Испорченная репутация – как реагировать? Александр Кичаев Источник: E-xecutive Если ваша репутация в результате происков врагов или собственных ошибок оказалась подмоченной, это еще не повод отчаиваться. Снова стать белым и пушистым в глазах окружающих можно! Как? Читаем главу из книги Александра Кичаева «Как управлять репутацией и сценариями своей жизни».
оздать себе хорошую репутацию значит пригласить в свою жизнь успех и процветание. Это правило работает одинаково эффективно как в бизнесе, так и в личной сфере. Есть такое слово ОПОРОЧИТЬ. Это значит выявить или придумать некие пороки. Теперь о технологиях, которые используются для опорочивания неугодных. Есть так называемый черный пиар. Саванна, лежит лев, дремлет. Вдруг прилетает моль, садится ему на нос и говорит: Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а виноват не тот, кто грешит, а тот, кто не попадается. Поэтому у испорченной репутации есть две составляющих. Первая, это ваши действия или бездействие (в некоторых случаях именно ничегонеделание портит репутацию). Вторая, это восприятие вас окружающими. Увы, мало найдется людей, которые не поверят в плохое о других. Ведь это компенсирует их собственные комплексы неполноценности, - поверженные кумиры повышают самооценку тех, кто не испытал состояние возвышения над толпой. И даже если вам пока не довелось возвыситься над окружающими, все равно, ваше падение возвышает того, кто рядом, там же – в толпе. Особенно это заметно в социальных сетях. Стоит только появиться какой-нибудь негативной информации о человеке, как тут же появляются «смачные» комментарии и оценки по принципу: утопающего – утопи. При этом неважно, насколько убедительна и достоверна эта информация. Просто у людей появился повод самоутвердиться, пиная другого, особенно, если этот другой в глубине души воспринимается как более успешный и достойный. И что делать, если именно вы попали под «раздачу»? Мой клиент М. стал жертвой интриг конкурентов, которые, после безуспешных попыток ослабить его как бизнесмена, решили поиграть на поле морально-нравственных устоев. При помощи слухов среди коллег и подручных блогеров с журналистами они раздули тему его мужской неэффективности и неудачливости, раскрутив ситуацию супружеской неверности его жены. Расчет был на эффект переноса в сознании партнеров и клиентов идеи о том, что М. неудачник, лузер, ненадежен, плохо делает свое дело и пр. В общем, с таким человеком не стоит иметь дело! Как мы реагировали? Мы не стали вступать в дискуссии на их поле. Это только ослабило бы наши позиции и привлекло еще больше внимание к обсуждаемой теме. Мы использовали тактику отстройки. Не вели дискуссии во вражеских блогах, высказывались на своих (сдержанно) и нейтральных (но не от своего имени!) блогах и форумах. Это давало возможность последовательно и аргументированно излагать выгодную для нас точку зрения. Кстати, в информационных интернет войнах, обычно главная задача – завербовать в свой стан как можно больше праздных пользователей. И как только к вам переходит большинство, начинается нарастание позитивной энергомассы в вашей позиции. И, конечно же, старайтесь действовать «чужими руками», создавая впечатление большого количества ваших единомышленников. И растягивайте удовольствие, - не выкладывайте все свои аргументы сразу. Лучше, если они будут постепенно и постоянно вдалбливаться в головы вашей целевой аудитории. Тем самым вы заодно лишите оппонентов возможности просчитывать ваши реакции, концентрировать и корректировать свои аргументы. Как-то я спросил у известного адвоката Александра Добровинского, как он относится к тому, что ему клеят ярлыки «адвокат дьявола», «нерукопожатый адвокат» и тому подобное. И вот, что я услышал. «Это большой плюс. «Человек может все», – это Воланд... «Адвокат дьявола» – это большой комплимент, большего комплимента адвокату сделать нельзя. Но те, кто так пишет, это юридически девственные люди – они просто не понимают, о чем речь: кто такой адвокат дьявола? Дьявол, который на каком-то суде не может защитить себя сам?! Он не может ничего сделать, приходит к адвокату и говорит: «Я дьявол, помоги мне». Человек креативнее дьявола! Какого ума! Выше этого комплимента нет. Люди, которые считают это оскорблением, на самом деле делают комплимент. А насчет «рукопожатого» – что еще остается людям, которые с треском проиграли процесс?» Так что негатив о себе можно корректировать, ввязываясь в информационные войны, а можно принять, и даже гордиться этим, находя в нем другие, позитивные смыслы… Мы еще вернемся