ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»



Источник: Минфин России
Проект федерального закона разработан с целью приведения положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 1 января 2013 г. (далее – Федеральный закон).

Законопроектом вносятся изменения в законодательные акты, нормы которых противоречат Федеральному закону (прежде всего, в части функций регулирования бухгалтерского учета) или содержат ссылку на Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который с 1 января 2013 года утратил силу. Одновременно в эти же законодательные акты вносятся изменения в связи с уточнением применяемой в них терминологии в соответствии с терминологией Федерального закона. Кроме того, поскольку в законодательных актах во многих случаях понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» употребляется во взаимосвязи с положениями, касающимися аудита этой отчетности, законопроектом предусматриваются терминологические и редакционные уточнения в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

В соответствии с Федеральным законом органами государственного регулирования бухгалтерского учета являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, и Банк России. При этом Федеральным законом установлены функции Банка России в части государственного регулирования бухгалтерского учета.

Законопроектом предлагается ряд изменений в  Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части уточнения полномочий Банка России как органа государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом. Кроме того, вносится ряд изменений терминологического характера. При этом принято во внимание, что отдельные положения  проекта федерального закона №  521063-5 «О внесении изменений в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 18 мая 2011 г. (с учетом проекта поправок Правительства Российской Федерации, внесенных в  Правительство Российской Федерации (04.12.2012 № 01-02-01/05-3295) в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № ИШ-П13-95-пр), уже учитывают нормы и терминологию Федерального закона. В связи с этим внесение изменений в статьи, затронутые указанным проектом, в представленном законопроекте не предлагается (это касается статей 8 и 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статьи 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Законопроектом вносятся изменения в отдельные законодательные акты, которыми определены полномочия по установлению правил бухгалтерского учета органами, не являющимися органами государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом   (Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела», Федеральные законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании», «О сельскохозяйственной кооперации»).

Помимо указанных изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» вносятся изменения по уточнению положений Закона в части опубликования годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика (включая установление сроков обязательного опубликования этой отчетности)  и проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика. Принимая во внимание, что аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным источником информации о деятельности страховщика, установлено требование представления такого заключения в орган страхового регулирования вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью страховщика. При этом в аудиторское заключение включается раздел о выполнения страховщиком требований финансовой устойчивости и платежеспособности, установленных указанным Законом и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования, что является гарантией обеспечения страховщиком исполнения своих обязанностей перед страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями. Кроме того, поскольку в соответствии с Федеральным законом аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено представление такого заключения в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью страховщика.

 Законопроектом также уточняются нормы Федеральных законов «О негосударственных пенсионных фондах», «Об аудиторской деятельности», «О консолидированной финансовой отчетности» содержащих ссылку на действующий Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законопроектом предусмотрено внесение изменения в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» в части признания утратившей силу статьи 31. Указанной статьей регулируются отдельные вопросы бухгалтерского учета предмета лизинга, в то время как в соответствии с Федеральным законом эти вопросы являются предметом федеральных стандартов бухгалтерского учета.

В часть 5 статьи 22 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносится изменение, предусматривающее включение данных о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов не в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности (поскольку состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленный Федеральным законом, не содержит такого документа), а в годовой отчет организации. Составление таких отчетов, представляющими, фактически, отчеты о деятельности организаций, предусмотрено законодательством Российской Федерации (Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательными актами об организациях различных организационно-правовых форм).

При подготовке законопроекта были проанализированы другие законодательные акты Российской Федерации, нормы которых затрагивают вопросы бухгалтерского учета и отчетности (таких законодательных актов более 70) с точки зрения соответствия применяемой в них терминологии  терминологии Федерального закона.  Применяемая в большинстве законодательных актов терминология отличается от терминологии Федерального закона. Это касается, в основном, терминов «бухгалтерская отчетность», «финансовая отчетность», «финансовая (бухгалтерская) отчетность». При этом, исходя из контекста применения этих терминов, они полностью соответствуют понятию «бухгалтерская (финансовая) отчетность», определенному  в   Федеральном законе.  Ряд законодательных актов содержит не вполне корректные формулировки («ведение бухгалтерской отчетности»), устаревшие понятия («бухгалтерские книги») и др. Вместе с тем положения законодательных актов, в которых применяется отличная от Федерального закона терминология, не противоречат Федеральному закону и не препятствуют реализации как самих законодательных актов, так и Федерального закона.  

В связи с этим законопроектом на настоящем этапе предлагаются только «первоочередные» необходимые изменения в законодательные акты. С целью приведения терминологии других законодательных актов Российской Федерации в соответствие с терминологией Федерального закона в части  вопросов бухгалтерского учета и аудита подготавливается более «масштабный» законопроект, затрагивающий значительное количество законодательных актов.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011292
Rambler's Top100