ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Новый этап развития валютного регулирования в России


С 1 октября 2012 года вступает в силу новый нормативный акт Банка России — Инструкция от 04.06.2012 № 138‑И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». В статье рассмотрены основные изменения и нововведения, которые ожидают участников ВЭД и уполномоченные банки.

А.М. Мотохин, Среднерусский банк Сбербанка России, Центр сопровождения клиентских операций, главный инспектор

По своей сути Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция № 138-И) является синтезом Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция № 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». В новой инструкции существенно упрощен порядок заполнения и передачи документов резидентами в уполномоченный банк.

     В Инструкции № 138-И изменены формы и порядок заполнения паспортов сделок, справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, а также пересмотрены коды валютных операций и механизм взаимодействия резидента и уполномоченного банка.

     Как и в предыдущей Инструкции № 117-И, уполномоченный банк определяет ответственного сотрудника, имеющего право совершать от имени уполномоченного банка как агента валютного контроля действия по валютному контролю, в том числе подписывать документы и заверять их оттиском печати уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля. Причем документы для валютного контроля, направляемые уполномоченным банком резиденту на бумажном носителе, должны быть подписаны ответственным лицом и заверены оттиском печати уполномоченного банка на каждой странице, а документы, направляемые уполномоченным банком резиденту в электронном виде, подписываются электронной подписью ответственного лица или иного сотрудника уполномоченного банка, которому предоставлено такое право.
     Иными словами, новая инструкция предусматривает возможность полностью перейти на электронный документооборот между резидентом и банком паспорта сделки, что соответственно ускорит и упростит процесс получения клиентами банка документов валютного контроля. Особенно это важно для тех участников ВЭД, которые территориально расположены в отдаленном месте от уполномоченного банка.
     Еще одним важным моментом, который также упрощает документооборот, является то, что резидент теперь на основании доверенности может наделять правом подписи документов иное лицо, которое не обладает правом первой или второй подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
     Что касается сферы действия новой инструкции, то она намного шире своей «предшественницы». Так, действие новой инструкции распространяется, помимо резидентов, являющихся юридическими (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями, на физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
     Из вышеизложенного следует, что если резидент (физическое лицо) заключил от своего имени внешнеторговый контракт и сумма контракта свыше $ 50 000, то он будет обязан открыть паспорт сделки и в дальнейшем представлять в установленные инструкцией сроки все необходимые документы для валютного контроля.
     Новая инструкция дала возможность резидентам, имеющим обособленные филиалы, производить оплату как непосредственно со своих счетов, так и со счетов их филиалов при условии, что счета резидента и его обособленного филиала находятся в одном уполномоченном банке. Более того, резидент, согласно Инструкции № 138-И, может делегировать свою обязанность по оформлению паспорта сделки своему филиалу.
     Рассмотрим более подробно изменения, затрагивающие основные документы валютного контроля.

Справка о валютных операциях

Данный документ стал универсальным как для иностранной валюты, так и для валюты РФ, а также как для расчетов через счета, открытые в уполномоченном банке, так и для расчетов через счета, открытые в банке-нерезиденте. Теперь при зачислении/списании валюты РФ на/с расчетного счета резидента или при проведении расчетов через открытые в банке-нерезиденте счета по внешнеторговому контракту, по которому открыт паспорт сделки, резидент будет представлять не справку о поступлении валюты РФ или справку о расчетах через счета за рубежом, а справку о валютных операциях.
     Срок представления справки о валютных операциях в уполномоченный банк при зачислении денежных средств на расчетный счет резидента является общим как для иностранной валюты, так и для валюты РФ и составляет 15 рабочих дней после даты зачисления. При списании денежных средств срок представления справки о валютных операциях также един — момент списания денежных средств.
     В случае проведения валютных операций через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент обязан представить справку о валютных операциях в банк, выполняющий функции банка паспорта сделки, в срок не позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором были осуществлены валютные операции.

     Одним из важнейших дополнений в новой инструкции является определение порядка учета валютных операций с использованием банковской карты. В случае если оплата по внешнеторговому контракту, по которому открыт паспорт сделки, производится с помощью банковской карты, справка о валютных операциях представляется в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена соответствующая валютная операция.