не раз к тому, как очищать свою репутацию, а пока анекдот. Крыса жаловалась окружающим, что люди ее не любят, оскорбительно отзываются. Зато хомячку люди улыбаются и стремятся его погладить. - У тебя испорченная репутация, а у хомячка PR лучше! История использования компромата уходит корнями в глубокую древность. В мифах и легендах врагам приписывались всевозможные недостатки и неблаговидные поступки. Причем при использовании компромата не ограничивались навешиванием ярлыков и обидных прозвищ, а еще и подкрепляли это фактами (реальными или мнимыми), вплетая их в истории. Например, есть такой прием как «делигитимизация», когда реальные факты подаются в неожиданном, порочном ракурсе – «политик поцеловал мальчика в живот, потому что он – скрытый педофил», «у него нет романов на работе, потому что он – импотент/гомосексуалист и пр.». Таким образом, приписывают человеку лицемерие, притворство, тайные «гнилые» мысли, и тогда ваши подозрения, основанные на домыслах и предположениях, запустят у других поиск подтверждения, реальных обоснований. Это удобная позиция для «борца» за нравственность, чистоту и порядочность. Почти невозможно отмыться от обвинений в зависти к кому-то или от сочувствий типа «не обижайся», «не нервничай» - это ослабляет человека, и его попытки опровергнуть ваши предположения, только усиливают убеждение окружающих в вашей неправоте. При компромате оппонента стараются дискредитировать и как личность (с бытовыми подтверждениями), и как профессионала (недостатки образования, компетентности), используя нередко слухи и интриги. Слух это деформированная информация, актуальная и значимая для участников коммуникации, но не имеющая достоверного объяснения, официального / научного подтверждения. Виды и динамика слухов. 1. Стихийные – сконструированные – стихийно-скорректированные. 2. Позитивные/белые и негативные/черные (радость – опасность) – характеристика – новое/старое. 3. Деформированная информация: Обобщение. Искажение. Исключение. 4. Противодействие: контрслух, коррекция, игнорирование. Слухмейкеринг используется как специалистами-профессионалами по опорочиванию так и многочисленными любителями этого дела. Чаще всего они «защищают» человека от негативных слухов, осуждают тех, кто придумал это, тем самым подробно излагая его и активно распространяя. В этом случае им важно откреститься от жертвы, и осудить такие способы «нечестной» борьбы. Высший пилотаж – публично выудить наводящими вопросами негативную информацию о вашем враге у других, а потом негодующе начинать спор и дискуссии по этому поводу, систематически ссылаясь на «источник» после этого. Почему негативные слухи быстро подхватываются? Потому что в основе негативной информации - эмоция страха. В обсуждении она разделяется с другими, и, соответственно, уменьшается, происходит «облегчение». Обсуждение перспектив, способов противодействия или принятия худшего подпитывает и динамизирует слух. Переполнение или недосыщение радостью или тревогой вызывает слух как способ эмоционального баланса (разрядки/зарядки). Для распространения слуха он должен соответствовать установкам участников информационной цепочки. Если нет, то он либо умирает, либо корректируется, часто кардинально. Слухи об увольнении/сокращении стимулируют работников, придают динамику – хорошее средство борьбы с производственным и креативным застоем. Борьба со слухом должна вестись не на уровне сюжета/фабулы, а на уровне установок или источника. Например, ходит слух о непорядочном поведении коллеги. Сюжет – сотрудница И. спит с шефом. Установка – (обобщение) все красивые, молодые женщины потенциально готовы делать карьеру в постели. Коррекция – не все красивые готовы; не всем красивым важна карьера; готовы ли вы на все ради карьеры; Отстройка источника слухов + ярлык недоверия «и вы верите этому сплетнику?» Превентивная информация: «наверное, скоро пойдут разговоры о том, что между нами…» Ошибка реагирования – «Она не спит! А вы что свечку держали! А какое ваше дело!» Слух обычно проходит следующие стадии. 