ЧОУ Институт проблем предпринимательства

МСФО: Разрушение мифов. Часть 3



Источник: Банкир.ру
Робин Джойс – профессор кафедры «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» Финансовой Академии при Правительстве РФ, бизнес-тренер. Британец, работает в России с 1993 года, на постоянной основе – с 2002 года. Ведущий специалист в области Международных Стандартов Финансовой Отчетности, является высококвалифицированным и опытным бухгалтером в сфере управленческого учета. С 2003 по 2009 годы работал в компании ПрайсВотерхаусКуперс и принимал участие в реализации четырех проектов ЕС ТАСИС совместно с Министерством Финансов РФ, Центральным Банком РФ и Министерством Экономического Развития и Торговли РФ. Проводит подготовку специалистов по МСФО с последующей экзаменационной проверкой в ACCA (Ассоциация присяжных сертифицированных бухгалтеров). Автор крупнейшей библиотеки методических пособий по МСФО на русском языке.

В своем еженедельном обзоре авторы дают краткий комментарий по некоторым аспектам практического применения МСФО. Перед внимательным читателем приоткроются завесы «кухни» ведения учета ведущих зарубежных банков и компаний, той кухни, на которой варится впечатляющая прибыль в их отчетах. Насколько незыблемы Стандарты? Зачастую позиция авторов расходится с традиционными и уже привычными для нас представлениями по МСФО, что представляет еще больший интерес для всех специалистов в этой области – от начинающих и делающих в этой области свои первые шаги до опытных и высококвалифицированных мастеров учета.

МСФО (IFRS) 9: Финансовые инструменты

В этом стандарте содержится порядок анализа и оценки финансовых активов и обязательств, он заменяет большую часть МСФО (IAS) 39. МСФО 9 не является пока завершенным.

Существуют две цели работы с финансовыми инструментами:

  1. держать для инвестиционных целей и выплат по капиталу до наступления по ним сроков.
  2. держать для спекулятивной цели и продать с выгодой.

- Держать до наступления сроков погашения – самый простой путь: получите процент и стоимость инструмента (не упустите наращивание процентного дохода), за исключением того, что любая премия или дисконт должны амортизироваться с применением эффективной процентной ставки.Сама стоимость никогда не амортизируется (и, несмотря на это, называется Амортизируемой Стоимостью). Всегда амортизируются только премия или дисконт. Операционные затраты включаются в премию или дисконт.

- Спекуляция. Делать переоценку ежедневно/ежемесячно вплоть до момента продажи. Разница в отчете о прибылях и убытках = Справедливая стоимость через прибыль или убыток.

Эти два принципа бухгалтерского учета распространяются на активы и обязательства и применяются в зависимости от модели бизнеса предприятия.

Другой способ учета инвестиционных инструментов, не используемых для торговли, – отнесение переоценок в прочий совокупный доход, а дивидендов и обесценения – в отчет о прибылях и убытках.

Переоценка финансовых обязательств

Рассматриваемый ниже порядок оценки финансовых обязательств можно считать худшим элементом МСФО. Этот порядок, позаимствованный из американских стандартов GAAP, обеспечивает иллюзорную прибыль (из которой банкиры берут себе чрезмерные премии). Это малопонятно вне банковских кругов.

МСФО определяет, что «прибыль» включена в прочий совокупный доход, но признание этой «прибыли» несовместимо с МСФО. Это носит невнятное название «регулирование стоимости долга».

Регулирование стоимости долга (из тезисов к моей докторской диссертации 2009 года)

(Эта проблема вновь появилась в 2011 году, когда упали банковские рейтинги)

Регулированием стоимости долга пользовалось многие банки, хотя это применимо на любом предприятии, имеющем финансовые обязательства, для превращения убытка в прибыль. Эта проблема имеет отношение к выпущенным облигациям, имеющим рыночную цену.

Идея в том, что, если у вас есть обязательство номиналом в 100 единиц и вы можете рассчитаться по нему за 80 единиц, вы получаете прибыль от реализации в 20 единиц. (Прибыль от реализации – это замечательно; это следующий шаг к честности).

Расширим эту ситуацию – вы не произвели расчет по обязательству, и рыночная цена равна 80 единицам (возможно из-за колебаний валютных курсов или осознания увеличения риска вашей компании). В этом случае МСФО позволяет вам учесть свое обязательство по рыночной цене и признать выгоду.

Регулирование стоимости долга имеет отношение к случаю выпуска облигаций непосредственно самим банком. Если наш банк выпустил облигацию стоимостью 100 единиц с 10%-ым купоном, то рост рыночных процентных ставок, предположим, до 15%, сделает эту облигацию менее привлекательной для инвесторов, и она будет, вероятно, оцениваться с дисконтом. У банка есть выбор – выкупить собственную облигацию на рынке (если банк имеет для этого свободные денежные средства) и получить прибыль, либо подождать наступления сроков погашения и заплатить 100 единиц инвестору.