     В новой редакции также оговорен порядок представления справки о валютных операциях при использовании аккредитивной формы расчетов. При списании для расчетов по аккредитиву иностранной валюты или валюты РФ со счета резидента в уполномоченном банке, выполняющем функции банка паспорта сделки и открывающем аккредитив в пользу нерезидента (далее — банк-эмитент), банк-эмитент самостоятельно формирует данные по валютным операциям, то есть при списании денежных средств со счета резидента на счет покрытия справка о валютных операциях не представляется.
     После того как платеж по аккредитиву был исполнен, резидент обязан представить справку о валютных операциях вместе с документами, на основании которых она была заполнена, не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором был осуществлен платеж по аккредитиву. Однако во избежание недопонимания между банком-эмитентом и его клиентами новая инструкция позволяет банку-эмитенту самостоятельно отражать операции по исполнению аккредитива, исходя из имеющихся у него документов и информации, без представления резидентом справки о валютных операциях. Закрепление вышеуказанного порядка отражения и учета валютных операций, осуществляемых при использовании аккредитивной формы расчетов, практически полностью снимает с резидентов обязанность по представлению справки о валютных операциях в уполномоченный банк. Однако резиденты, которые примут решение воспользоваться данной привилегией, должны будут детально оговорить порядок отражения валютных операций в ведомости банковского контроля с банком-эмитентом и в целях минимизации рисков, связанных с нарушением валютного законодательства, закрепить данную обязанность за банком-эмитентом на бумажном носителе.
     Уполномоченным банкам, на которые была возложена дополнительная обязанность и ответственность за учет и отражение валютных операций в ведомости банковского контроля при использовании аккредитивной формы расчетов, стоит обратить внимание на тот факт, что срок внесения данной информации в ведомость банковского контроля в Инструкции № 138-И не оговорен.

Паспорт сделки

Инструкция № 138-И поставила точку в одном из спорных вопросов, существовавших в валютном законодательстве: должен ли уполномоченный банк открывать паспорт сделки по договорам комиссии?
     Пункты 5.1.1 и 5.1.3 Инструкции № 138-И четко определили, что по данной группе договоров уполномоченный банк обязан открыть паспорт сделки. При этом кодирование валютных операций, осуществляемых в рамках договора комиссии, зависит от порядка расчетов между комитентом и комиссионером. Если в тексте договора комиссии отдельно выделена стоимость товара или услуги и отдельно — комиссионное вознаграждение, то валютные операции, связанные с расчетами за товары и услуги, реализуемые на основании договора комиссии, обозначаются кодами валютной операции за товары и услуги (группы кодов 10–11 и 20–21), а валютные операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения, обозначаются отдельными кодами валютной операции — 20500 (в случае если комиссионер — резидент) и 21500 (в случае если комиссионер — нерезидент). Если вознаграждение комиссионера не выделено отдельной суммой, то для кодирования операций по таким контрактам были введены группы кодов 22–23.
     Пункт 5.1.4 Инструкции № 138-И определил, что по договорам лизинга открывается паспорт сделки, причем данный вид контракта был отнесен к смешанному типу. Следовательно, в этом случае уполномоченный банк открывает паспорт сделки с предпоследней цифрой 9.
     Также согласно п. 5.1.2 и 5.2 сделки, связанные с куплей-продажей горюче-смазочных материалов без ввоза/вывоза на таможенную территорию РФ, при условии, что общая сумма контракта превышает сумму, эквивалентную $ 50 000, становятся паспортизируемыми. На данное нововведение следует обратить внимание предприятиям, пользующимся топливными картами (с последующим возмещением расходов эмитирующей стороне) за пределами таможенной территории РФ.
     Что касается кредитных договоров и договоров займа, то согласно п. 5.1.5 и 5.2 паспорт сделки открывается только в случае, если общая сумма данных договоров больше $ 50 000.
     Паспорт сделки необходимо будет открывать по контрактам, которые до вступления в силу Инструкции № 138-И не предполагали открытие паспорта сделки, только в случае, когда дата проведения первой валютной операции или первого исполнения обязательств по контракту иным способом (поставка товара) начинается с/после даты вступления в силу Инструкции № 138-И. Если по таким контрактам производились какие-либо операции до вступления в силу Инструкции № 138-И, то оформлять паспорт сделки нет необходимости.
     В случае осуществления всех валютных операций, связанных с расчетами по контракту через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, резидент оформляет паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента. В случае осуществления части валютных операций, связанных с расчетами по контракту через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, резидент оформляет паспорт сделки через расчетные счета в уполномоченном банке, в котором осуществляется другая часть валютных операций, связанных с расчетами по контракту.
     Порядок открытия паспорта сделки в территориальном учреждении Банка России идентичен порядку открытия паспорта сделки в уполномоченном банке.

