно-экспортных пошлин на облегчение оборота продукции, имеющий наукоемкий и высокотехнологичный характер (стимулирование импорта оборудования, технологий и экспорта готовой продукции);
  • развитие операционной способности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций как механизма, направленного на снижение барьеров для входа прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли.

Снижение уровня «офшоризации» российской экономики и собственности. В это мнаправлении предлагается система мер, способствующих повышению информационной прозрачности российских компаний и снижению масштабов ухода российского бизнеса и собственности в офшоры. Она должна сочетать в себе меры административного и ограничительного характера, а также стимулирующие (компенсационные) меры.

Ограничительные:

  • заключение протоколов об обмене налоговой информацией между Россией и офшорными зонами, не охваченными действующими договорами (страны Карибского бассейна, территории Великобритании и др.). Расширение количества стран, с которыми заключены договоры об исключении двойного налогообложения. Принятие в рамках действующих двусторонних договоров об исключении двойного налогообложения положений об обмене информацией, предусмотренных Модельной конвенцией ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал и отсутствующих в российских договорах в настоящее время;
  • введение налогообложения доходов, получаемых «контролируемыми иностранными компаниями» (введение концепции CFC в России, например, если более 25% капитала такой компании принадлежит российским юридическим или физическим лицам). Введение требований о раскрытии информации об аффилированных иностранных компаниях при одновременном введении адекватных штрафов за нарушение правил раскрытия информации;
  • введение налогообложения выплат юридических лиц в пользу офшорных компаний; осуществленные в пользу офшорных компаний выплаты не должны уменьшать налоговую базу; если налогоплательщик признает себя конечным бенефициаром, то ставка налога должна быть понижена;
  • введение налогообложения процентных выплат по еврооблигациям российских компаний после 2014 г.

Стимулирующие:

  • создание режимов льготного налогообложения в свободных экономических зонах и МФЦ (Москва, Калининград, Сочи), аналогичных режимам в офшорных зонах (в большинстве офшоров отсутствуют налоги на прибыль, на прирост капитала, на имущество, налоги на оплату труда);
  • «налоговые каникулы» и введение плоской шкалы налогообложения прироста прибыли несырьевых компаний. Например, снижение ставки налога на прибыль для несырьевых компаний до 5% в отношении прироста прибыли по сравнению с прошлым отчетным периодом при условии сохранения этой суммы в обороте и сохранение такой ставки в течение 4-5 лет;
  • введение целевых налоговых льгот, направленных на поощрение: долгосрочных инвестиций в акции, неспекулятивных прямых инвестиций (при установлении нижней доли владения бизнесом), инвестиций в обозначенные в законодательстве акции (организаций определенных приоритетных отраслей, венчурных компаний, компаний высоких технологий и др.), вывода акций на организованные рынки, спроса на акции (освобождение от налогообложения курсовых разниц);
  • двойной листинг акций российских компаний на ММВБ-РТС и зарубежных торговых площадках (заключение ММВБ-РТС соглашений с основными зарубежными биржами по совместному листингу российских ценных бумаг.

Повышение уровня диверсификации собственности на акционерный капитал. Государству следует принять целевую установку повышения среднего уровня free-floatкрупнейших котируемых компаний до 25-30%; снижение доли компаний с крупнейшим акционером, контролирующим более 50% компании, до 40-50%. Для этого необходимо формирование политики государства в области собственности (она сейчас отсутствует, представлена отдельными компонентами). Частью такой политики должны стать создание программы действий государства по диверсификации собственности, по превращению среднего класса в класс акционеров; ведение макромониторинга на государственном уровне за показателями концентрации собственности, долей розничных инвесторов, огосударствления собственности, уровня офшоризации; введение в нормативную базу минимальных требований по free-float для акционерных обществ при включении их акций в котировальный список; повышение уровня защиты прав миноритарных акционеров как стимул к привлечению розничных и институциональных инвесторов на финансовый рынок и снижение концентрации собственности на российском рынке.

Достижению последней цели должна способствовать приватизация, которая предполагала бы деконцентрацию собственности, укрепление позиций среднего класса, в частности, введение обязательного требования размещения не менее 15 – 25% объема на внутреннем рублевом рынке среди розничных инвесторов. Кроме того, необходимо снятие барьеров для развития всех видов институциональных инвесторов, обеспечивающих трансформацию сбережений населения в долгосрочные инвестиции в реальный сектор, и всех классов инвесторов, которые в России отсутствуют либо находятся на начальных этапах развития – внутрикорпоративные пенсионные и инвестиционные планы, индивидуальные пенсионные счета, благотворительные и эндаумент-фонды, инвестиционные клубы, микрофинансовые организации, опционные программы для менеджеров.

Предложено также создание системы компенсационных фондов СРО финансового рынка или иной компенсационной схемы (например, государственной), направленной на защиту активов населения от потерь при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (аналоги в части инвестиций в ценные бумаги – Securities Investor ProtectionCorportion (SIPC), США, Securities Financial Services Compensation Scheme, Великобритания,Investor Compensation Scheme Directive).

Кроме того, документ говорит о создании «горячей линии» для жалоб инвесторов в ФСФР России; придании государственного статуса позиции финансового омбудсмена. Государство должно прекратить обращение в Интернете суррогатов ценных бумаг и ведения нелицензированной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; превратить в регулярную правоприменительную практику противодействие  использованию инсайдерской информации на финансовом рынке; исключить инсайдерства в отношениях «рынок – государство», ввести профессиональные стандарты для персонала регулятора, направленных на избежание конфликтов интересов.

Снижение доли государства в структуре собственности. В целом для России характерно избыточное государственное присутствие в экономике, прежде всего в секторе крупных организаций. Несмотря на более активную инвестиционную деятельность предприятий с государственным участием, сектор госкомпаний характеризуется более низкими показателями эффективности деятельности; влиянием политических указаний на принятие экономических решений. Искусственно снижается вовлеченность розничных инвесторов во владение акционерным капиталом.

Ключевое требование перехода к инновационному росту – прекращение огосударствления экономики в формах, сохраняющих ее сырьевую направленность. И, наоборот, разгосударствление, с более широким входом в собственность среднего класса, с переключением частной инициативы на расширение высокотехнологичного бизнеса, на ускоренное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью. Эта задача, по мнению авторов Стратегии, может решаться с помощью приватизационной политики, коммерциализации управления государственными пакетами акций, опережающего развития сферы государственно-частного партнерства.

(конец первой части)

Доклад подготовлен в рамках исполнения Государственного контракта № 02.740.11.0584 от 24 марта 2010 г. по заказу Минобрнауки России «Стратегия финансового обеспечения и инновационного роста экономики (состояние, прогноз развития)» (V этап), и базируется на Среднесрочном прогнозе развития финансовой системы России (2010 – 2015 гг.), а также на Стратегии развития финансовой системы России: блоки «Стимулирование модернизации экономики (банковский сектор, денежно-кредитная политика, налоги)», «Финансовые рынки, инвестиции в инновационный рост» и «Обеспечение инновационного потенциала экономики (управление стоимостью, государственные финансы)», разработанных на I-IV этапах выполнения научно-исследовательской работы «Стратегия финансового обеспечения и инновационного роста экономики (состояние, прогноз развития)».

Аналитический доклад «Стратегия развития финансовой системы России: блок «Механизм стимулирования инновационного роста и повышения роли в мировой финансовой архитектуре» (полный текст)


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010749
Rambler's Top100