1 стадия: НЕ знаю – НЕ обсуждаю 2 стадия: НЕ знаю - Обсуждаю 3 стадия: Знаю - Обсуждаю 4 стадия: Знаю – НЕ обсуждаю (1 вариант – слух исчерпал свой информационный ресурс и умирает; 2 вариант – слух усиливается, выходит на новый виток, обрастая иррациональной энергетикой и новыми подробностями). Можно «застрять» на любом этапе циркуляции слуха, если наслаиваются новые иррациональные идеи. Теперь немного об интриге. Интрига – использование собственных преимуществ и слабостей адресата/противника, стратегия позиционирования полезной / безопасной собственной роли, которая маскирует вредные / опасные намерения. Интрига – протяженная во времени стратегическая многоходовка с крупным выигрышем и манипуляциями (чаще тактические приемы с небольшими выигрышами, лежащие в основе интриги). Интрига – борьба установок и, соответственно, - эмоций инициатора и противников. Выигрыш – разрушение / коррекция вражеской установки, посредством замены одного или всех пяти позитивных компонентов установки на негативные. Главный выигрыш – удовлетворение собственной эмоции / потребности. Инициатор интриги обычно имеет преимущество, ведь он задумывает свой сценарий в тишине, не торопясь, а, запустив его, отстраивается, но другие участники вовлекаются в происходящее здесь и сейчас. У них нет времени обдумывать свои действия, они не видят всей картины в целом, оценивая разорванные фрагменты, они не понимают истинных целей происходящего. Интрига включает в себя несколько этапов: 1. Сбор информации об адресате воздействия, противнике и наблюдателях. Выявление ожиданий и потребностей. Определение слабых и сильных сторон. Сферы и приоритетов интересов. 2. Разработка стратегий воздействия на адресата. 3. Разработка стратегий противодействия противнику. 4. Разработка позиционирования прикрытия и отвлечения. 5. Аттракция. Начало действий (7 шагов достижения результата). · завязка. · изложение позиций. · первичная корректировка. · проверка. · вторичная корректировка. · проверка · закрепление. 6. Проверка инициирование и коррекция обратной связи адресата. 7. Выигрыш/проигрыш инициатора. Необходимая информация перед началом закручивания интриги: · Как обстоят ваши дела в данной ситуации в настоящий момент (ресурсы, угрозы)? · Какое желаемое состояние позволит вам получить ситуационный выигрыш? Необходимые изменения? · Каковы негативные последствия, напрямую или косвенно связанные с улучшением или сохранением нынешнего положения? · Какие выгоды или преимущества вы приобретете, решив задачу? Что это достижение даст вам и окружающим? · Угрозы. Что мешает достижению желаемого состояния? Каковы внутренние и внешние препятствия на пути к решению задачи? · Какие способы нейтрализации препятствий? Что можно предпринять для преодоления барьеров? Вот перечень слабостей, которые используются в интригах
Мишень воздействия – те особенности личности, на которые воздействует манипулятор, и в результате этого жертва принимает нужные инициатору решения. Адресуясь к мишеням, манипулятор делает их доминирующими в сознании жертвы настолько, что подавляется критическая реакция, блокируется логика, рациональность, рассудительность. Универсальные побудители: чувство достоинства, стремление к признанию, успеху, материальной выгоде, получению удовольствия, комфорту, желание быть здоровым, красивым, иметь благополучную семью и пр. Продвинутые способы манипулирования предполагают предварительное культивирование мнений или желаний, закрепление в сознании или представлениях, локализация в психике, а затем обращение к ним. Приманки – то, что помогает манипулятору усыпить бдительность жертвы, отвлечь внимание, зацепить нереализованную/важную потребность, попасть в мишень воздействия. Приманки служат для маскировки истинных целей манипулятора Источники манипуляционных преимуществ интриги: · Собственные силы. Свои статусные: ролевая позиция, должность, возраст. Деловые: квалификация, способности, знания, аргументы. · Привлеченные или заемные силы (другие). Представительная поддержка: «я от…; не за себя стараюсь…; я не против, но…». Конвенциальные: сила обобщенных других; нормы поведения, традиции, ценности, мораль «поймут ли нас…; а что скажут…» · Процессуальные силы. Динамические: темп, паузы, инициатива. Позиционные: эксплуатация эмоционального тона, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения и пр. Обида «про запас» - активизация прошлых проблем в нужный момент. Договоренности: использование соглашений, имеющих юридическую, моральную, рациональную силу. · Слабости партнера. Психические особенности: чувствительность к похвалам, сильная любовь (в т.ч. к детям), желание поруководить, вспыльчивость, молчаливость и пр. · Энергия присоединения. Имитация хорошего понимания, подстройка. · Сила обстоятельств. Использование регламента, ритуалов, церемоний, стереотипов. В завершение раздела, в качестве иллюстрации хочу привести текст арии дона Базилио из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Клевета вначале сладко Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011501
|