     Один из главных принципов валютного регулирования, связанный с тем, что по внешнеторговому контракту оформляется только один паспорт сделки, был дополнен важным исключением. Теперь в случае, если внешнеторговый контракт содержит условия как кредитного договора, так и поставки товара, резидент обязан оформить два паспорта сделки: один по форме 1 — по товарному контракту, другой по форме 2 — по кредитному договору. То есть, если внешнеторговым договором предусмотрено, что на стоимость поставленной продукции на условии отсрочки платежа начисляются фиксированные проценты с дальнейшим их погашением, уполномоченный банк в целях верного учета валютных операций и своевременного выявления нарушений валютного законодательства открывает два паспорта сделки.

     Теперь для оформления паспорта сделки резиденту достаточно представить в банк паспорта сделки проект договора или выписку из договора, в которой содержится вся необходимая информация для оформления паспорта сделки. Однако в этом случае резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта представляет его в банк паспорта сделки.
     В случае если в связи с подписанием контракта возникают основания для внесения изменений в паспорт сделки, ранее оформленный по проекту такого контракта, резидент вносит изменения в такой паспорт сделки.
     Однако паспорт сделки не может быть бессрочно оформлен на основании проекта: в случае непредставления в банк паспорта сделки основного контракта по истечении одного года после даты начала исполнения обязательств по проекту контракта, то есть после наиболее ранней даты, указанной в разделе 2 «Сведения о платежах» или разделе 3 «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля, банк паспорта сделки в произвольной форме информирует об этом орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, имеющий право применять санкции к резиденту.
     Сроки оформления паспорта сделки также претерпели определенные изменения.

     Жесткие сроки оформления паспорта сделки, которые были установлены в свое время Инструкцией № 117-И, были существенно смягчены. Так, теперь согласно п. 6.5 Инструкции № 138-И паспорт сделки может быть открыт не позднее срока представления справок, то есть в случае зачисления денежных средств — не позднее 15 рабочих дней после зачисления, при списании — в день списания, при отгрузке — не позднее дня подачи ГТД или в случае ее отсутствия — не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

     Данное изменение является особенно ценным для участников ВЭД, которые забывают своевременно открыть паспорт сделки или вообще не знают, что такой документ существует, так как теперь количество нарушений, связанных с несвоевременным оформлением паспорта сделки, по «забывчивым» резидентам будет намного меньше. Однако есть один немаловажный нюанс — срок оформления паспорта сделки теперь включает и срок его проверки уполномоченным банком, что приведет к тому, что банк паспорта сделки не сможет принимать документы так называемым «задним числом», то есть с учетом фиктивной проверки документов.
     Что касается переоформления паспорта сделки, то оно должно быть осуществлено не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, изменяющих указанную в паспорте сделки информацию. Причем при переоформлении паспорта сделки резидент направляет в уполномоченный банк только документы, подтверждающие изменения, и заявление о переоформлении (переоформленный паспорт сделки в уполномоченный банк не представляется).
     Появление данного срока переоформления паспорта сделки может увеличить количество нарушений, допущенных резидентами и связанных с несвоевременным переоформлением паспорта сделки. Однако уполномоченные банки, которые дорожат своими клиентами, не допустят этого, так как под датой оформления понимается дата оформления/подписания либо дата вступления документа в силу.
     В случае если в контракте содержатся условия о возможности его продления без подписания дополнений и изменений к контракту, резидент для переоформления паспорта сделки в связи с необходимостью указания иной даты завершения исполнения обязательств по контракту не позднее 15 рабочих дней после даты завершения всех обязательств, указанной в паспорте сделки, представляет в банк паспорта сделки толькозаявление о переоформлении паспорта сделки с указанием в нем новой даты завершения исполнения обязательств по контракту. Данный пункт ужесточает срок переоформления по контрактам, в которых не определена дата завершения исполнения всех обязательств или содержатся условия автоматического продления срока действия договора, в случае если ни одна из сторон не изъявит желание расторгнуть его. Данное нововведение, скорее всего, в январе-феврале 2013 г. (период, когда резиденты активно переоформляют паспорта сделок в связи с продлением сроков исполнения всех обязательств) вызовет большое количество нарушений данного пункта инструкции со стороны резидентов. Однако во избежание такого нарушения резиденты всегда могут заключить дополнительное соглашение на установление даты завершения контракта, по которому правила переоформления паспорта сделки совершенно другие.
     При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном паспорте сделки, заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информация, необходимая для переоформления паспорта сделки, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) либо в ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Данная мера так же, как и предыдущая, не способствует сокращению количества нарушений со стороны резидентов.
     При реорганизации банка паспорта сделки в форме преобразования (изменение наименования или организационно-правовой формы) переоформление паспорта сделки осуществляется банком паспорта сделки самостоятельно без представления резидентом заявления о переоформлении паспорта сделки. В этом случае новое наименование банка паспорта сделки вносится в электронный паспорт сделки в установленные банком паспорта сделки сроки, но не позднее 60 календарных дней, следующих после даты внесения соответствующих изменений в КГРКО (Книгу государственной регистрации кредитных организаций), или одновременно с переоформлением паспорта сделки по заявлению резидента либо одновременно с закрытием паспорта сделки, если эти события наступили раньше срока, установленного банком паспорта сделки. Внесение в паспорт сделки указанных изменений осуществляется банком паспорта сделки самостоятельно. Такой паспорт сделки подписывается ответственным лицом и направляется резиденту.