ВТБ показывает прибыль, выкупая собственные облигации

Российский банк ВТБ имел денежные средства и чистую прибыль в размере $212 млн. в прошлом году, получив огромную прибыль от выкупа собственных облигаций в четвертом квартале, когда обслуживание проблемных кредитов улучшилось. Если бы ВТБ в четвертом квартале не направил прибыль в размере $349 мпн. на выкуп $1,4 млрд. своих собственных облигаций, банк закончил бы год с убытком.

Банк получил прибыль от выкупа собственных облигаций в первом квартале и продолжил выкупать собственный долг в течение года, пока состояние рынка оставалось благоприятным. «Облигации ВТБ торгуются ниже номинала. Возможно, ВТБ выкупит свои облигации приблизительно с 20-процентной скидкой и получит доход». В итоге ВТБ выкупил облигации и получил прибыль.

Бумажная прибыль банков США по облигациям

В США у банков не было достаточного количества наличных денег для выкупа своих облигаций (и получения прибыли). Рыночная стоимость их облигаций снизилась по отношению к общим процентным ставкам, или – что более вероятно, – это снижение произошло по причине экстремально низких процентных ставок, потому что инвесторы видят в этом основной риск неплатежа. Банки оценили и признали прибыль на основании падения цены облигаций по отношению к рыночным ценам на обязательства. Фактически их прибыль не была получена.

Регулирование стоимости долга – прибыль является обманом

Такая прибыль – это обман. Если повышение рыночных ставок до 15% вызвало падение цены облигаций, банк должен был бы занять деньги за 15%, чтобы погасить 10%-ую облигацию. Таким образом, при расчете прибыли от этой операции надо было бы сопоставлять выросшие процентные выплаты до 15 % с текущей стоимостью облигаций в 10%.

Если облигация торгуется с дисконтом по причине испорченной репутации банка и существования риска неплатежей, банк может лишь увеличить ставки по финансированию (предположительно) до 18–20 %, выкупить облигацию и быть обремененным будущими платежами под 18–20 % вместо 10 %.

Регулирование стоимости долга – временный характер прибыли

HSBC признал временный характер своей прибыли в отчетах: «Ежеквартальный отчет в первом квартале 2009 года включал существенную прибыль от пересчета по справедливой стоимости нашего собственного долга. В случае исключения этой прибыли, которая полностью аннулируется через некоторое время, прибыль до вычета налогов уменьшилась по сравнению с первым кварталом 2008 года, поскольку рост прибыли был перекрыт увеличением неплатежей по ссудам и созданием резервов по кредитным рискам».

У американских банков не было никакого желания объяснять, что прибыль была иллюзорна (поскольку у них не было средств для выкупа облигаций): Citigroup учитывал на счетах снижение объемов своего собственного долга: регулирование стоимости долга. Эта стратегия добавила $2,7 млрд. к чистому доходу компании за квартал, – сумму, которая перекрыла чистый доход Citigroup, зафиксированный в отчетах.

Вот как это работало:

Долги Citigroup упали в цене на рынке облигаций из-за беспокойства по поводу финансового здоровья компании. Но по правилам бухгалтерского учета Citigroup имел возможность показать одноразовую прибыль, приблизительно эквивалентную этому падению, потому что теоретически банк мог выкупить свои долги на открытом рынке дешевле. Впрочем, в реальности Citigroup этого не делал.

«Это – доход с отбросов, – сказал Джек Т. Цисилски, бухгалтерский консультант. – Они получают больше денег от ухудшения кредитного риска, чем от работы с хорошими ссудами».

Bank of America также извлек выгоду от колебаний оценок некоторых инвестиций. В частности, он получил $2,2 млрд. от регулирования стоимости долга при реструктурировании Merrill и отразил в своем балансе прибыль около $1,5 млрд.

Регулирование стоимости долга – возвращение к убыткам

Morgan Stanley показал в отчетах ухудшение своих финансовых результатов из-за потери чистого дохода в размере $1,5 млрд., связанной со снижением спрэдов по долгосрочным ссудам (регулирование стоимости долга). Если бы до этого банк отразил по эти операциям прибыль, в этом случае он должен был бы показать убыток. Если бы он выпустил облигации стоимостью в 100 единиц, и эта стоимость поддерживалась бы на том же уровне, никаких потерь бы не возникло, так как при выкупе будут заплачены те же 100 единиц.

Финансовая отчетность намеренно чрезвычайно непрозрачна, поскольку она указывает, что, вероятно, из прибыли, полученной в предыдущем периоде от регулирования стоимости долга, были выплачены бонусы, и мы только можем наблюдать, как эта прибыль испаряется в следующем квартале: «Morgan Stanley был бы прибыльным в этом квартале, если бы не драматическое изменение наших спрэдов по кредитам, — которое является важным позитивом в развитии, но имеет краткосрочное негативное воздействие на наши доходы».

Извлечение прибыли из-за ухудшения кредитного риска приводит к тому, что важные положительные моменты в развитии, снижающие риски, негативно влияют на прибыль.

