ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Копить или тратить? Финансовые стратегии россиян


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Кафедрой прикладной социологии Финансового университета при Правительстве РФ представляет данные о том, какие стратегии финансового поведения наиболее популярны среди россиян. Результаты получены на основе ответов респондентов на вопрос, как бы они предпочли распорядиться 45-50 тыс. руб., полученными дополнительно к своему доходу. Ответы сгруппированы по пяти основным видам финансового поведения: потребление, страхование, сбережение, заемно-долговое и инвестиционное поведение (классификация, полученная в рамках проекта по созданию системы всероссийского мониторинга финансовой активности населения России исследовательской группой ЦИРКОН).

Одной из наиболее популярных стратегий финансового поведения среди россиян остается потребление. Причем в докризисное время сторонников этой стратегии с каждым годом становилось больше (66% в марте 2004 году, 81% в июне 2008 года). Затем группа приверженцев данного вида финансового поведения стала сокращаться, и в настоящее время составляет 57%, в том числе 28% при появлении лишних 45-50 тыс.руб. предпочтут приобрести вещи для дома, 8% — добавить средств к этой сумме для совершения крупной покупки, 13% — вложить их в образование, еще 8% — потратить на развлечения (8%). Менее популярными становятся такие элементы потребительской стратегии, как трата средств на приобретение вещей для дома (с 38 до 28%), на образование (с 24 до 13%), добавление средств для крупного приобретения (с 14 до 8%), трата их на развлечения (с 11 до 8%).

Вторым распространенным видом поведения является стратегия страхования (41%): 28% отложили бы деньги про запас, 12% — потратили бы на лечение, или приобрели бы страховой полис (1%). Наиболее популярна эта стратегия была в 2007 году (47%), затем ее приверженцев стало меньше.

Меньше тех, кто предпочитает инвестиционную стратегию (19%): положить в банк или приобрести ценные бумаги (14%), вложить в дело (4%), потратить на переквалификацию (2%). При этом, инвестирование в банковские вклады и ценные бумаги стало более популярным (с 6 до 14% за шесть лет).

Менее востребована сберегательная стратегия (14%): решение отложить 45-50 тыс.рублей надолго приняли для накопления на крупные приобретения приняли бы 12%, и еще 2% приобрели бы драгоценности, золото.

Самый непопулярный вид финансового поведения — заемно-долговое: отдать долги при наличии свободных 45-50 тыс.рублей предпочли бы 11%.

Стратегии россиян отличаются в возрастных группах: молодые респонденты более склонны к потребительской стратегии: потратили бы свободные деньги на покупку вещей для дома (34%), добавили бы средств к этой сумме для крупного приобретения (13%), на развлечения (17%). Россияне пенсионного возраста в свою очередь более склонны к стратегии страхования: они чаще отмечают, что эти деньги отложили бы «про запас» (47%) или потратили на лечение (21%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 12-13 января 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Источник: ВЦИОМ


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011314
Rambler's Top100