Инструкция № 138-И разъяснила вопросы, связанные с переводом паспорта сделки в случае реорганизации банка паспорта сделки или закрытия филиала уполномоченного банка, являющегося банком паспорта сделки. В этих случаях данный банк паспорта сделки передает в банк-правопреемник не позднее 10 рабочих дней после даты внесения сведений в КГРКО находящиеся у него на обслуживании паспорта сделок, ведомости банковского контроля, досье валютного контроля по всем паспортам сделок, в том числе по закрытым паспортам сделок, срок хранения которых еще не истек.

     Не позднее 10 рабочих дней после даты передачи документов банк-правопреемник вносит в переданные ему паспорта сделок соответствующие сведения. При этом все остальные данные, указанные в паспорте сделки, включая номер паспорта сделки, остаются неизменными. После этого банк-правопреемник обязан будет не позднее двух рабочих дней после даты внесения в паспорт сделки вышеуказанных данных направить паспорт сделки резиденту.
     Закрепление данного порядка учета паспортов сделок в Инструкции № 138-И особенно ценно для коммерческих банков, которые имеют широкую филиальную сеть и в зависимости от конъюнктуры банковского рынка РФ закрывают или открывают свои филиалы. Раньше данная процедура происходила только через закрытие паспорта сделки в реорганизуемом филиале и открытие паспорта сделки в банке-правопреемнике, что соответственно являлось очень трудоемким процессом.
     В новой инструкции список оснований для закрытия паспорта сделки условно поделен на две группы: первая группа — где для закрытия паспорта сделки необходимо заявление резидента и вторая группа — где данное заявление не требуется.
     Первая группа была расширена с двух до шести оснований. Теперь согласно п. 7.1 резидент имеет право закрыть свои паспорта сделок, помимо случаев перевода контракта на обслуживание в другой уполномоченный банк и исполнения всех обязательств, по причинам, связанным с полной уступкой прав требования или переводом долга, по контракту, по которому открыт паспорт сделки, а также в случае его ошибочного открытия (т.е. в случае, если уполномоченный банк по каким-либо причинам открыл два паспорта сделки по одному контракту, или в случае, когда уполномоченному банку после открытия паспорта сделки стало известно, что товар не пересекает таможенную территорию РФ).
     Теперь, если резидент захочет закрыть паспорт сделки по контракту, сумма которого меньше $ 50 000, в обосновании для закрытия паспорта сделки он должен будет сослаться не на Указание Банка России от 29.12.2010 № 2557-У1, как это было ранее, а на п. 7.1.6 Инструкции № 138-И. Также по этому пункту юридические и физические лица могут закрыть свои паспорта сделок по кредитным договорам, общая сумма которых меньше $ 50 000. Физические лица, согласно п. 20.4 Инструкции № 138-И, могут закрыть свои паспорта сделок по указанному основанию вне зависимости от суммы контракта. Срок повторного открытия паспорта сделки в случае его закрытия в связи с переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк составляет не 40 календарных дней, как это было закреплено в Инструкции № 117-И, а 30 рабочих дней.
     Вторая группа оснований для закрытия паспорта сделки включает в себя самое распространенное основание, используемое уполномоченными банками, — «по истечении 180 календарных дней», которое в Инструкции № 138-И было разбито на два пункта. Таким образом, банк паспорта сделки на основании п. 7.9 Инструкции № 138-И имеет право самостоятельно закрыть паспорт сделки (без заявления резидента) по истечении 180 календарных дней при исполнении/неисполнении всех обязательств по контракту, исходя из имеющейся у него информации.
     Во втором случае, если в ведомости банковского контроля имеет место отрицательное сальдо расчетов, банк паспорта сделки обязан зафиксировать нарушение ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (за исключением случаев, когда данное сальдо образовалось в результате списания банком-корреспондентом своей комиссии из суммы перевода).
     После закрытия паспорта сделки по истечении 180 календарных дней уполномоченный банк будет обязан проинформировать своего клиента о закрытии его паспорта сделки в срок не позднее двух рабочих дней после даты закрытия.
     После закрытия паспорта сделки (за исключением 180 дней) уполномоченный банк обязан передать резиденту на бумажном носителе закрытый паспорт сделки и ведомость банковского контроля. Банк паспорта сделки в случае закрытия паспорта сделки в связи с переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк обязан передать резиденту на бумажных носителях экземпляр закрытого паспорта сделки и два экземпляра сформированной на дату закрытия паспорта сделки ведомости банковского контроля, а также паспорт сделки и ведомость банковского контроля в электронном виде.

