Стимулирование инновационного роста — корпоративная составляющаяИсточник: OPEC Финансовый университет завершил работу по госзаказу над «Стратегией развития финансовой системы России». Пятый, завершающий блок Стратегии посвящен стимулированию инновационного роста и повышению роли страны в мировой финансовой архитектуре Аналитический доклад «Стратегия развития финансовой системы России: блок «Механизм стимулирования инновационного роста и повышения роли в мировой финансовой архитектуре» подготовлен коллективом автором под руководством научного руководителя Института финансово-экономических исследований Якова Миркина. Как и предыдущие четыре блока, заключительный блок документа впервые публикуется на OPEC.ru. Первая из серии публикаций по пятому блоку финансовой стратегии посвящена совершенствованию корпоративных механизмов. В докладе указывается, что переход к инновационному развитию потребует существенного изменения финансовых пропорций и перераспределения финансовых потоков. Важную роль в этом должно сыграть совершенствование корпоративных механизмов. Одно из важнейших направлений: стимуляция преобразования структуры собственности, отличающейся в России сверхцентрализацией. Эксперты предлагают значительный рост диверсификации собственности на акционерный капитал; снижение доли государства и «офшоризации» российской экономикии; преобразование роли иностранного капитала в российской экономике. Основные меры по совершенствованию роли иностранного капитала в российской экономике лежат не в сфере изменения соотношения иностранной и российской собственности, но:
Доклад называет необходимым стимулирование иностранных инвесторов к осуществлению вложений в основной капитал, созданию нематериальных активов, в особенности активов, носящих наукоемкий и технологический характер. Однако решение этой задачи не может быть достигнуто отдельными мерами, нужна реструктуризация сложившейся модели российской экономики. Частными мерами в данном направлении могут быть следующие:
Снижение уровня «офшоризации» российской экономики и собственности. В это мнаправлении предлагается система мер, способствующих повышению информационной прозрачности российских компаний и снижению масштабов ухода российского бизнеса и собственности в офшоры. Она должна сочетать в себе меры административного и ограничительного характера, а также стимулирующие (компенсационные) меры. Ограничительные:
Стимулирующие:
Повышение уровня диверсификации собственности на акционерный капитал. Государству следует принять целевую установку повышения среднего уровня free-floatкрупнейших котируемых компаний до 25-30%; снижение доли компаний с крупнейшим акционером, контролирующим более 50% компании, до 40-50%. Для этого необходимо формирование политики государства в области собственности (она сейчас отсутствует, представлена отдельными компонентами). Частью такой политики должны стать создание программы действий государства по диверсификации собственности, по превращению среднего класса в класс акционеров; ведение макромониторинга на государственном уровне за показателями концентрации собственности, долей розничных инвесторов, огосударствления собственности, уровня офшоризации; введение в нормативную базу минимальных требований по free-float для акционерных обществ при включении их акций в котировальный список; повышение уровня защиты прав миноритарных акционеров как стимул к привлечению розничных и институциональных инвесторов на финансовый рынок и снижение концентрации собственности на российском рынке. Достижению последней цели должна способствовать приватизация, которая предполагала бы деконцентрацию собственности, укрепление позиций среднего класса, в частности, введение обязательного требования размещения не менее 15 – 25% объема на внутреннем рублевом рынке среди розничных инвесторов. Кроме того, необходимо снятие барьеров для развития всех видов институциональных инвесторов, обеспечивающих трансформацию сбережений населения в долгосрочные инвестиции в реальный сектор, и всех классов инвесторов, которые в России отсутствуют либо находятся на начальных этапах развития – внутрикорпоративные пенсионные и инвестиционные планы, индивидуальные пенсионные счета, благотворительные и эндаумент-фонды, инвестиционные клубы, микрофинансовые организации, опционные программы для менеджеров. Предложено также создание системы компенсационных фондов СРО финансового рынка или иной компенсационной схемы (например, государственной), направленной на защиту активов населения от потерь при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (аналоги в части инвестиций в ценные бумаги – Securities Investor ProtectionCorportion (SIPC), США, Securities Financial Services Compensation Scheme, Великобритания,Investor Compensation Scheme Directive). Кроме того, документ говорит о создании «горячей линии» для жалоб инвесторов в ФСФР России; придании государственного статуса позиции финансового омбудсмена. Государство должно прекратить обращение в Интернете суррогатов ценных бумаг и ведения нелицензированной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; превратить в регулярную правоприменительную практику противодействие использованию инсайдерской информации на финансовом рынке; исключить инсайдерства в отношениях «рынок – государство», ввести профессиональные стандарты для персонала регулятора, направленных на избежание конфликтов интересов. Снижение доли государства в структуре собственности. В целом для России характерно избыточное государственное присутствие в экономике, прежде всего в секторе крупных организаций. Несмотря на более активную инвестиционную деятельность предприятий с государственным участием, сектор госкомпаний характеризуется более низкими показателями эффективности деятельности; влиянием политических указаний на принятие экономических решений. Искусственно снижается вовлеченность розничных инвесторов во владение акционерным капиталом. Ключевое требование перехода к инновационному росту – прекращение огосударствления экономики в формах, сохраняющих ее сырьевую направленность. И, наоборот, разгосударствление, с более широким входом в собственность среднего класса, с переключением частной инициативы на расширение высокотехнологичного бизнеса, на ускоренное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью. Эта задача, по мнению авторов Стратегии, может решаться с помощью приватизационной политики, коммерциализации управления государственными пакетами акций, опережающего развития сферы государственно-частного партнерства. (конец первой части) Доклад подготовлен в рамках исполнения Государственного контракта № 02.740.11.0584 от 24 марта 2010 г. по заказу Минобрнауки России «Стратегия финансового обеспечения и инновационного роста экономики (состояние, прогноз развития)» (V этап), и базируется на Среднесрочном прогнозе развития финансовой системы России (2010 – 2015 гг.), а также на Стратегии развития финансовой системы России: блоки «Стимулирование модернизации экономики (банковский сектор, денежно-кредитная политика, налоги)», «Финансовые рынки, инвестиции в инновационный рост» и «Обеспечение инновационного потенциала экономики (управление стоимостью, государственные финансы)», разработанных на I-IV этапах выполнения научно-исследовательской работы «Стратегия финансового обеспечения и инновационного роста экономики (состояние, прогноз развития)». Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010749
|