ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Станислав Волков: «Не нужно готовиться к прошедшей войне»


Софья Ручко
Источник: Банкир.ру
О факторах успеха банков, невозможности ЦБ управлять инфляцией, уроках Кипра в интервью Bankir.Ru рассказал руководитель отдела рейтингов кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислав Волков.

– На ваш взгляд, что станет драйвером роста банковского рынка в этом году?

– Давайте попробуем найти такой драйвер. В 2012 году, очевидно, это было необеспеченное розничное кредитование. Сейчас в связи с регулятивными новациями – требованиями со стороны ЦБ формировать более высокие резервы под необеспеченные кредиты физлицам – многие банки стали более осторожно подходить к экспансии в этом сегменте. Они сами осознают, что растут риски перегрева рынка розничного кредитования, и что спад доходов людей может обрушить эту «кредитную пирамиду».

Тем не менее, необеспеченная розница продолжит расти гораздо быстрее, чем другие сегменты рынка, но медленнее, чем в предыдущие два года.

В сегменте кредитования крупного бизнеса может возрасти конкуренция с трансграничным кредитованием. То есть многие наши компании опять вернутся на западные рынки, в то время как в кризис они обращались за рефинансированием своих долгов в российские банки.

В сегменте малого и среднего бизнеса нет серьезных новаций, кроме введения повышенных резервов по кредитам с отсрочкой платежей по телу долга и процентам. Под это попадает в большей степени средний бизнес.

Казалось бы, кредиты малому бизнесу должны расти быстрее. Но здесь тоже есть определенные ограничения, связанные с ростом налоговой нагрузки и замедлением экономики. На повышение страховых взносов индивидуальные предприниматели ответили массовым уходом в тень. Этот факт подрывает базу для кредитования малого бизнеса. Необходимые ссуды предприниматели, видимо, будут брать, но как физлица и дороже.

Что касается работы с ценными бумагами, то на них вряд ли можно будет сильно заработать в этом году.

– POS-кредитование и карточное кредитование еще долго будут прибыльными?

–  Я думаю, что карточное кредитование еще длительное время будет достаточно «яркой звездой» банковского рынка. Время POS-кредитования уже, видимо, заканчивается, в том числе из-за конкуренции с карточным кредитованием. Карточный кредит удобнее и воспринимается потребителями как более передовой инструмент.

– Ваши прогнозы по развитию ипотеки?

– Мы ожидаем рост выдачи ипотечных кредитов на уровне 25%. Для данного сегмента рынка это мало. Таких низких темпов не было с начала его существования (за исключением кризисного 2009 года). Существующий перекос в рознице, когда ипотека развита гораздо слабее, необеспеченного розничного кредитования, еще усугубится.

– Почему?

– Во-первых, ипотека – это более сложный финансовый продукт. Также здесь банки строже подходят к вопросу оценки заемщиков. Кроме того, ипотека ориентирована на средний класс, прослойка которого гораздо уже, чем количество людей с низкими доходами, на которых нацелено потребительское кредитование.

– Снижение ставки увеличило бы количество заемщиков?

– Ипотека – тот продукт, который очень чувствителен к ставке. Ее снижение буквально на 1–2% дает серьезный всплеск спроса со стороны заемщиков.

– Я думаю, банкам интересно выдавать ипотеку с последующим рефинансированием, чтобы не держать эти кредиты у себя на балансе.

– При дорогом фондировании комиссионная модель – более правильная.

Но есть еще вариант, когда банк с очень высокой долей стабильного корпоративного фондирования может направлять эти средства на ипотеку и зарабатывать хорошие деньги. Пример – Газпромбанк.

– Сейчас банкам стало сложнее зарабатывать?

– Сейчас стало менее очевидно, на чем делать акцент.

Универсальность сегодня – очень дорогое занятие для банка. Развиваться по всем направлениям могут себе позволить очень немногие игроки рынка.

– Монолайнеры устойчивее?

– Скорее, «двулайнеры». Когда у банка есть основное направление бизнеса и резервное (на случай если основное начнет выдыхаться). Это могут быть, например, микрокредиты малому бизнесу и розница.