     Срок закрытия паспорта сделки стал единым по всем основаниям и составляет три рабочих дня с момента поступления заявления о закрытии паспорта сделки (при верном его составлении резидентом).
В Инструкции № 138-И регламентирован случай, когда резидент возобновляет исполнение обязательств по контракту, паспорт сделки по которому был закрыт и сдан в архив. В этом случае банк паспорта сделки будет обязан на основании заявления резидента, составленного в произвольной форме, изъять из архива досье валютного контроля по паспорту сделки, ведомость банковского контроля и продолжить учитывать по нему валютные операции и иное исполнение обязательств по контракту.

Справка о подтверждающих документах

Срок представления справки о подтверждающих документах, оформленной на основании информации, отраженной в декларации на товары, был изменен с 15 календарных дней на 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При этом теперь уполномоченный банк, помимо временных деклараций, не принимает транзитные и итоговые декларации (например, в случае если оборудование ввозится частями).
     По всем остальным документам, подтверждающим исполнение обязательств, справка о подтверждающих документах представляется в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
     Одним из новшеств при формировании и ведении ведомости банковского контроля является то, что теперь справка о подтверждающих документах не представляется в случае, если контрактом предусмотрены периодические фиксированные платежи, в частности, в связи с передачей недвижимого имущества по договору аренды, а также в связи с финансовой арендой (лизингом), оказанием услуг связи, страхованием.

     Особое внимание как уполномоченному банку, так и его клиентам — участникам ВЭД необходимо обратить на то, что теперь все документы валютного контроля представляются резидентом в одном экземпляре, который затем направляется резиденту (ранее паспорт сделки, справка о подтверждающих документах и т.д., за исключением справки о валютных операциях, представлялись в двух экземплярах). Уполномоченный банк в случае ведения досье на бумажном носителе помещает в него копии документов.

