ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Новая книга учета доходов и расходов для УСН

Инструкция по заполнению


Лина Ставицкая, эксперт журнала «Главбух»
Источник: Журнал "Главбух"
Чем поможет эта статья: Вы заполните новую форму главного налогового регистра упрощенщика так, как надо. Мы расскажем вам про все самые важные изменения.

От чего убережет: Вы не запутаетесь в том, какие разделы книги заполнять, а какие можно оставлять пустыми.

Все без исключения упрощенщики обязаны заполнять книгу учета доходов и расходов. Так вот, к наступившему 2013 году чиновники подготовили новые формы такого регистра. Одна из них предназначена для всех, кто платит упрощенный налог. А вторую разработали специально для предпринимателей на патенте — ведь с нового года это отдельная система налогообложения.

Оба бланка вы найдете в приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н (зарегистрирован в Минюсте 21 декабря 2012 года). Новую форму книги учета надо применять уже с 1 января 2013 года.

В статье мы подробно расскажем о том, как заполнять новую книгу для упрощенщиков. Конечно, привычные для вас правила оформления документа мы затрагивать не будем. Детально рассмотрим лишь изменения, которые появились с этого года. А разобраться в том, какие разделы вам заполнять, а какие нет, поможет схема ниже.

О других переменах в работе бухгалтера в 2013 году, читайте в обзореналоговых и бухгалтерских изменений.  А в «Справочнике по изменениям, которые повлияют на вашу работу в 2013 году» вы найдете удобную таблицу по всем поправкам.

Посмотрите, какие разделы нужно заполнить, чтобы ваша книга учета была идеальной

Изменение № 1. Заверять книгу в налоговой инспекции больше не надо

Первое, что вас порадует, — новые правила в отличие от старых не требуют заверять книгу учета доходов и расходов у контролеров. Вот и на титульном листе новой формы вы не найдете место для подписи налогового инспектора. Вы можете убедиться в этом, заглянув сюда >>

Кстати, книгу учета доходов и расходов не придется заверять у налоговиков даже в том случае, если вы ведете ее в бумажном варианте вручную.

Как вы помните, прежде в начале года книгу надо было нести налоговому инспектору. Он ставил на ней специальный штамп. В конце года требовалось сделать то же самое. Итоговую отметку сотрудник ИФНС ставил уже на последнем листе регистра, рядом с подписью руководителя. Правда, распечатку книги, которую вели в электронном виде, достаточно было заверить по итогам года. Все это следовало из положений пунктов 1.4 и 1.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н.

Но эти правила нередко многие бухгалтеры игнорировали. Ведь штрафов за незаверенную книгу не было и нет. Потому-то теперь новый порядок ведения книги умалчивает про подпись налоговика и печать ИФНС. 

В новых правилах нет ни слова и о том, что данный регистр надо представить контролерам не позднее дня сдачи декларации по упрощенному налогу.

Однако не забывайте, что порядок, согласно которому вы вели книгу учета доходов и расходов в 2012 году, предусматривал ее заверение. А значит, отчитываясь в этом году за прошлый, безопаснее такой регистр все же представить инспектору. В последний раз.

Изменение № 2. Если ваша компания применяет объект «доходы», заполняйте новый раздел IV книги

С 2013 года для тех, кто применяет «доходную» упрощенку, чиновники предусмотрели новый раздел. В нем надо отражать все те суммы, которые уменьшают налог. А именно перечисленные в бюджет страховые взносы, выплаченные больничные и отчисления на добровольное личное страхование. Все вычитаемые выплаты названы в пункте 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

Частая ошибка

Сумму больничного пособия, оплаченную за счет ФСС, в разделе IV книги учета доходов и расходов отражать не надо.

Заметьте, уменьшить налог вы можете лишь на те взносы, которые вы уже уплатили во внебюджетный фонд (а не просто начислили). Это прямо предусмотрено в подпункте 1 пункта 3.1 статьи 346.21 кодекса.

А в подпункте 2 той же нормы теперь четко прописано, как уменьшать налог на сумму больничного пособия. В книгу должна попасть лишь та его часть, которую вы выдали работнику за счет компании. А сумму, оплаченную за счет ФСС, в разделе IV книги учета доходов и расходов отражать не надо. И соответственно, налог она не уменьшит.

Напомним, что ранее чиновники из ФНС России рассуждали по-другому. И разрешали вычитать из налога больничное пособие полностью. Об этом свидетельствует письмо от 15 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9475.

Успокоим: заполнять новый раздел совсем несложно. Давайте посмотрим на примере.

Пример. Заполнение раздела IV книги учета доходов и расходов для тех, кто платит упрощенный налог с доходов

ООО «Морозко» применяет упрощенку с объектом налогообложения «доходы». 11 февраля 2013 года (1) бухгалтер перечислил страховые взносы за январь 2013 года (2):

— на обязательное пенсионное страхование в размере 110 000 руб. Из них на страховую часть перечислено 86 000 руб. (3), а на накопительную — 24 000 руб. (4);

— на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 4500 руб. (5);

— на обязательное медицинское страхование — 25 500 руб. (6);

— на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний — 1000 руб. (7).

Кроме того, сотрудник ООО «Морозко» принес больничный лист за период с 22 по 25 января 2013 года (2), который ему оплатили 5 февраля (1). Сумма пособия, выданная за счет средств компании, составила 2500 руб. (8).

Бухгалтер ООО «Морозко» сделал записи в разделе IV книги учета доходов и расходов так, как показано в образце здесь >>.

Изменение № 3. Курсовые разницы в книге не отражайте

Вот вам еще одна важная новинка. С 2013 года имущество и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, упрощенщикам больше не нужно переоценивать. Об этом прямо сказано в новом пункте 5статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. А это значит, что курсовые разницы по таким операциям отражать в книге учета доходов и расходов, как это было раньше, не придется.

Новое правило более чем справедливо. Ведь будучи на упрощенке, доходы и расходы вы учитываете по кассовому методу. А значит, цену сделки достаточно перевести в рубли всего один раз — по официальному курсу Банка России, действующему на дату платежа.

Изменение № 4. Субсидии, полученные из бюджета и потраченные, показывайте в расходах, даже если платите налог с доходов

По общим правилам упрощенщики, учитывающие только доходы, сведения о расходах в книгу не заносят. И это понятно. Но вот с 2013 года появилось исключение.

В расходах теперь надо показывать потраченные суммы субсидий. Тех, что были выделены вашей компании из бюджета на определенные цели. В новом порядке поименовано два вида такого финансирования (п. 2.5 Порядка заполнения раздела I «Доходы и расходы», утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н).

Во-первых, государство частично может возмещать расходы на создание дополнительных рабочих мест, например для инвалидов. И во-вторых, бюджет выделяет средства на развитие малого или среднего предпринимательства. Это предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Главное, о чем важно помнить

1. С января 2013 года вести книгу учета доходов и расходов надо уже по новой форме.

2. Компании и предприниматели на «доходной» упрощенке, которые уплачивают страховые взносы, должны заполнять новый раздел IV книги.

Документ: приказ Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

О других переменах в работе бухгалтера в 2013 году, читайте в обзоре налоговых и бухгалтерских изменений.  А в «Справочнике по изменениям, которые повлияют на вашу работу в 2013 году» вы найдете удобную баблицу по всем поправкам.

 


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011356
Rambler's Top100