ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Хорошо забытое старое (из истории финансовой интеграции XIX в.)


Голицын Юрий, ОАО ММВБ—РТС, канд. ист. наук
Источник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"
В последнее время во всем мире политики и экономисты активно обсуждают проблемы единой европейской валюты — евро. Всех интересует, как будет развиваться экономика Европы в ближайшие годы, смогут ли политики сохранить зону евро или ее придется покинуть одной или даже нескольким странам. В определенной степени ответы на эти вопросы может подсказать исторический опыт создания в Европе объединенной денежной системы.

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Во второй половине XIX в. в Европе начала проявляться новая тенденция — активизировался процесс создания различных межгосударственных финансовых объединений. Именно в это время был организован Латинский монетный союз, в рамках которого денежное обращение стало осуществляться на принципиально новой основе.

Латинский монетный союз основан 23 декабря 1865 г. Францией, Италией, Бельгией и Швейцарией. Его появление облегчало то обстоятельство, что после наполеоновских войн начала XIX в. денежные системы этих стран фактически были идентичны. С 1868 г. к Латинскому союзу примкнула еще и Греция. Основной целью этого межгосударственного финансового образования было объединение монетных систем перечисленных стран и легализация обращения монет каждого из заключивших соглашение государств в рамках всего Союза.

По первоначальному соглашению Союз был заключен на 15 лет — до 1 января 1880 г. При этом был предусмотрен особый порядок пролонгации его деятельности: если за год до окончания этого срока ни одна страна не заявит о своем выходе из Союза и необходимости его ликвидации, то договор считался пролонгированным и Союз продолжал функционировать еще 15 лет и т. д.

Конвенция 1865 г. фактически унифицировала обращавшиеся в странах монеты. Для всего Союза были установлены одинаковые вес, проба, материал и номинал монет. В качестве образца была использована французская метрическая монетная система: золотые монеты достоинством 5, 10, 20, 50 и 100 франков, серебряные — 5 франков 900-й пробы; а также разменные серебряные — 2, 1, 0,5 и 0,2 франка 835-й пробы. Однако в каждой стране были сохранены национальные наименования основной денежной единицы (во Франции, Швейцарии и Бельгии — франк, в Италии — лира, в Греции — драхма). Для полноценной серебряной (пятифранковой) и золотой монет вводилась «свободная чеканка», т. е. каждое государство могло выпускать их без ограничений, соблюдая при этом единое соотношение золота и серебра (1:15,5). А вот чеканка разменной монеты была ограничена 6 франками на душу населения.

Кроме того, во всех странах — участницах соглашения был установлен обязательный (без ограничения суммы) прием всех полноценных (золотых и пятифранковых серебряных) монет, выпущенных любой страной — членом Союза, а разменная серебряная монета принималась на сумму не более 100 франков (от своих граждан монеты принимались без ограничения суммы). Фактически, в отличие от предшествующего периода, когда во многих странах Европы основой финансовой системы был «золотой стандарт», в основу Латинского монетного союза был положен биметаллизм.

Установление биметаллистической денежной системы в странах Латинского союза было в значительной степени обусловлено открытием новых месторождений золота, из-за чего его цена относительно серебра стала падать, что создало угрозу прекращения обращения полноценной серебряной монеты. Сторонники биметаллизма полагали, что подобная денежная система поможет сохранить в обращении оба металла.

НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ

Возлагая на Латинский союз большие надежды, его основатели предполагали, что он будет служить неким регулятором денежного обращения между отдельными входящими в него странами. Однако уже с первых лет создания монетного союза стало наблюдаться расхождение в курсах валют этих государств. Так, в 1870 г. во время франко-прусской войны французский франк котировался в Швейцарии по 96, а в 1893 г. итальянская лира равнялась всего лишь 85,7 швейцарских франков.

Помимо обесценения валют, успешному выполнению возложенных на Союз функций препятствовали колебания стоимости драгоценных металлов. До 1867 г. серебро стоило дороже установленного Союзом соотношения между драгоценными металлами и постепенно вытеснялось из обращения золотом. Однако начиная с 1870-х гг. рыночная стоимость серебра стала катастрофически снижаться (на мировом рынке цена унции серебра с 60,3 пенсов упала к 1879 г. до 51,2 пенса), и его в большом количестве перечеканивали в монеты, наводнив денежное обращение стран Латинского союза серебряными монетами. А вот золотые монеты быстро исчезли из обращения. В таких условиях государствам Союза невыгодно было допускать на свою территорию постепенно обесценивавшуюся серебряную монету других стран. Поэтому в 1878 г. свободная чеканка серебра была прекращена, однако имевшиеся в обращении пятифранковые серебряные монеты оставались законными платежными средствами. Таким образом, Латинский монетный союз перешел от биметаллизма к так называемой «хромающей» валюте.

Дальнейшая судьба Латинского монетного союза складывалась под влиянием дебатов о порядке возможной ликвидации Союза в связи с постоянным падением цены серебра и переходом одного за другим почти всех развитых государств к золотому монометаллизму. При этом наибольшие затруднения вызывал вопрос ответственности каждой страны — участницы Союза за выпущенную им пяти­франковую серебряную монету. Дело в том, что, проводя различную денежно-кредитную политику, каждая страна выпускала в обращение различное количество монет, прежде всего серебряных. Кроме того, хотя страны — члены Союза сообщали друг другу сведения о масштабах эмиссии, торговый оборот между ними был различным, в результате чего в этих государствах обращалось неодинаковое количество «чужих» монет. К примеру, в 1883 г. доля монет стран-партнеров в общей стоимости денег, имевших хождение, в Италии составляла 26%, во Франции — 46%, Бельгии — 58%, Швейцарии — 88%.