     Причины, по которым уполномоченный банк отказывает в принятии расчетного документа, справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах, согласно Инструкции № 138-И, были объединены в перечень, отраженный в п. 18.6.
     Срок устранения резидентом всех замечаний банка паспорта сделки и повторного представления расчетного документа, справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах устанавливается по усмотрению уполномоченного банка. При этом если срок повторного представления превысит крайние сроки представления документов, оговоренные в Инструкции № 138-И, то факт нарушения у резидента будет отсутствовать. Например, если резидент 18 октября 2012 г. представляет справку о подтверждающих документах и товарно-транспортную накладную от 1 сентября 2012 г. (срок представления до 19 октября 2012 г. включительно), заполненную с нарушением требований новой инструкции, и уполномоченный банк 19 октября 2012 г. отказывает в принятии справки о подтверждающих документах, при этом устанавливая повторный срок представления исправленной справки о подтверждающих документах до 25 октября 2012 г.
     Это правило не распространяется на сроки оформления/переоформления паспорта сделки, так как заявление и документы, необходимые для переоформления паспорта сделки, считаются представленными резидентом в срок, установленный Инструкцией № 138-И, в случае если паспорт сделки оформлен/переоформлен банком в срок, не превышающий в совокупности сроки, установленные Инструкцией № 138-И для оформления/переоформления паспорта сделки.
     Еще одним существенным дополнением в новой инструкции является то, что резидент по договоренности с уполномоченным банком может делегировать уполномоченному банку оформление расчетного документа, справок и паспорта сделки. Однако в этом случае резидент для заполнения вышеперечисленных документов будет обязан в установленный срок представлять полный комплект документов.
     В случае непредставления резидентом полного комплекта документов уполномоченный банк отказывает в заполнении расчетного документа, справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и паспорта сделки и возвращает резиденту документы, на основании которых заполнены справки или расчетный документ по валютной операции, с указанием даты и причины отказа.
     При положительных результатах проверки представленного комплекта документов ответственное лицо уполномоченного банка заполняет необходимые документы, подписывает с указанием даты их представления и принятия, заверяет печатью для целей валютного контроля и не позднее срока, согласованного с резидентом, направляет ему пакет документов.
     В Инструкции № 138-И также оговорен порядок внесения изменений в ведомость банковского контроля и корректировки данных не только справки о подтверждающих документах, но также и справки о валютных операциях, и паспорта сделки. Корректировка должна быть осуществлена не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения.
     «Порядок ведения банком паспорта сделки досье по паспорту сделок» был заменен на «Досье валютного контроля и порядок его ведения». Основная суть изменения заключается в том, что новые правила ведения досье распространяются не только на паспортизируемые, но и на непаспортизируемые операции. В предыдущих редакциях порядок ведения и хранения документов по операциям, не требующим оформления паспорта сделки, не был оговорен.
     Согласно новой инструкции в досье валютного контроля помещаются следующие документы:

  • справки о валютных операциях;
  • договоры (соглашения, контракты), иные документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций;
  • паспорт сделки по контракту;
  • заявление об оформлении (переоформлении, закрытии) паспорта сделки;
  • справки о подтверждающих документах;
  • ведомость банковского контроля;
  • иные документы и информация, в том числе подтверждающие документы.

     Как и в предыдущей инструкции, уполномоченный банк может не помещать в досье копии подтверждающих документов. В новой инструкции данная привилегия была также распространена и на договоры. Самым важным изменением, а для уполномоченных банков — самым ценным, в этом направлении можно считать то, что досье валютного контроля может вестись на бумажном носителе или в электронном виде либо частично на бумажном носителе и частично в электронном виде, при условии, что паспорт сделки и ведомость банковского контроля должны в обязательном порядке храниться в электронном виде. Главный принцип при ведении досье валютного контроля, согласно Инструкции № 138-И, можно сформулировать следующим образом: обеспечить хоть какое-то наличие и хранение документов.

     Инструкция № 138-И в случае согласования порядка представления документов также предусматривает возможность представления уполномоченным банком запрашиваемых органами и агентами валютного контроля документов в электронном виде.
     Порядок регистрации оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля, был упразднен. Это, скорее всего, даст возможность уполномоченным банкам использовать любую печать, которая будет закреплена внутренним документом банка.
     В заключение хотелось бы обратить внимание на следующий факт: в случае если на дату вступления в силу Инструкции № 138-И в уполномоченном банке на проверке находятся документы валютного контроля, которые оформлены и представлены резидентами в уполномоченный банк в соответствии с ранее действующим порядком, уполномоченный банк не позднее пяти рабочих дней после даты вступления в силу Инструкции № 138-И возвращает указанные документы для их приведения в соответствие с новым порядком. Срок повторного представления документов в этом случае составляет 15 рабочих дней после даты вступления в силу новой инструкции.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011052
Rambler's Top100