– Если банк хочет быть высокомаржинальным и при этом устойчивым, то чем стоит заниматься? Или чудес не бывает?

– Нужно фондироваться либо за счет юрлиц и им же давать деньги, либо фондироваться за счет физлиц и тогда кредитовать именно их. Либо фондироваться за счет физлиц и заниматься необеспеченным кредитованием, где высокая маржа. Банки, которые привлекают дорогие вклады и размещают эти деньги в корпоративное кредитование, наименее прибыльны.

– Банковский рынок насыщен банками? Есть ли шанс у банка, входящего в ТОП-100, скажем, занять какие-то более привлекательные позиции?

– Передвижение банков из второй сотни в первую идет довольно активно. 5–7 банков раз в полгода передвигаются на более лидирующие позиции. Например, банк «Восточный». Года полтора назад его не было в ТОП-50, сейчас он там довольно крепко обосновался.

– За счет чего?

– За счет розницы.

– Секрет успеха все-таки в рознице.

– Секрет успеха 2012 года – в рознице. Но банки, которые сейчас хотят выйти в сегмент необеспеченных кредитов наличными, возможно, уже готовятся к прошедшей «войне». Важно понимать, что постепенно в необеспеченной рознице растут риски перегрева. Может быть, еще год-полгода нужно ставить на розницу, но при этом необходимо иметь план «В», знать, как стабилизировать портфель, не получив при этом взрывного роста дефолтности.

– Что может быть планом «В»?

– Возможно, перенос розничных технологий в сегмент кредитования малого бизнеса.

– Интернет-банкинг, на ваш взгляд, это реальный способ снижения затрат кредитной организации или все же инвестиция в будущее?

– Есть два основных мотива развития интернет-банкинга.

Первый – снижение нагрузки на сеть операционных офисов и уменьшение затрат.

Второй вариант – монетизация интернет-банкинга. Этого у нас еще нет. Многие банки предлагают сейчас дистанционное обслуживание бесплатно, что не будет длиться вечно. Это нужно только до тех пор, пока не набралась критическая масса пользователей интернет-банкинга.

– На чем базируются рейтинги банков «Эксперт РА»?

– Есть известная аббревиатура CAMELS: это капитал, качество активов, эффективность менеджмента, прибыльность, ликвидность и чувствительность к риску. Все эти компоненты входят в нашу методику.

– Чем рейтинги рейтинговых агентств отличаются друг от друга?

– Базовые принципы одинаковы у всех. Отличаться они могут отношением к разным отраслевым рискам. Например, некоторые международные агентства говорят, что они на дух не переносят стройку, девелоперов, и как только видят, что банк инвестирует в эти проекты, то сразу решают, что у него есть высокие риски.

Время показывает, чьи рейтинги были ошибочны. Например, Национальное рейтинговое агентство. Мы даже ведем «летопись» их ошибок, и практически каждый квартал пополняем очередным случаем.

Самый яркий пример – Петрофф-банк. Он был одним из тех банков, которые не вернули беззалоговый кредит Банку России. Осенью 2009 года мы снизили его рейтинг до такого уровня, что Петрофф-банк больше не мог брать беззалоговые кредиты. В это же время НРА повысило рейтинг банка уровня А, это высокий уровень кредитоспособности по их шкале. В том же месяце банк показал картотеку непроведенных платежей, а это сигнал очень серьезных проблем с ликвидностью. Банк агонизировал еще немногим более полгода, после чего лишился лицензии.

– Есть какая-то ответственность у рейтинговых агентств за допущенные ошибки?

– Прямой – нет. Но ключевой актив агентства – это репутация, и те или иные ошибки не могут не отразиться на ней.

Пока регулирование рейтинговых агентств находится в зачаточном состоянии. Первый шаг в этом направлении был сделан в 2010 году, когда рейтинговые агентства прошли аккредитацию при Минфине. Сейчас рейтинги именно этих агентств признаются в целях регулирования.

– В целом сейчас банковская система стабильна?

– Все познается в сравнении. Российская банковская система гораздо более стабильна, чем банковская система Кипра.

– Как вы относитесь к тому, что произошло на Кипре? Кто-то считает, что это благо, потому что деньги могут вернуться в Россию.