Особенно сильно ликвидации Латинского союза сопротивлялась Бельгия, которая, начеканив большое количество серебряной монеты, не желала одна нести потери, связанные с уплатой золотом или товарами за изъятие обесцененных денег. В результате было принято предложенное Францией компромиссное решение, установившее некоторые льготы для Бельгии в случае формального роспуска Союза, но положившее в основу его ликвидацию принцип выкупа каждой страной всей выпущенной ею пятифранковой монеты с уплатой другим государствам золотом или векселями.

Монолитность Латинского монетного союза нарушилась также и некоторыми нормами внутреннего финансового законодательства отдельных стран. Например, в Швейцарии греческие пятифранковые серебряные монеты были лишены легального курса, в отличие от подобных монет других стран Союза. Кроме того, между странами — участниками Союза заключались сепаратные соглашения. Так, Италия и Греция произвели «национализацию» своей разменной монеты, т. е. извлекли ее из обращения в прочих странах Союза, уплатив золотом и траттами. Последняя конвенция 1908 г. увеличила сумму, допустимую к выпуску разменной монеты, — до 16 франков на душу населения.

Латинский союз имел не только экономическое значение. Франция, как лидер и сильнейшая держава объединения, развернула в Европе широкую кампанию по введению французской денежной системы в других государствах, желая таким образом значительно расширить зону франка. К концу XIX в. еще 18 стран, кроме членов Латинского союза, имели денежные единицы, эквивалентные франку. Правда, за исключением Испании, это были в основном мелкие европейские страны — Сербия, Румыния, Болгария, Люксембург, Сан-Марино и Андорра. К таким странам относилась и Финляндия, которая входила в состав Российской империи, но имела автономную финансовую систему. Сама же Российская империя с 1885 г. имела некоторые виды монет, соответствовавшие латинским: золотые монеты достоинством 5 и 10 руб. (полуимпериал и империал) соответствовали 20 и 40 франковикам, серебряные полтина и четвертак (50 и 25 коп.) равнялись 2 и 1 франкам. Возможно, это было связано с формировавшимся тогда политическим союзом между Францией и Россией.

Однако в конце XIX в. Латинский союз уже не мог принимать новых членов, так как начал разрушаться изнутри. Дело в том, что союзные соглашения не касались бумажного обращения, и, пока Франция была занята объединительными проектами, Италия бесконтрольно печатала банкноты, пополняя свою казну за счет парт­неров. Когда началась первая мировая война, нескоординированность политики процентных ставок и бюджетной политики участников Латинского союза вызвала потерю покупательной способности валют, что и послужило концом Латинского монетного союза.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

С началом первой мировой войны все страны Латинского монетного союза, кроме Швейцарии, перешли к хождению бумажных денег. Золотые и серебряные монеты практически исчезли из обращения. Однако вследствие обесценения французской, бельгийской и итальянской валют в Швейцарии скопился огромный объем серебряных монет других государств Латинского союза, поскольку было выгодно обменивать их на швейцарский франк, который имел очень высокий курс. Такое наводнение обесцененной серебряной монетой представляло для этой страны серьезную опасность, и в октябре 1920 г. дальнейший ввоз и обращение серебряных монет, отчеканенных на монетных дворах партнеров по Союзу, был объявлен в Швейцарии незаконным.

После изъятия запрещенных монет, на что было отведено 3 месяца, Швейцария стала обладательницей 225 млн франков серебром во французских, итальянских, бельгийских и греческих денежных единицах в дополнение к тому серебру, которое страна уже имела в своем национальном банке.

В 1921 г. на конференции стран — членов Латинского союза Швейцарии было предоставлено право перечеканить иностранные серебряные монеты на сумму 65,7 млн франков в швейцарскую валюту. Остальные серебряные монеты (на сумму 59,4 млн франков) начиная с 15 января 1927 г. необходимо было вывезти обратно теми странами, в которых они были выпущены, при чем оплата их должна была производиться в течение 5 лет с момента их вывоза. Чтобы заполнить пустоту в денежном обращении Швейцарии, образовавшуюся в результате изъятия иностранной монеты, швейцарскому правительству было разрешено увеличить чеканку серебряных пятифранковых монет до 80 млн франков (до этого количество швейцарских пятифранковых монет составляло 10,63 млн франков).

Фактически это решение стало началом ликвидации Латинского монетного союза. Лишь в связи со сложностью окончательных расчетов этот процесс затянулся на 5 лет. Официально Союз перестал существовать с 31 декабря 1926 г.

Несмотря на трудности, постоянно возникавшие при функционировании единой финансовой системы Латинского монетного союза, некоторые элементы, прежде всего, фактическая унификация монет, оказались жизнеспособными и целесообразными и были использованы в дальнейшем без каких-либо серьезных изменений.

Как мы видим, первые и, как правило, успешные шаги по объединению монетных систем делались в периоды мирного и устойчивого экономического развития, а в моменты кризисов каждое государство предпочитало надеяться только на свои возможности.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010872
Rambler's Top100