ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Успешные продавцы избегают «Болтунов»



Источник: Harvard Business Review Russia
Вы встречаетесь с новым клиентом, и у вас завязываются отличные переговоры о продажах. Вы понимаете, что у вашего собеседника достаточно высокая должность, он может свести вас практически со всеми в своей организации, ему нравится ваш продукт, он весьма искренен и честен, он готов вам рассказать, что на самом деле происходит в его компании, он уже попался вам на крючок и действительно хочет помочь вам получить этот контракт! 

Сделка почти наверняка не состоится. 

Большинство продавцов будет дальше работать с этим клиентом. Но выдающиеся продавцы будут вести себя совсем по-другому после такого разговора — они начнут все сначала. Они просто проигнорируют все обещания и обязательства. Конечно, они сделают пару заметок в блокноте, а, может быть, даже попросят назвать еще несколько имен, но они не будут иметь дела с этим человеком. Наше исследование показывает, что они знают то, чего не понимают обычные продавцы — на основе этого контакта с клиентом нельзя построить консенсус, необходимый для завершения сделки. 

Мы проанализировали более 700 уникальных сделок B2B и выделили семь различных профилей контактов с клиентом. 
1. Пробивные. Руководствуются непрерывным совершенствованием своей организации и постоянно ищут хорошие идеи. 
2. Учителя. Учителя с удовольствием делятся идеями, и коллеги всегда ожидают от них чего-то нового. Они особенно эффективно могут убедить других принять конкретный план действий. 
3. Скептики. Опасаясь больших сложных проектов, скептики почти от всего будут отказываться. Даже выступая с новой идеей, они будут действовать осторожно. 
4. Гиды. Готовы поделиться последними сплетнями организации. Гиды могут предоставить информацию, которая, как правило, недоступна посторонним. 
5. Друзья. Приятны в общении, легко доступны и с удовольствием помогают продавцам связаться с другими заинтересованными сторонами в своей организации. 
6. Карьеристы. Сосредоточены главным образом на личной выгоде. Будут поддерживать проекты, которые повысят их собственный статус, и они ожидают, что будут вознаграждены в случае успеха проекта. 
7. Блокирующие игроки. Может быть, лучше назвать их «незаинтересованные стороны». Блокирующие игроки сильно ориентированы на статус-кво. Они не заинтересованы в разговоре с внешними продавцами. 

Из этих семи профилей, первые три (пробивные, учителя и скептики) наиболее эффективны. Вместе мы называем их Мобилизаторами, потому что они мобилизуют действие. Три остальные профиля могут мало помочь в реализации продажи (гиды, друзья и карьеристы), мы называем их Болтунами, потому что они в реальности делают не намного больше, чем просто болтовня. Ну и последний профиль — блокирующие игроки просто мешают. Неудивительно, что успешные продавцы ориентируются на Мобилизаторов и стараются держаться подальше от Болтунов и Блокирующих игроков. 

Парадоксально, но Болтуны воплощают в себе многое из того, что руководители отделов продаж советуют продавцам искать в идеальном клиенте: они доступны, они обеспечивают большое количество информации, они помогают налаживать контакты внутри организации, они играют на стороне поставщиков — список можно продолжать долго. Но именно эти черты подрывают доверие к ним внутри организации. Уровень доступа, который они предоставляют поставщику и их энергичная поддержка этого поставщика заставляет коллег сомневаться. Как показывают наши данные, Болтуны обеспечивают в 4—6 раз меньше возможностей для достижения консенсуса по покупке по сравнению с Мобилизаторами. 

Еще сильнее тревожит то, что более 30% Болтунов — руководители высшего звена. Высокопоставленный Болтун — это настоящий кошмар продавца. Многообещающие разговоры, а затем пустые обещания — все это повторяется снова и снова. Одна компания, с которой мы работаем, поделилась своей историей продаж с Болтуном. Каждый месяц в течение четырех лет компания пыталась заключить сделку. Но только после того как этот контакт уволился из компании и его место занял новый человек, сделка была закрыта. Несмотря на свое высокое положение, этот контакт был не в состоянии (или, возможно, не хотел) поддержать клиента. 

Наши клиенты, которые проводят анализ успешности продаж, часто делятся с нами историями о незавершенных продажах, которые заставили их поломать голову. Сделки с хорошим импульсом, поддержкой руководства, значительным доступом к компании, большим количеством активности в течение короткого периода времени... — и ничего не происходит. Все показатели продвижения сделки, казалось бы, присутствуют. Однако, как только они рассмотрели эти сделки с учетом подхода Мобилизаторы/Болтуны, стало совершенно ясно, что ключевой контакт был Болтуном. Он не мог обеспечить необходимую поддержку для совершения покупки. 

С другой стороны, Мобилизаторы ставят во главу угла свой бизнес. Наш анализ показывает, что они мало заботятся о поставщиках. Мобилизаторы не хотят чтобы им что-то продавали — они хотят что-то делать. Они ценят поставщиков за новые идеи и знания о способах ведения своего бизнеса, а не за особенности и преимущества, которые предлагают поставщики. Переговоры с Мобизатором — это череда испытаний. Они требуют доказательств. Они бросают вызов заявлениям продавца. Для обычного продавца общение с ними — непростая задача. Но для успешного продавца это идеальный вариант.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=010949
Rambler's Top100