– Многие представители российского среднего бизнеса потеряют свои деньги (крупный бизнес использовал более привилегированные юрисдикции – в Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии). Это негатив.

Но есть и отложенный позитивный эффект. В будущем Россия, может быть, будет рассматриваться как одна из более-менее надежных стран, где можно хранить свои деньги.

Почему средний бизнес должен хранить свои деньги на Кипре? Это не очень правильно. Практика показала, что даже если ты не доверяешь своему государству, то отсюда не следует слепое доверие чужой стране. Если тут ты хоть какие-то рычаги давления на власть можешь использовать, то давить на Евросоюз вряд ли получится.

Ситуация на Кипре – очень серьезный сигнал российским элитам о том, что не все вопросы можно решить в оффшорных юрисдикциях. Не нужно рассчитывать, что в случае чего можно уехать в тихое место. Многие люди могут столкнуться с тем, что здесь они чего-то стоят, здесь их уважают, а там они – никто, средний класс, с которым реально никто не считается.

– Кто тормозит развитие нашей экономики? Некоторые аналитики считают, что Центральный банк. Согласны ли вы с этим и в чем видите роль регулятора?

– Многие экономисты считают, что ключевой задачей Центрального банка должно быть снижение инфляции. Но в текущей ситуации ЦБ не может управлять инфляцией в полной мере, потому что очень велика доля немонетарной инфляции, которую формирует ряд сфер с низким уровнем конкуренции, например, ЖКХ. Как только там разрешают поднять тарифы, то цены сразу взлетают на максимально допустимую величину. Это дает серьезный импульс ценам по всей экономике. То же самое – рынок топлива. Эта сфера также не самая высоко конкурентная в России, особенно в регионах.

Центральный банк не может обуздать эти монополии. Многие рычаги в борьбе с инфляцией сосредоточены в руках правительства. И если говорить о том, кто тормозит экономику, то есть и вина правительства, и ЦБ. Правительство упустило время для расшивки узких мест в инфраструктуре, ЦБ не смог добиться радикального увеличения уровня монетизации экономики (соотношения М2 к ВВП). В условиях низкой монетизации экономики жесткая денежная политика бьет больше по экономическому росту, чем снижает инфляцию.

– Как ЦБ может помочь экономике?

– Есть тонкие инструменты стимулирования экономики – например, увеличение денежного мультипликатора за счет улучшения системы рефинансирования банков и снижения доли наличных денег в обороте. Когда увеличивается денежный мультипликатор, в результате экономика насыщается деньгами, при этом инфляция не растет, и стоимость денег, она же ставка по кредитам, снижается.

Когда деньги лежат «под подушкой», такого эффекта нет. Денежный мультипликатор остается маленьким, деньги не работают, и экономика «задыхается» от их нехватки.

– И как вынуть деньги «из-под подушки»?

– Повысить доверие людей.

Есть система страхования вкладов. Ее работа очень важна в этом смысле. Сейчас застрахована сумма вкладов до 700 тыс. рублей. Повышение ее до 1 млн., конечно, дало бы весьма позитивный эффект.

Еще одна мера – формирование более национально ориентированной элиты. Выстраивание таких правил игры, которые будут признаны справедливыми и будут удерживать элиту в том месте, где она работает, то есть в России.

Проблема в том, что когда элита рассматривает страну только как место для заработка, а не место своего будущего проживания, то эти мысли «сверху» транслируются «вниз», и о доверии речь не идет уже и на массовом уровне тоже.

– И в заключение вернемся к банковской теме. От каких ошибок вы могли бы предостеречь банки сегодня?

– Банки не должны чрезмерно уповать на то, что в случае чего ЦБ начнет в огромном объеме выдавать им беззалоговые кредиты. В крайнем случае Центральный банк может начать раздавать беззалоговые кредиты, но не всем. Скорее система рефинансирования будет развиваться за счет расширения лимитов по залоговым инструментам, и это правильно. Поэтому банкам нужно заботиться о формировании качественной залоговой базы, то есть следить за качеством активов.

А в целом банкиры (за исключением тех, кто чрезмерно увлекся необеспеченной розницей) достаточно осторожны. Они помнят уроки кризиса.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011670
Rambler's Top100