МСФО (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность

Являясь в большинстве своем заменой МСФО (IAS) 27, МСФО (IFRS) 10 концентрируется на том, когда вы должны объединиться – когда вы приобретаете контроль. На первые взгляд подробные правила кажутся излишними. Разумеется, вы знаете, когда вы приобретаете контроль? Потребность в подробных правилах возникла из особенностей ведения бизнеса группами (а именно, банками), которые не консолидируют подконтрольные им операции и предпочитают не показывать их по бухгалтерскому балансу. Американский энергетический гигант Enron был мастером сокрытия на своем балансе всех плохих новостей (расходы, ссуды, риски), – до того, как эффектно обанкротился десять лет назад.

Крупнейшие банки имеют буквально триллионы долларов в активах и пассивах вне своих бухгалтерских балансов. Банкам нет необходимости подкреплять эти активы и пассивы капиталом, как если бы они были на бухгалтерском балансе.

МСФО (IFRS) 3 дает больше деталей по технике консолидации, требования по раскрытию информации находятся в МСФО (IFRS) 12.

МСФО (IFRS) 11 Совместные предприятия

Смотрите комментарии к МСФО (IAS) 28. Хороший бухгалтерский пример: TNK-BP (российское совместное предприятие ТНК и BP). Должен быть договор, разграничивающий контроль. Принятие решения должно быть единогласным. Теперь существует порядок ведения учета для совместных предприятий (по методу долевого участия – смотрите МСФО (IAS) 28) и для совместных операций (через выделение своей доли в активах, обязательствах, доходах и расходах). Сейчас идет объединение этого стандарта и МСФО (IAS) 31, требования по раскрытию информации можно найти в МСФО (IFRS) 12.

МСФО (IFRS) 12 Раскрытие инвестиций в другие компании

«Глобальный финансовый кризис, который начался в 2007 году, также выдвинул на первый план проблему недостаточной прозрачности рисков, раскрываемых компанией по ее причастности к структурированным юридическим лицам, включая тех, которых она спонсировала.

Совет МСФО пришел к заключению, что объединенный стандарт раскрытия информации по инвестициям в другие компании облегчит понимание и применение требования по раскрытию для филиалов, совместных предприятий, партнеров и неконсолидированных структурированных юридических лиц. Это позволит оценить пользователям финансовой отчетности:

(a) характер этих инвестиций и связанные с ними риски; и

(б) финансовую эффективность этих инвестиций, финансовые показатели по ним и связанные с ними потоки денежных средств».

МСФО (IFRS) 12 требует детализировать структуру группы, обращая особое внимание на неконсолидированные структурированные компании. Требуется раскрывать причины принятия решений о представлении предприятия как консолидированного, ассоциированного или совместного, кроме того, необходимо раскрывать эффект от неконтролирующих инвестиций и ограничений в использовании активов.

МСФО (IFRS) 13 Оценка по справедливой стоимости

МСФО (IFRS) 13 детализирует определение справедливой стоимости по аналогии с американскими стандартами GAAP.

У нас есть 3 уровня в иерархии стоимости (введенных МСФО (IFRS) 7 в 2009 году), согласно которым самый наивысший приоритет имеют рыночные котировки (некорректируемые) на активных рынках для идентичных активов или обязательств (Уровень 1), и на самом низком уровне (Уровень 3) находятся активы и обязательства, которые не торгуются на рынке.

Уровень 2 – активы и обязательства, цены на которые возможно прямо или косвенно определить рыночным образом, за исключением тех, которые относятся к Уровню 1.

Финансовые инструменты, которые присутствуют на активных рынках, обычно относятся к Уровню 1. Большинство собственности уникально (идентичной не существует), но при наличии подобных ей эквивалентов, она может быть отнесена к Уровню 2. Уровень 3 включает в основном внебиржевые финансовые производные инструменты, объем которых значительно превышает объемы, продаваемые на торгах.

Необходимо раскрывать технологию отнесения активов или обязательств к Уровню 2 и 3. Учитывая особое место понятия справедливой стоимости в МСФО и мошеннические схемы оценок, которые появились в кризис 2008 года, этот Стандарт является ключевым именно для финансового сектора. Все возможные лазейки будут нещадно эксплуатироваться.

МСФО – будущие проблемы

Забалансовые счета остаются огромным вызовом европейским (IFRS) и американским (GAAP) стандартам учета, которые имеют много общего в своем отношении к этой проблеме. Успех с порядком учета аренды не был распространен на учет для ассоциаций и совместных предприятий (учет по справедливой стоимости), при котором ссуды и обязательства регулируются в примечаниях.

Однако все это незначительно при сравнении с забалансовыми активами и пассивами банков, слишком крупных, чтобы потерпеть неудачу, страховых компаний и других крупных игроков в национальных и мировой экономиках. Сравнение неучтенных на балансах объемов (зачастую это триллионы долларов) с капиталом этих институтов становится пугающим и провоцирует возникновение следующего кризиса.

Определение обязательства в МСФО предотвращает риски (смотрите Принципы и МСФО (IAS) 37).

Вероятно, это будет изменяться с тем, чтобы высветить забалансовые статьи бухгалтерского баланса в финансовой отчетности, вместо того, чтобы хоронить их в примечаниях.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011707
Rambler's Top100