ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Минфин США ищет возможности подписания соглашения с РФ об обмене информацией о налоговых требованиях в отношении иностранных счетов


Министерство финансов США работает более чем с 50 юрисдикциями на предмет возможности подписания межправительственного соглашения об обмене информацией в соответствии с законом США о налоговых требованиях в отношении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA), говорится в пресс-релизе Минфина США. Министерство уже заключило двустороннее соглашение по FATCA с Великобританией. До конца года Минфин США надеется завершить переговоры о заключении соглашений с Францией, Германией, Италией, Испанией, Японией, Швейцарией, Канадой, Данией, Финляндией, о.Гернси, Ирландией, о.Мэн, о.Джерси, Мексикой, Нидерландами и Норвегией.

Минфин США ведет активный диалог относительно заключения межправительственных соглашений с рядом юрисдикций, среди которых Аргентина, Австралия, Бельгия, Каймановы о-ва, Кипр, Эстония, Венгрия, Израиль, Южная Корея, Лихтенштейн, Малайзия, Мальта, Новая Зеландия, Словакия, Сингапур и Швеция. Министерство ожидает, что сможет к концу этого года завершить переговоры с несколькими из этих стран, об этом сообщает Финмаркет. Юрисдикции, с которыми Минфин США работает на предмет исследования возможности для заключения межправительственных соглашений, включают Бермуды, Бразилию, Британские Виргинские о-ва, Чили, Чехию, Гибралтар, Индию, Ливан, Люксембург, Румынию, Россию, Сейшельские острова, Сент-Мартен, Словению и Южно-Африканскую республику, говорится в сообщении министерства. В начале марта 2012 года Ассоциация российских банков (АРБ) направила Владимиру Путину, занимавшему тогда должность председателя правительства РФ, письмо, в котором подняла проблему, связанную с применением требований FATCA. До этого ассоциация обращалась по данному вопросу к ряду финансовых ведомств. В письме подчеркивалась необходимость безотлагательного принятия решения по этому вопросу. Положения FATCA, вступающего в силу с 1 января 2013 года, затронут деятельность российских кредитных и других финансовых организаций. Механизм применения FATCA требует от российских финансовых организаций, взаимодействующих с американскими налогоплательщиками, заключить специальное соглашение с налоговой службой США (Internal Revenue Service - IRS), осуществлять контроль за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в российских финансовых организациях, и информировать о них IRS. Неучастие в FATCA создает дополнительные правовые и репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций в виде принудительного изъятия 30% платежей, а выполнение российскими банками требований FATCA - риски нарушения российского законодательства о банковской и налоговой тайне, а также о персональных данных, отмечалось в письме. АРБ просила поручить соответствующим органам провести консультации с правительством США о заключении договора об участии РФ в FATCA и консультации с IRS по вопросу выработки технологии обмена информацией в рамках достигнутых договоренностей. В мае Минфин ответил АРБ, что министерство и Федеральная налоговая служба России планируют вскоре начать консультации с налоговой службой США по отработке двусторонних договоренностей относительно FATCA. При этом Минфин РФ отмечал, что, по его мнению, в любом случае обмен информацией с американской стороной должен строиться на взаимной основе, осуществляться не на основе какого-либо специального межправительственного соглашения, а строго в рамках российско-американского договора об избежании двойного налогообложения от 17 июня 1992 года, и "подвергаться всем ограничениям, которые установлены в отношении подобного обмена российским законодательством", "внесение изменений в которое ради выполнения требований FATCA должно быть абсолютно исключено". Также министерство в ответе АРБ привело оценку FATCA со стороны Банка России и МИД России. По их мнению, FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств, а в РФ за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими организациями, предусмотрена ответственность, включающая возмещение ущерба. Летом АРБ также привела мнение МИД России, которое считает недопустимым "заключение российскими банковскими структурами каких-либо прямых договоренностей со Службой внутренних доходов США" относительно выполнения требований FATCA. НП "Национальный платежный совет" (НП "НПС") в сентябре привело оценки, согласно которым средняя сумма затрат одной российской кредитной организации на реализацию FATCA составит около 40 млн рублей. Предполагаемый средний объем платежей, с которых может быть удержан 30%-ный налог, предусмотренный FATCA, составит около 100 млн рублей ($3,2 млн). Величина возможных прямых и косвенных убытков для каждого банка превысит 100 млн рублей, отмечалось в исследовании. Глава НП "НПС" Андрей Емелин в интервью агентству "Интерфакс" в ноябре сообщил, что по его информации, вопрос реализации положений FATCA в России выносится на межгосударственный уровень стран БРИК. "В октябре прошло совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова. В октябре же в рамках Совета по иностранным инвестициям задавался прямой вопрос премьеру. Нам сказали, что эта тема будет выводиться на межгосударственный уровень через консультации с БРИК, и, как я понимаю, будет предложено некое унифицированное решение для стран БРИК в отношении FATCA", - сказал он. По мнению А.Емелина, этот вариант еще дальше отодвинет РФ от момента принятия решения.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011108
Rambler's Top100